Горы мира > Памиро-Алай >

Фото: Игорь Логинов, Александр Жигалов
Источник Столбы

Сабах. Зимний первопроход 5Б в двойке в стиле нон-стоп

Совершив серию акклиматизационных выходов и переждав непогоду в связи со сменой фазы луны, нам всё же необходимо было отступить от основного восхождения на п. Сварог по ц С стены.

Проработав около 14 верёвок и переночевав в платформе, на второй день восхождения мы сдюльферяли вниз из-за болезни одного из участников экспедиции.

В базовом лагере на 2500 у нас было около двух дней, чтобы решить, что делать дальше, поскольку экспедиция в ущелье Сабах подходит к концу.

Нам с Пашей Власенко в голову пришла идея. Ещё во время первого выхода под маршрут нам в глаза бросилась Северная стена с ледовой "лопатой" п.Парус (З).

Время на размышления почти не оставалось. Необходимо было решить здесь и сейчас: сможем, успеем ли мы пройти вдвоём без планируемой ночёвки первопроход по центру стены. Решили - собираемся!

Заброситься под маршрут нам помогли Гоша Калита и Илья Ефремов.

Установили палатку штурмового лагеря на высоте 4270, примерно на высоте начала ледовой "лопаты".

Первого марта, в первый день весны, встали в 3:30, позавтракали, собрались, взяв с собой запасные рукавицы, 2 сникерса, 4 энергетических батончика и пару литровых бутылок изотоника, пошли к началу маршрута.

В 6:00 я с ледовыми инструментами начал проходить одну за одной верёвки сначала жёсткого фирна, а затем льда. За снежным гребнем с карнизами оказалась большая полка, обрывающаяся отвесной стеной.

Ещё около трех верёвок по гребню, и в 10:00 мы подошли к скальной части маршрута. Затем мы поменялись, и первым полез Паша. Применяя схему одновременного лазания, мы продвигались быстро вперёд.

Скала была весьма немонолитна, но это особо не влияло на скорость лазания Паши. На четвёртой верёвке он даже забил шлямбур для страховки и небольшим маятником с него ушёл направо.

В 19:30 мы стояли на начале крыши. Но рельеф крыши не дал нам особо расслабиться. В правой части до самого верха уходила наклонная ледовая речка с вмороженными в неё камнями. С левой стороны серия наклонных стен со снегом и "бараньих лбов".

Через полверёвки стемнело совсем, и это значительно повлияло на скорость, да и к тому же начала подкатывать усталость.

В 23:59 первого марта мы стояли на вершине Парус (З) - 4850 м над у.м.

Походили по сторонам - турика не нашли, сложили свой, написали записку, засунули в баночку из-под Супрадина с наклейкой нашего партнёра и спонсора компании RedFox и положили в турик.

Сделав несколько фотографий, в 01:00 начали дюльферять, оставляя якорные крючья с расходными петлями.

В 07:00 сдёргивали завершающий дюльфер по льду.
Придерживая друг друга, качаясь, направились к штурмовому лагерю. К этому времени стало светло.

Вскипятив чаю, залезли в спальник и вырубились. Проспали 3 часа, долго собирались, в 22:00 спустились в базовый лагерь. По дороге нас встретил Илья, который помог нам донести снаряжение.

Итак, 727м по протяжённости с перепадом 580 м.
  • 335м льда 45 град
  • 250м скалы 70 град
  • 142м крыши 45 град
  • За 18 часов и 6 часов спуска ночью по пути подъёма.

Хочется поблагодарить за поддержку наших дорогих спонсоров компанию RedFox (outdoor equipment). На протяжении всей экспедиции нас защищали от ветра и снега и не давали замёрзнуть Ваши вещи.
    Огромное спасибо компании Rock Pillars, Академии зимних видов спорта г.Красноярска, Красноярской краевой спортивной федерации альпинизма, и нашим тренерам Захарову Николаю Николаевичу и Балезину Валерию Викторовичу.