Горы мира > Крым > Морчека

Фото: Подлесный Д.

Морчека ("Классика" 5Б)

Подлесный Д., Крамаренко В. 2.10.2005

Маршрут в целом соответствует описанию Круглова Ю., которого хочется поблагодарить за книгу. Есть небольшие отклонения, иногда чуть-чуть не сходится метраж, но, при наличии фотографии с ниткой маршрута и книги, заблудиться невозможно. Нет смысла повторяться, поэтому ниже - только собственные ощущения и некоторые рекомендации.

Все станции маршрута имеют как минимум один "свежий" шлямбур или дерево. Большинство станций сблокированы. На первой веревке, вероятно, ещё можно вернуться, имея только одинарную «пятидесятку».

Первый дюльфер будет косым. Дальше уходить с одинарной веревкой проблематично. Своих крючьев не били, хотя и носили.

Несколько «морковок» на маршруте - без «ушей», так что петля для наброски из тросика или закладка с тонким тросом может пригодиться. В некоторые крючья вставить что-либо уже проблематично.

R0-R1 - на мой взгляд - самая сложная веревка (старт рядом с надписью "Труба"). И первый крюк высоковато, и зацепки необычные («антистенд»), да и лезешь, по сути, без разминки. До первого крюка рельефа под свои точки нет, затем немного появляется, но до шлямбура (переход влево, примерно 20-25 м) лезть нужно аккуратно. На переходе влево щель сильно заросла, поэтому второй крюк заметили только при движении второго в связке. Вдоль щели пару перехватов делаешь просто в откидку, т.к. под ноги почти ничего нет. Психологически очень серьезная веревка для обоих.

R1-R2 - отличная "учебная" веревка. Во-первых, становишься на ноги. Во-вторых, рельеф под свои точки (средние закладки, мелкие фрэнды) практически в любом месте.

R2-R3 - вначале метр вниз и влево через гребешок на узенькую полочку. Дальше чуть влево-вверх во внутренний угол-щель, который становится круче по мере прохождения. Дальше проще (дерево, как ориентир, хорошо видимый со станции, остается чуть левее). Для страховки все есть.

R3-R4 - От дерева чуть влево по полке. Затем прямо вверх под карниз. Переход вправо достаточно непростой. Дальше - проще, хотя веревка, в целом, серьезная. Станция на дереве.

R4-R5 - Ключ. Тут не промахнешься, т.к. лазание к дереву (чуть правее от вертикали) практически однозначное. Чужих точек довольно много, хотя местами хотелось бы еще больше. Чтобы не "бурлачить" в конце, лучше сразу разобраться с точками и трением в оттяжках в нижней части. Последние метры к станции на дереве однозначно «шестерочные».

R5-R6 - ИТО. 14-15 оттяжек в самый раз. ИТО не совсем в прямом понимании, т.к. местами между точками нужно делать один - два перехвата. В верхней трети нужно и вовсе переходить на аккуратное лазание. Станция не очень удобная, немного висишь.

R6-R7 - Веревка по траектории напоминает знак вопроса. Через 5-7 м после старта прямо вверх очень неприятный траверс вправо, по чуть заметной серии щелей под ноги (под руки почти ничего). Вероятно, оставить петельку в верхней точке для второго - вполне оправдано. Дальше вполне приятное лазание, хотя щели несколько разрушены. При выходе в первую каверну нужно перелезть траверсом влево. Станция на полке через 5-7 м.

R7-R8 - По описанию тут можно и прямо вверх. Мы прошли влево по "классике". Перед выходом к станции несколько серьезных метров лазания.

R8-R9 - По полке за угол влево. Визуально 2 равнозначных внутренних угла. Вылезли по правому. При желании (у нас было) можно без проблем страховаться, чтобы не испортить финиш (мелкие френды, средние закладки - на выбор). Станцию делали перед выходом на лиственном дереве.

Спуск четко по книжке. В средней части после скоб хочется влево под стеной (очевидно, всем, т.к. тропинка набита), но правильно, очевидно, вправо в обход по небольшим стеночкам, которые выводят в тот же кулуар на 10 м ниже и дальше на осыпи.

Общее впечатление - отличная гора и маршрут.

Скала, которая видна на фотографии, называется Асанчик. На нее есть двойка с южной стороны (наверное, совсем короткая) с приятным лазанием, как говорили ходившие люди. Есть ли на Асанчике пробитые дорожки для лазания - авторам неизвестно.

Маршрут "Классика" 5Б (из книги Круглова Ю. "Морчека - забытая гора")
Пройден командой «Х» М. Корныся (г. Симферополь) в середине 70-х годов.

Маршрут начинается примерно в центре основания стены. От стоянок под стеной подойти к началу характерного желоба-трубы, возле которого лежит упавшая глыба. Точный ориентир начала - надпись на стене "Труба".

Участок R0-R1. Сначала 20 метров вверх свободным лазанием по трубе (VI), затем влево вверх 15 метров по удобной для лазанья и страховки сужающейся трещине. Далее траверс влево 3 метра (У1) и вверх 5-7 метров (У) мимо двух старых шлямбуров под основание наклонного козырька. Пункт R1 на крючьях под козырьком. Это одна из ключевых веревок! Хорошая натуральная страховка (закладки, крючья). Здесь и далее на всех веревках "местные" крючья имеются в достаточном количестве. Но свои лучше иметь. Длина участка 45 метров. Крутизна 85 градусов. Сложность - VI.

Участок R1-R2. От R1, обходя козырек справа, лезть вверх по правой стороне длинного внутреннего угла, образованного козырьком и стеной. Приятное лазание, очень удобная для страховки щель (V-, закладки, крючья). Пункт R2 на полке в мульде в окончании внутреннего угла (на крючьях). Длина участка 45 метров. Крутизна 80 градусов. Сложность - V-.

Участок R2-R3. От R2 перелезть влево за перегиб (шлямбур), затем траверс влево 5 метров в начало внутреннего угла. Далее по углу (35 метров, V) вылезти на большую полку. Пункт R3 удобно сделать в левой части полки на крючьях. Длина 40 метров. Крутизна 80 градусов. Сложность - V.

Участок R3-R4. С левой стороны полки вверх - вправо по стене 15 метров (крючья) под основание большой нависающей балды. Далее, непосредственно под балдой, перейти траверсом вправо, аккуратно обходя ее (!), и по внутреннему углу вылезти на полку с большой сосной. Пункт R4 на сосне. Длина 35 метров. Крутизна 80 градусов. Сложность V+.

Вариант R3-R4: с правой части полки вертикально вверх по щели (шлямбур), затем по внутреннему углу на R4.

Участок R4-R5. Ключевой участок (свободное лазание - VI)!
Для ориентира: следующий пункт R5 - маленькая сосна - хорошо видна с R4.
От сосны R4 вверх вначале по плите (V), затем по щели до ее окончания (VI, крючья, закладки). Чем выше, тем труднее застраховаться. Затем траверсом вправо (У1+) перейти к маленькой сосне R5. Длина 45 метров. Крутизна 80-90 градусов.

Участок R5-R6. Единственная веревка с и.т.о. Много "местных" крючьев, в том числе несколько шлямбурных. Можно выбирать. Хорошо идут мелкие закладки. Пригодится тросиковая петля для засовывания в крючья, в страхе забитые кем-то глубже, чем хотелось бы.
От R5 вверх по небольшому внутреннему углу, сначала свободным лазанием (VI) до первого шлямбура, затем по стене с трещиной на и.т.о. (А1) к рыжему подтеку. Пункт R6 за перегибом в 5 метрах выше подтека.
Рекомендуется взять больше оттяжек, чтобы хватило. Длина 40 метров. Крутизна 90 градусов.

Участок R6-R7. Сначала по щели вверх 5-7 метров (V), затем траверсом вправо (VI) 5 метров во внутренний угол V(V-), по которому вылезти на маленькую плоскую полку. Здесь пункт R7 (крючья). Если пролезть еще выше - 10-15 метров (75 градусов), то попадете на пункт R7 маршрута "Skyway" в мульду под нависанием. Кстати, такой вариант очень логичен. Длина 40 метров. Крутизна 80 градусов. Участок R7-R8. От R7 через промоину перейти влево вверх 5 метров на откол (морковка). Далее траверсом влево по отколу на полку со шлямбуром (от шлямбура можно пойти вверх - облегченный вариант). По полке идти влево V до ее окончания. Здесь полка плавно переходит в наклонную щель. По щели, затем по монолиту с трещиной (крючья, закладки), двигаться 20 метров вверх (VI) на большую полку между Центральной и Левой вершинными башнями. Пункт R8 в правой части полки на крючьях. Длина 45 метров. Крутизна 80 градусов.

Участок R8-R9. От полки вверх по камину 3 к. cл. выйти на вершину. Длина 40 метров. Крутизна 70 градусов.