Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Григорий Москвич – издатель, путешественник, организатор туризма в России

Москвич Григорий Георгиевич. (Предположительные даты его жизни – 1852, Ялта – 1942, СПб). К большому сожалению, нам практически ничего не известно о жизни основателя издания путеводителей в России, так же как ничего неизвестно, о периоде его жизни после революции, когда он уже жил в СССР, так же, как отсутствует и его фотография. В отдельных изданиях на титульном листе стоит другое отчество – Григорьевич.

Биографические сведения о Г.Г. Москвиче предельно скудны. В знаменитых энциклопедиях они, как правило, вообще отсутствуют. Известно, что Г.Г. Москвич долго жил в Одессе, а в начале ХХ века переехал в Санкт-Петербург. Здесь Г. Москвич основал специальное издательство «Русский Бедекер». Редакция «Путеводителей» располагалась по адресу: Троицкая, 23.

В названии своей фирмы Г.Москвич использовал фамилию Карла Бедекера, который являлся известным немецким издателем путеводителей, а заодно и путешественником. Бедекер в своем наследии путешественника оставил после себя подробные описания Европы.

Григорий Москвич был увлеченным краеведом, много путешествовал, являлся одним из первых туроператоров в России, организовывая туристические поездки на теплоходах, поездах, автомобилях, верховых лошадях, пешие походы. Создал первые экскурсионные бюро на Кавказе. Главное бюро экскурсий находилось в Кисловодске, с отделениями в Пятигорске, Железноводске, Ессентуках, Минеральных Водах, Владикавказе, Беслане в Ростове-на-Дону и Новороссийске отделения располагались на вокзалах. Так в 1888 году в Крыму усилиями Г.Москвича появилось рекламно-иформационное издание, аналогов которому нет и ныне. Григорий Москвич своим изданием решал проблемы полуострова, привлекая к ним внимание путешественников и вызывая в них чувство трепетного благоговения перед Крымом, которое испытывал сам. Не менее важны были для него и интересы читателя: стремясь предупредить любой вопрос, предлагая различные варианты отдыха, заботясь о времени и средствах путешественника, автор превратил свое издание в настоящего проводника и советчика. А небольшой формат книги давал возможность носить ее с собой постоянно. Обращение же к читателю в надежде на критику и дополнения с его стороны создавали реальную возможность для живого диалога

Известны и востребованы до настоящего времени многочисленные прижизненные издания путеводителей Г. Москвича Всего им было выпущено 14 путеводителей, которые вместе выдержали 223 издания, общим тиражом 825 тысяч экземпляров. Все эти издания давно стали раритетными.

Одним из лучших путеводителей созданных Григорием Москвичом был и есть «Практический Путеводитель по Крыму». Наряду с деловыми качествами в личности автора этого издания, проявляются искренность и романтизм, любовь к Крыму, желание понять и разобраться в его истории, беспокойство за судьбу полуострова. Благодаря необычному созвучию коммерсанта и лирика родился не имеющий аналогов и на сегодняшний день рекламно-информационный справочник.

Начало деятельности Г.Москвича по организации создания и выпуска путеводителей было положено в 1888 изданием путеводителя «По Крыму». Через пять лет, появились путеводители по Кавказу, Кавказским Минеральным Водам и по Черноморскому побережью. Затем путеводители по Санкт-Петербургу, Москве, Одессе, Варшаве и даже по Финляндии. Поразительно качество его путеводителей и насыщенность краеведческими и справочными материалами. Свои путеводители Г. Москвич ежегодно переиздавал. К примеру - «Путеводитель по Кавказу» 1913 (изд. СПб «Редакция путеводителей») выдержал 20 изданий подряд. На 500 страницах путеводителя нашли место: емкое описание природы, населения и истории Кавказа, подъезды вплоть до расписания поездов и стоимости билетов. Путеводитель по Кавказским Минеральным Водам содержал сведения о видах лечения, по экскурсиям путешествию по Военно-Сухумской, Военно-Осетинской и Военно-Грузинской дорогам сведения о Каспийском и Черноморском побережьях и даже подробное описание путей альпинистских восхождений на Эльбрус, Казбек, Арарат и Ушбу. Путеводитель снабжен топографическими картами и детальными планами городов, фотоиллюстрациями.

Внимание автора привлекали не традиционно определенные моменты в истории и жизни полуострова, а интересные и близкие ему лично сюжеты. Таким образом, путеводитель по Крыму избежал судьбы сухого информационного издания, которые окружают нас и сегодня, а стал неназойливым и внимательным собеседником для каждого читателя.

О своем деле, любви и уважении к собственному труду Григорий Москвич в предисловии к юбилейному 25-му изданию «Иллюстрированного Практического Путеводителя по Крыму» (1913) однажды он так сказал: «Настоящим изданием заканчивается четверть века моей путеводительской деятельности. Никто в своем деле не судья, но я позволю себе сказать два слова о моем издательстве. В 1888 году я издал Путеводитель по Крыму. В то время подобного рода издания по России были редкостью, и, работая с любовью 25 лет, я создал единственное в России издательство путеводителей... С чувством глубокого удовлетворения могу засвидетельствовать, что распространение моих путеводителей ежегодно увеличивается, и следовательно растет, интерес к нашей бескрайней, изумительной по разнообразию и красоте родине».

Григорий Москвич был одним из первых организаторов туристического бизнеса в России. Он сам объездил всю Россию, организовывал туристические поездки на теплоходах, поездах, автомобилях, верховых лошадях, пешие походы. А для привлечения и развития вкуса к такому виду отдыха, издавал справочники-путеводители, знакомящие будущих путешественников с неизведанными еще местами. Более того, он, как правило, вначале сам проходил по тем местам, о которых собирался писать.

Г. Москвич преуспел не только в издании прекрасных путеводителей, но и в организации путешествий и экскурсий. О многом говорят его предложения распространенные по всей России: «Ежедневные экскурсии на Бермамыт, Дарьяльским ущельем на Казбек, на Чегетский ледник, на Крестовый перевал, в Грузию, в Боржом, в Абастуман, в Батум и обратно». Профессор А.А. Непомнящий отмечает в своих работах, что Г.Г. Москвич первым в России поставил издание путеводителей на профессиональную основу. Составлялись путеводители коллективом авторов, но всегда их редактировал сам Г.Г. Москвич.

Г.Г.Москвич своему изданию дал несколько необычное название – «Практический путеводитель», а далее идет название региона, которому посвящена эта книга. Почему «Практический…» - секрета нет, просто по самой изначальной идее, Г.Москвич заложил в это определение простой смысл – дать читателю-пользователю максимум того, что можно сказать об этом городе, местности, регионе. В его путеводителях есть все: четкое и интересное описание примечательностей, иллюстрации (тоже впервые делалось), графические изображение и масса фотографий, расписания рейсов транспорта и всего того, что характерно для конкретного объекта. Формат и качество переплета отвечало двум направлениям – в картонном переплете для библиотек, бумажные с мягкой обложкой – для практического пользования в дороге. В качестве примера приведем вступление к «Практическому Путеводителю по Кавказу»: Путеводитель имеет 11 карт, 10 планов, 40 иллюстраций расписания рейсов пароходов и другого транспорта, число страниц, адрес редакции. «Путеводитель» знакомит читателя с маршрутами и достопримечательностями Кавказа: Пятигорск, восхождение на Машук, виды с горы Бештау, Железноводск и окрестности, Ессентуки, Кисловодск, Нальчик, Голубые озера, Владикавказ, Дарьяльское ущелье, гора Казбек, Тифлис, Кобенский монастырь, Грозный, Баку, монастырь Севанг, Анапа, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Гагры, Батуми, Шемокмедский монастырь, Кутаис и др.»

«Практический Путеводитель по Кавказу» (слева – карманного формата, в мягком бумажном переплете и справа – в твердом переплете) с приложением 11 карт, 10 планов, 40 иллюстраций, расписаний рейсов пароходов. Издание 16-е. СПб. Редакция «Путеводителей». 1911 год. 424 страниц.. В путеводителе также содержатся: карты районов и Военно-Грузинской дороги, планы городов, виды местностей и др».

Иллюстрированный «Практический Путеводитель по Крыму» (справа - в твердом переплете, слева – карманный вид). В приложениях помещены: алфавит, русско-татарский словарь (крымского наречия), 8 карт, 7 планов, 44 иллюстрации, расписания рейсов пароходов Российского Общества Пароходов и прочее. 16-е издание - Владикавказ: Редакция «Путеводителей», 1907 год. В более поздних путеводителях по Крыму имелся краткий русско-татарский словарь под редакцией И.Гаспринского. В предисловии от издателя говорилось: «Словарь этот составлен членами Крымского Горного клуб профессорами - С.М.Танатароми и Р.А.Пренделем, инж. А.Л.Бертье-Делагардом и др.»

«Иллюстрированный Практический Путеводитель по Москве и окрестностям». В данном путеводителе содержатся необходимые сведения для приезжающих в Москву, информация о театрах и клубах, достопримечательностях Кремля, Китай-города, Белого города, Земляного города, Замоскворечья и московских окрестностей. С приложением планов города, Кремля, Успенского собора, Архангельского собора, Кремлевского дворца, Исторического музея, Румянцевского музея, Третьяковской галереи, Троицко-Сергиевской лавры. С 32 фотографиями. Узнайте, что ожидает игроков и фанатов спорта, читая про футбол на завтра Эти прогнозы подскажут, как правильно распорядиться игровыми средствами: на кого ставить, у кого больше шансов победить, какая статистика будет в матчах. Читайте посты от экспертов букмекерской конторы и делайте правильные пари! Издательство путеводителей «Русский Бедекер», Год издания – 1908, Количество страниц: 482.

Главный специалист государственного архива города Севастополя О.Ивицкая так характеризует деятельность Григория Москвича:

«Прогрессивные начинания в сфере историко-краеведческой и культурно-просветительной деятельности Григория Москвича давно уже оценены по заслугам историками и краеведами Крыма. Деятельность уроженца Ялты по изданию путеводителей по Крыму, в том числе и по Севастополю, Кавказу и европейским странам, в конце XIX - начале XX веков стала заметным явлением в издательском деле дореволюционной России. Она сыграла огромную роль и в становлении индустрии туризма в самых привлекательных регионах Российской империи. Уникальные места Крыма и Кавказа благодаря многочисленным изданиям путеводителей стали известны широкой публике. Их полюбили, стали посещать и изучать. Известны и востребованы до настоящего времени многочисленные прижизненные издания путеводителей Г.Москвича по Крыму, Кавказу, Волге, Санкт-Петербургу, Москве, Одессе, Ялте, Черноморскому побережью и по Кавказским минеральным водам. Они давно стали раритетными. Несмотря на частые переиздания и значительные тиражи, многие из путеводителей стали библиографической редкостью. Интерес к ним высок и в наши дни, именно поэтому они активно переиздаются современными издателями».

К слову, к каждому своему путеводителю Григорий Москвич давал эпиграф: «Знание своего отечества необходимо каждому, желающему с пользой для него трудиться».

В 1927 году издатель жил в Балаклаве. Из публикации в газете «Маяк коммуны» он узнал о том, что в Севастополе идет работа по подборке материала для путеводителя по Европе, который переиздает одно из американских издательств. Это и побудило Г. Москвича обратиться к председателю Севастопольского райисполкома Я.С.Ядрову с письмом. В нем он указывает адрес своего проживания на момент подачи заявления: Балаклава, гостиница «Россия».

Особый интерес вызывает следующий текст письма: «Мои 14 различных путеводителей с 1888 года выдержали все вместе 223 издания в количестве 825 тысяч экземпляров». Далее Г.Г. Москвич указывает в письме, что последнее, 29-е издание его путеводителя по Крыму вышло в 1925 году.

Заканчивается письмо так: «…желая, чтобы иностранцы имели все исчерпывающие данные о моем родном Крыме (я родился в Ялте) в современных условиях, и как первый и старейший в Союзе ССР составитель путеводителей предлагаю свои услуги бесплатно проредактировать, исправить и дополнить текст о Крыме для американского издания путеводителя по Европе».

Принять участия в этой работе Г.Г. Москвичу не удалось, видимо, к этому моменту работа была уже закончена. На письме издателя имеется резолюция руководителя райисполкома: «Материал выслан в Нью-Йорк».

Письмо составлено по всем правилам делопроизводства.
Вместо углового штампа вписано рукой автора:
«Москвич Григорий Георгиевич.
Автор 14 путеводителей с 1888 г. Балаклава. Россия. 11/I-27 г.»

Усилиями и вниманием сотрудников Государственного архива Автономной республики Крым был выявлен ряд документов на эту же тему. Среди них – «Прошение» от 18 ноября 1897 года «ялтинского мещанина» Г.Г.Москвича в Ялтинскую мещанскую управу с просьбой выдать ему увольнительное удостоверение для причисления в севастопольские купцы. Такое удостоверение было выдано через 2 дня.

Документ, подтверждающий сведения о Г.Г.Москвиче также сохранился. Из него становится известным, что «37-летний Григорий Москвич православного вероисповедания, имел жену Анну Васильевну 33 лет и двух сыновей – Александра трех лет и Вячеслава двух лет. Недоимок за ним не числилось, «под следствием и судом не состоит»

Становится понятным, почему путеводитель по Крыму 1889 года имел подзаголовок «Издание второе Анны Москвич». Вероятно, семейное дело дало возможность создать капитал и позже перейти Москвичам в купеческое сословие. Из этого документа становится известен и год рождения знаменитого издателя – 1860.

Сложные события революции и Гражданской войны уже уходили в прошлое. Многие известные россияне оказались в эмиграции, но было немало и тех, кто остался на родине. Григорий Москвич не эмигрировал в эти годы. Он оказался в Крыму, потеряв все свое недвижимое имущество. До революции известный издатель имел сеть книжных магазинов по всей стране.
Даже из этого письма, можно заключить, что в это время известный издатель был явно не у дел, он не занимал никакой официальной должности, однако материально не нуждался.

В предисловии к юбилейному 25-му изданию своего путеводителя по Крыму Г. Москвич писал: «Наблюдая за все увеличивающимся приливом туристов в места, которым посвящены мои путеводители, видя несомненный рост движения пассажиров в эти места, следя за развитием описываемых мною дивных уголков, я с гордостью и не преувеличивая своего значения, могу сказать и моего тут капля меду есть. В этом все растущем интересе к нашим «жемчужинам» - Крыму и Кавказу и ко всем тем местам, которым посвящены мои путеводители, я вижу, что я, как мог послужил дорогой родине, был полезен моим соотечественникам и черпаю веру, что и дальнейшие труды мои не пропадут даром, расширяя познания нашего отечества, поддерживая к нему неугасимый огонь любви. С этой верой я вступаю во вторую четверть века моего издательского труда. Я сделал, что мог, кто лучше может, пусть сделает».

В Крыму действует огромное количество туристических фирм и агентств. Ежегодно подводятся итоги их работы. Отдавая должное деятельности Г.Г. Москвича в историко-краеведческой и культурно-просветительной жизни Крыма, уместно было бы учредить для лучших из них награду имени Григория Москвича.

П.П.Захаров (По материалам и публикациям И. Стельмах, О. Ивицкой, А.Непомнящего, Н.Бондарева, «Путеводителей» Г.Москвича, Kerch – info.ru, Kwvine.ru, Ourbaku. Сom, Baku pageso, Knigi Kubani.ru. Иллюстрации - из Интернета).

Спасибо

Уважаемый Павел Павлович! Спасибо за интересный и наводящий на нужные мысли рассказ. Да, нужно помнить, уважать и любить свои истоки, где бы это ни было.