Автор: Андрей Чижов, Женева

82x4000 (не коллекция)

«Думаешь, если вызовем вертолёт, нас не поймут?»
Хюг посмотрел на небо и полез по скалам в обход льда. Мы так ходим, он родом из Пиренеев и снегов не любит. А я из Перово.
Небо было на пределе: через полчаса вертолёты не летали. Когда мы вылезли на Мон-Блан, была гроза.
(Когда мы в прошлый раз туда вылезали с юга, просто шёл снег).

Скептик: - Ты думаешь им это интересно ? Офисный планктон... На тренировке протирают надпись «Петцль» на жумарах. Раз в год ездят на Эльбрус на ратраках. А ты про Альпы...
Бродяга: - Поэт не тот, кто может писать, а тот, кто не может не писать.
Скептик: – Это эгоизм.
Бродяга: – Как и альпинизм.
Скептик: – Там же геройство, покорение невозможного.
Бродяга: – Покорение червяков в своей голове. И способ размять ноги.

Подъём к биваку Craveri по полкам Schneider. Вид на Dames Anglaises и на Aiguille Noire de Peuterey. 20 июля 2013 г.

Так на Пётрей никто не ходит. Серьёзные люди идут южный хребет Чёрной Иглы, траверсируют Англичанок, спят в Кравери (если устали), проходят через Белую Иглу и выходят наверх. На Большой Угол даже не заходят.
Нам проще. От приюта Монзино подняться на перевал Инномината, пересечь ледник Френей и по полкам Шнайдера выйти к Кравери. На утро траверсировать Белую Иглу и пройти через Большой Угол на Мон-Блан. И как-нибудь спуститься.
Погода непонятная, но Хюга разве переубедишь?

У нас было 2 дня, вышли в ночь на субботу и поспали чуток в Монзино. В итоге в Кравери попали рано и отдохнувши. Ледник туда перешли без проблем, включая снежный мост шириной полметра (лень было обходить). Скалы сухие, но снег возле домика, что летом редкость.

Спали, шёл дождь. Хорошо, что не пошли делать бивак на перевале.

Наутро скалы опять сухие, небо голубое и снег наверху Aiguille Blanche не размок. Спускаемся на перевал Peuterey. Отсюда 3 пути вниз: по скалам Грюбер (падение сераков, камни, трещиноватый ледник, подъём на перевал Innominata – там гибли люди в июле 1961, нашумевшая история), влево через перевал Eccles (кулуар без снега и как на него лезть, непонятно), вправо в сторону приюта Fourche (снежные кулуары, трещиноватые ледники, падение сераков). Во все стороны плохо, только наверх. Engagement V.

Перехожу бергшрунт и долго травесирую влево: скалы для нас непроходимы. Хюг пытался полезть, но вернулся, идём дальше и наконец вылезаем на камни, почти в центре склона. Уровень ледника понизился, и линии в гайдбуках, устарели. Чтобы вылезти на Большой Угол, идём правее и выходим на хребет. Вот он, «последний четырёхтысячник», время 13:30 и небо по-прежнему голубое.

Скептик: – Зачем УИАА внёс Grand Pilier d’Angle в пресловутый список? Это же даже не вершина.
Бродяга: – Видимо, имелось ввиду выходить на неё по ССВ стене. Рихард Гёдеке потом предложил внести в список Свечку / Chandelle на Pilier Centrale de Frêney (кстати, сотый, самый сложный маршрут из «100 самых красивых» Ребюффа). Нет предела совершенству.

Вид с Aiguille Blanche de Peuterey : справа Grand Pilier d’Angle, слева Mont Blanc de Courmayeur. 21 июля 2013 г.

Дальше нужно идти по снегу, поэтому я снова первый. Есть свежие следы: голоса были не мираж, а связка с северной стороны. Чем выше, тем я медленнее. Появился лёд, кручу буры, сил нет, и тут я психанул про вертолёт. Сам не понял, шутка или нет.

Скептик: Arête de Peuterey – не самый сложный из маршрутов на четырёхтысячники, которые ты ходил, откуда столько эмоций?
Бродяга: Я уже ходил (вторым) так назывемые ED со шлямбурами и спуском дюльфером... А траверсы arête du Diable, Grandes Jorasses и arête de Peuterey – это маршруты D, на две категории ниже, от которых мороз по коже. Пётрей технически, в плане скалолазания, самый простой из них, но выход только через 4810, а это всё меняет.

Автор статьи на Grand Pilier d’Angle. 21 июля 2013 г.

Карниза не оказалось. Вылезли на поле. Время осталось на снимке: 19:12. Развернулся – Мон Блан уже не видно.
Первый приступ грозы – шум в ушах, железо в сторону... Прошло, идём, и вот, под самой вершиной, опять. Если лечь, то тихо, а поднимаешь голову – будто жужжат шмели. Всё громче и громче. Снимаем кошки, обвязки, всё в рюкзак, его в сторону. Молнии, гром, считаю секунды: минимум семь. Ощущение, что бьёт ниже нас.
Что ждать, непонятно. Встаём, идём, вершина, вниз, бежим. Приют Валло, поляки, украинцы, чай. На горе буря.
В понедельник встали рано, и к обеду попали на работу (через Папский маршрут).
Скептик: – 21 июля 2013 года – первый российский альпинист покорил все четырёхтысячники Альп! Просто обхохотаться!
Бродяга: – ...особенно если учесть, что он не умеет скалолазить и у него аллергия на высоту.
* * *

Если долго ходить на разные и высокие горы, то рано или поздно взойдёшь на все... по крайней мере в рамках компактного массива Альп. Если не идти на 82 вершины подряд (как Miha Valic: 102 дня, декабрь 2006 – апрель 2007 или Franz Nicolini и ко.: 60 дней июнь – август 2008, без использования механических средств передвижения), то каждое из восхождений на одну или на несколько соседних вершин – это независимый проект максимум на трое суток. Такими они и остались в памяти.

Нужно лишь выбрать, как сделать красиво, на лыжах или пешком, где и как ночевать и как (при желании) избежать толпы. Но об этом я уже писал в 2006 г.

В 1989 я впервые попал в горный поход на Кавказ. Попал... В туризме дошёл до горной тройки и лыжной четвёрки.

В девяностые по случаю сходил с местными на Брайтхорн от подъёмника и с женой на Бисхорн. Мон-Блана тогда не получилось.
Успел позаниматься спелеологией, велотуризмом и парапланеризмом. Одно хобби накладывалось на другое, постепенно замещая друг друга, и в итоге остался альпинизм.

Начиная с 2002 всё ускорилось. Сходили на Мон-Блан, я встал на ски-туры (во многом благодаря Club alpin français, section de Reignier) , и главное, появились напарники: в итоге я редко ходил на высоту в одиночку. Из горного туриста стал превращаться в альпиниста: в 2005 прошли первую AD ледовую, в 2007 – AD скальную и D снежно-ледовую. Первые скальные туфли появились у меня ещё в девяностые, но здесь я начал лазать более регулярно (хотя первым никогда не вылезал более чем 6а). Добавилось ледолазание по замёрзшим водопадам, по гулоттам, а затем и драй-туллинг. Параллельно я начал ездить на лыжах по всё более крутым кулуарам, пока пару раз рядом не промелькнула смерть. Сухой остаток от всего этого (и чем больше я хожу по « сложным» маршрутам, тем лучше это понимаю) – нет ничего приятнее, чем просто пройтись ногами по высокой горе.

Я скоро понял, что захочу посетить все 82 вершины (кто-то назовёт это «программой»). Это значить научиться лазать по граниту категорию D, без чего не пройти траверс Гранд Жорасс и Хребет Дьявола на Мон Блан дё Такюль. Лазать так и не научился, по появилось с кем... где было нужно, шёл вторым. И это не портило удовольствия от «серьёзности» маршрута, что по-французски называют engagement, того, за чем мы (я) ходим (хожу) в горы...

* * *

• Piz Bernina, Biancograt

Гулотта Gabarrou-Albinoni, массив Мон-Блан

2 августа 1998 г.
  • Bishorn 4153 по классическому маршруту с ночёвкой в приюте.

• Вид на Calotte de Rochefort и на Grandes Jorasses со стороны Dôme de Rochefort

Вид на Täschhorn с вершины Alphubel

2002 г.
  • 21 июля - попытка восхождения на Aletchhorn 4195 по классическому маршруту без использования подъёмников, с ночёвкой в палатке: гроза на хребте выше пер. Aletchjoch. (М.К., С.Л., Д.С., С.Ч.)
  • 17-18 августа - Piramide Vincent 4215, Balmenhorn 4167 (эта вершина не входит в список УИАА), Signalkuppe / Punta Gnifetti 4554, Zumsteinspitze 4563. По классическому маршруту от Tschaval в долине Gressoney, без подъёмников, с ночёвкой в палатке. (Д.С., С.Ч., К.)
  • 15 сентября – Мон Блан 4810 по классике с прохождением через Dôme de Goûter 4304, пешком от Les Houches с ночёвкой в палатке около приюта Гутэ и спуском через Jonction. (С.Г., Д.С., С.Ч.)
  • 29 сентябряLagginhorn 4010 по классике без подъёмников с ночёвкой в палатке. (М.К., С.Л., Д.С.)
  • 5 октябряGran Paradiso (только предвешина Picco della Madonna) по классике с ночёвкой в зимнем помещении приюта. (Д.С., PvR)

• На траверсе Arête du Diable на Mont Blanc du Tacul

Рассвет в горах. Под вершиной Täschhorn

2003 г.
  • 3 маяDufourspitze 4637 по классике, от Täsch на велосипеде / пешком / на лыжах, без подъёмников, с ночёвкой в палатке. Попытка взойти на Nordend не удалась. (Соло-восхождение).
  • 11 маяWeissmies 4023. Траверс Ю-СЗ на лыжах, ночёвка в зимнем помещении приюта. Спуск в тумане по трещиноватому леднику. (Соло-восхождение).
  • 18 мая - попытка восхождения на Dom de Mischabel 4545 по классическому маршруту на лыжах, с ночёвкой в зимнем помещении приюта: отсутствие видимости. (G.S.)
  • 8-9 июняStrahlhorn 4190 и Allalinhorn 4027 по классическим маршрутам на лыжах, без подъёмников, с ночёвкой в зимнем помещении приюта. (E.L.)
  • 9 августаNadelorn 4327 по классике с ночёвкой в палатке. Накануне попытка восхождения на Lenzspitze : непроход из-за сложности скал. (М.К.)

• Вид на Rochefort – Grandes Jorasses с юга (с вершины Testa Bernarda). Ноябрь 2013 г.

Вершина Мон-Блана 8 июня 2013 г. Хорошие условия и погода: десятки восходителей в день, в основном с лыжами

2004 г.
  • 26 ноябряaiguille de Bionassay 4052. Траверс aiguille de Berangère – dômes de Miages – aiguille de Bionassay. Ночёвка в зимних помещениях приютов и отсутствие следов. Нам не удалось найти проход по скалам на классическом маршруте и мы обошли вершину с юга и взошли на пер. Bionassay, откуда я сходил на вершину один. (Д.Ю.)

• Автор статьи на замёрзшем водопаде Adrénaline в Manigod

2005 г.
  • 26 мартаGross Fiescherhorn 4049. На лыжах от Huhboden (подъёмник от Fiesch) с ночёвкой в палатке на Koncordiaplatz. Восхождения на соседние вершины не состоялись из-за непогоды. (М.К., Д.Ю.)
  • 15 маяAlphubel 4206. На лыжах с ночёвкой в приюте, по ЮВ хребту Eisnase. Спуск на лыжах по Eisnase, второй подъём не вершину с напаринком и спуск в кошках: на лыжах показалось проще, и я понял что научился на них кататься! (М.К.)
  • 29 маяMont Blanc 4010. Классический лыжный маршрут от станции подъёмника Plan de l’Aiguille с ночёвкой в палатке. Лыжи оставили у приюта Валло. (М.К., Д.Ю)
  • 16 июля – попытка восхождения на Zinalrothorn по классике: заснеженные скалы. (А.Б., А.П.)
  • 1 августаBarre des Ecrins 4101. Подъём по северному склону справа от Pic Lory (вариант классического маршрута). Спуск по классике в заходом на Dôme de Neige des Ecrins 4015. Ночёвка в палатке. (Д.Ю.)
  • 4 сентябряDom de Mischabel 4545. По Festigrat. Ночёвка в палатках. (А.Б., А.П., Д.Ю.)
  • 24 сентябряAiguille de Rochefort 4001 и Dôme de Rochefort 4015. Ночёвка в палатке. (А.Б.)
  • 22 октябряMont Blanc du Tacul 4248. Contamine-Mazeaud. Ночёвка в abri Simond. (А.П.)
  • 29 октябряGran Paradiso 4061. По классике, ночёвка в зимнем помещении приюта. (М.К., С.Ч., Д.Ю.)

• Овцы в долине Hérens

На траверсе ВСВ хребта («хребта Четырёх ослов») на Dent Blanche

2006 г.
  • 14-20 марта – лыжный поход в Бернских Альпах. Восхождения на Mönch 4099, Finsteraarhorn 4247, Grosse Grünhorn 4044 (Д.Ю.) и Hinter Fischerhorn 4025 (соло со спуском по ЮЗ кулуару) и попытка восхождения на Jungfrau : сломалось крепление. Подъём на поезде до Jungfraujoch, ночёвки в палатке (кроме 2х ночей в приютах).
  • 28 маяRimpfischhorn 4199 на лыжах от долины Mellihbach, с ночёвкой без палатки, т.к. её установка не понадобилась. (Д.Ю.)

• Вид на Weisshorn и Zinalrothorn

2007 г.
  • 4 февраляLes Droites 4001. Восхожение на лыжах под перевал Друат с юга и далее пешком с выходом на классически маршрут. Ночёвка в зимнем помещении приюта. Зимнее восхождение с погодой, как в мае и со снегом, как в октябре. (М.К.)
  • 11 мартаAletschhorn 4195, траверс OberaletschMittlealetsch. На лыжах с ночёвкой в зимнем помещении приюта. 21ч29 мин и 2895м набора высоты во второй день, но спуска к машине в лесу между скал мы не нашли (пришлось заночевать в отеле и вернуться на общественном транспорте). (T.G.)
  • 8 апреляDirruhorn / Dürrenhorn 4035, Höbärghorn / Hohberghorn 4219, Stecknadelhorn 4241, Nadelhorn 4327 (траверс Nadelgrat). На лыжах в ночёвкой в зимнем помещении приюта (обычно этот маршрут ходят летом). (T.G.)
  • 21-25 апреля – лыжный поход в массиве Монте Роза. Совершены восхождения на Piramide Vincent 4215, Punta Giordani 4046, Corno Nero 4322, Ludwigshöhe 4341, Parrotspitze 4432, Zumsteinspitze 4563, Signalkuppe / Punta Gnifetti 4554, а также на вершины Liskamm восточный 4527 и Liskamm западный 4479 с траверсом туда и обратно. Ночь в приюте Gnifetti, затем ночёвки в биваке на Balmenhorn. Дальнейший траверс до Breithorn не состоялся из-за болезни участницы. (T.G., на ряде вершин также E.H.)
  • 15 июляLenzspitze 4294 по сев. стене с траверсом до Nadelhorn 4327. Ночёвка в палатке, т.к. из-за хорошего состояния стены в приюте не было мест (C.H.)
  • 29 июляDent Blanche 4357. Трёхдневный горный поход с финишом выше 4х тысяч. Ночёвки в приютах. (T.G., Ch., E.L.)
  • 8 августа – Weisshorn 4506. По классике с ночёвкой в приюте. (Д.Ю., S.P.)
  • 15 сентябряZinalrothorn 4221. По сев. хребту, с ночёвкой в приюте. (F.B.)
  • 21 октябряOber Gabelhorn 4063. По классике через Wellenkuppe, с ночёвкой в зимнем помещении приюта. (Д.Ю.)
  • 18 декабря – 3 января – попытка восхождения на Аконкагуа: не удалось акклиматизироваться. Мой рекорд высоты (на сегодняшний день) ок. 6000м.

• Вид на Matterhorn и Dent d’Hérens

2008 г.
  • 4 мая – восхождение на лыжах на Roccia Nera 4075 и Breithornzwillinge восточный 4106 (спуск), Breithorn восточный 4139 (спуск), Breithorn западный 4159 и Breithorn центральный 4160. Ночёвка в биваке Rossi e Volante. Импровизация восходения на все пять вершин хребта Брайтхорн без прохождения траверса (взяли слишком короткую верёвку). (F.B.)
  • 19 июляDent d’Hérens 4171 по хребту Tiefenmatten, спуск по классике. Подъезд частично на горных велосипедах, ночёвка в приюте. (E.L.)
  • 3 августаNordend 4609 и Dufourspitze 4634 по классике с ночёвкой в приюте. (J., который подошёл ко мне в приюте и предложить не ходить по одному, а связаться его верёвкой и идти вместе).
  • 10 августаMont Maudit 4465 по хребту Küffner, спуск по классике. Подъём на aiguille du Midi на подъёмнике, ночёвка без палатки на col du Midi. Напарники пытались также взойти на Mont Blanc de Tacul, но не стали стоять в очереди у вершины. (T.G., F.M.)
  • 30 августа – траверс Lauteraarhorn 4042 – Schreckhorn 4078, ночёвка без палатки у подножья маршрута. (T.G.)

• 2009 г.
  • 17 мая – попытка взойти на лыжах на Grand Combin от приюта по кулуару de Gardien: напарник устал и отпускать его одного вниз было опасно. (Ch.P., а также H.D и L.P., которые взошли на 2 вершины из 3х).
  • 14 июня - попытка взойти на лыжах на Täschhorn по пути первопрохождения по леднику Kin : наступление непогоды и непроходимая на вид трещина.
  • 5 июля – траверс Pollux 4092 (c ЮЗ на СВ) - Castor 4228 (туда / обратно). Подъезд частично на горных велосипедах, ночёвка в приюте. (М.К.)
  • 6 сентябряJungfrau 4158 по Innere Rottalgrat, спуск по классике. Ночёвка в биваке, спуск с Jungfraujoch на поезде. (М.К.)
  • 26 сентября – Мон Блан 4010 по хребту Brouillard, от бивака Eccles, с восхождением на Mont Brouillard 4068 и Punta Baretti 4006 и прохождением через Picco Luigi Amedeo 4470 и Mont Blanc de Courmayeur 4765. (H.D.)
  • 4 октябряMatterhorn 4478 по классическому итальянскому маршруту. Несколько лет мы ждали подходящих условий после закрытия приютов. В итоге удалось взойти почти без толпы. Со стороны Швейцарии, судя по натоптанности тропы в снегу, было много народу. (F.B., T.G., F.M.)

• На замёрзшем водопаде Frête в Bessans

Северная стена Matterhorn

2010 г.
  • 18 апреля – вторая попытка взойти на лыжах на Täschhorn, на сей раз по классике от Mischabeljoch : снег на скалах и усталость.
  • 25 мая – вторая попытка взойти на лыжах на Grand Combin – за день через col des Maisons Blanches и кулуар de Gardien: стоп на 3900м из-за усталости, после 2345м набора высоты. (М.К).
  • 5 июня – Мон Блан 4810 на лыжах за день от подъёмника aiguille du Midi, спуск по сев. склону и далее пешком до Шамони (соло-восхождение).
  • 31 июляAiguille du Jardin 4035 и Grande Rocheuse 4102. До Aiguille Verte не дошли из-за льда и позднего времени. Спуск по кулуару Whymper. (H.D.)
  • 10 октября Piz Bernina 4048 по Biancograt, спуск по классике. Ночёвка в зимнем помещении приюта, отсутствие следов. (H.D., T.G., F.M.)

• Obergabelhorn и ледники

2011 г.
  • 12 февраляGrand Combin, ЮВ склон Combin de Valsorey 4148 и траверс через Combin de Grafeneire 4314 до Combin de Tsessette 4141, спуск по СВ склону и далее через col des Maisons Blanches. На лыжах, с ночёвкой в зимнем помещении приюта Valsorey.
  • 5 маяAiguille Verte 4122 по кулуару Couturier за день от верхней станции подъёмника Grands Montets. (F.B.)
  • 22 маяStrahlhorn 4190 по южному склону на лыжах от бивака Citta di Luino. (F.G.)
  • 16 июля – траверс хребта Diable до Mont Blanc du Tacul. Удалось побывать на Corne du Diable 4064 и Pointe Chaubert 4074, в нескольких метрах от вершин Pointe Médiane и Pointe Carmen и у подножья L’Isolée. Усталость из-за пройденного накануне маршрута Saluard на Pointe Adolphe Rey, наличие снега на скалах и ухудшение погоды не позволили пройти полный траверс с выходом на все вершины. (F.B., H.D., S.R.)
  • 16-18 августа – приют MountetDent Blanche 4357 по хребту Четырёх ослов – приют SchönbielOber Gabelhorn 4063 по Arbengrat – приют RothornZinalhothorn 4221 – деревня Zinal. 47 ходовых часов и 4200м. набора за три дня (не считая дня подъёма в приют, за которым последовал день отдыха из-за непогоды). В первоначальный план входил также хребет Schaligrat на Weisshorn, но из-за усталости, хотя мы прошли подряд всего лишь 3 вершины из 82 (+ обилие снега на маршруте и вероятность наступления непогоды) эту часть мы отменили. Незабываемый опыт прохождения на пределе физических возможностей маршрутов категории AD / D. (H.D.)

• Замерзший водопад. Dame Blanche, Tavaneuse

2012 г.
  • 24 июляTäschhorn 4491 по классике (ЮВ хребет). Для улучшения акклиматизации мы прошли до бивака на Mischabeljoch через Alphubel, предварительно заночевав в приюте Täsch. (H.D.)
  • 1 августа – траверс Grandes Jorasses. Для улучшения акклиматизации в первый день мы поднялись (на подъёмнике) до приюта Torino  во второй день прошли траверс Rochefort (aiguille, dôme и Calotte) до бивака Canzio. Далее – Pointe Young 3996 –Marguerite 4065 – Hélène 4045 – Croz 4110 – Whymper 4184 – Walker 4208. Ночёвка в биваке Boccalatte и спуск утром четвёртого дня. Технически мой наиболее сложный поход на четырёхтысячник. (M.P.)
  • 9 сентября – второе прохождение траверса хребта Diable на Mont Blanc du Tacul, на этот раз с восхождением на пропущенные в 2011 г. вершины Pointe Médiane 4097, Pointe Carmen 4109 и L’Isolée 4114. Подъём на Л’Изоле категории V (или 5с) – самая сложная верёвка из пройденных мною (вторым) на четырёхтысячниках... но эта вершина стоит в стороне хребта не обязательна при прохождении траверса. (H.D.)

• Бабочка на col du Midi, массив Мон-Блан

2013 г.
  • 8 июня – Мон Блан на лыжах от станции подъёмника Plan de l’Aiguille с ночёвкой в приюте Grands Mulets, но северному хребту Dôme de Goûter со спуском с вершины на лыжах. (F.D.)
  • 21 июля – Мон Блан по хребту Peuterey, с заходом на вершины Aiguille Blanche de Peuterey 4112 и Grand Pilier d’Angle 4243. Выход в ночь на пятницу, ночёвка в приюте Monzino, перевал Innominata, ледник Frêney, ночь в биваке Craveri. Третья ночь после прохождения маршрута в биваке Vallot и спуск по классическому итальянскому маршруту Aiguille Grise с возвращением к месту парковки в 9:20 утра. (Hugues Duplantier, для которого это тоже был 82ой четырёхтысяник)
  • 7 декабря (уже за пределами «программы» ) – попытка восходения на Мон Блан по классическому летнему маршруту в полу-зимних условиях. Стоп для меня на вершине Dôme de Goûter 4304 из-за холода и медленного темпа, для напарника – около 4700 из-за ветра и узкого хребта. (H.L.)
    Мон Блан зимой даже по «классике» – другой мир, и туда захочется вернуться.