Автор: Анна Пиунова, Mountain.RU

Вместо предисловия

Грепон , м-т Маммери
Фото Ивашура Игорь
«Грепона больше нет. Теперь, когда его сделали бабы, ни один уважающий себя мужик не притронется к нему. Жаль, а такой был чудесный маршрут!», - так в 1929 году известный французский альпинист Этьен Брюль отреагировал на первое восхождение девиц, Мирьям О’Брайен Андехил и Алис Дамесм, по суровой мужской классике Грепона, альпийскому эталону эпохи.

Несмотря на то, что в 1900 Элизабет лё Блон и Леди Эвелин Макдоннел также обошлись своими силами на зимнем траверсе Пиц Палю, в двадцатые годы Грепон считался брендовой горой, и женское прохождение по технически сложному маршруту нарушило тонкое равновесие мира.

* * *

Женщины на высшей точке Земли – Эвересте (8848м)
Женская экспедиция на гору Кения - 2000
Путь к Эвересту. Кати Одауд, Стаси Эллисон
Некоторые знаменательные даты из истории женского альпинизма
Женская экспедиция райдеров в Индийские Гималаи
Почему женщины стали ходить в горы
Женщины и альпинизм
Женщины в горах
Дама с рюкзаком и ледорубом
Женщины и экстремальные виды спорта
Lynn Hill

В 1956 году «лучшая женщина-альпинист Америки» Мирьям О’Брайен Андехил опубликовала автобиографию под названием «Дайте мне горы», где объясняла желание ходить женским составом, как попытку доказать себе и другим свою состоятельность: «Я очень рано поняла, что тот, кто ходит с сильным напарником, может никогда так и не познать саму суть альпинизма, и в любом случае получит только часть эмоций от лазания… В конце концов, он лишь последователь…если же он лидирует, берёт на себя ответственность за успех предприятия, то ему открывается нечто большее…Я не вижу причин, почему женщины не могли бы лидировать в серьёзных восхождениях…но я также осознаю, что если женщина берёт на себя эту роль, то об участии мужчин в проекте не может быть и речи… Я решила попробовать пройти некоторые маршруты не только без помощи гида, но и вообще без мужчины-напарника».

Спустя полвека мега-звездная барышня (практически каноническая личность) Катрин Дестивель обронила: «Когда ходишь в смешанной команде, каждый скажет: «Понятно, всю работу за неё делают мужики», - я вынуждена принять это, если лезу с мужчиной».

Денали
В 1970 году энергичная американка Эрлен Блум организовывает женскую экспедицию на Денали. Вшестером, полным составом, девушки достигают вершины.

Позже Эрлен возглавит экспедицию американских женщин в Гималаи (Аннапурна I) и совместный американо-индийский женский проект на девственный пик Бхригунпанф, в Индийских Гималаях.
На вопрос, взялась ли бы она за воплощение подобных идей в жизнь в наши дни, Блум после некоторых раздумий ответила: «Скорее всего, нет». В этом больше нет необходимости, так как женщины уже доказали свою способность ходить в горах не хуже мужчин.

Эми Буллард получила экземпляр блумовской книги «Аннапурна: резиденция женщин», когда ей было 18. Книга произвела на юную Эми неизгладимое впечатление: «Она дала мне разрешение на восхождения в больших горах».

Аннапурна. Южная стена
Помимо первовосхождений в Гималаях и работы горным гидом Буллард возглавила первую экспедицию американских женщин на восьмитысячник без использования кислорода и без группы поддержки в лице высотных шерпов. Три участницы проекта поднялись на вершину.
«На Чо Ойю мы отлично ладили (по сравнению со смешанными экспедициями). Не нужно было заботиться о том, что ты скажешь, и правильно ли тебя поймут. Мы всегда быстро приходили к согласию.
В базовом лагере нас критиковали за то, что мы затащили слишком много барахла в высотные лагеря (как, например, спальники в лагерь 3), но в результате парни сами спали в них во время нашего отсутствия».

Юнко Табей,
Фото www.everest.su
Юнко Табей, больше известная как первая женщина, ступившая на вершину крыши мира, участвовала в 44 женских экспедициях (самые громкие - Шиша Пангма, Победа, Мак Кинли, Эйгер…):
«Я получаю гораздо больше удовлетворения от участия в женских экспедициях, нежели в смешанных. Когда у всех сходные физические данные, ты лезешь на равных. И мне гораздо комфортнее находиться в палатке, когда вокруг твои подруги. Я чувствую себя счастливее, когда мы преодолеваем трудности женским коллективом».

Beth Rodden
Бэт Родден, участвовавшая в 1999 в широко медиатизированной экспедиции Линн Хилл и Кº на Мадагаскар (+ Кэт Пайк и Нэнси Фижин), где они сочинили складный фри-маршрут «Браво, девочки!» (5.12с А0) полагает, что «женщины могут реализовать себя в любых условиях, в зависимости от того, насколько сильно они мотивированы.
Если кто-то считает, что может полностью раскрыться только в компании женщин, то вот и ответ. Я предпочитаю ходить с мужчинами, потому что они сильнее, а меня это стимулирует».

(Прим. Бэт, главным образом, лазает в паре со своим мужем Томми Кадвеллом. Не так давно она сделала «Оптимист» (5.14b), на тот момент - самый сложный маршрут, пройденный американкой, прошла свободным лазанием «Нос» и отредпоинтила «Анаконду» (5.13b/c).

Часть II

Двойной стандарт

«Про женщину, написавшую толковую работу в мире науки, не станут говорить «сильная женщина-учёный», - размышляла в 1911 году в интервью Нью Йорк Таймс Энни Смит Пек. – Её просто назовут «хороший учёный». Я пролезла на 1500 футов выше, чем любой мужчина в США. Не называйте меня «женщина-альпинист».

20 лет спустя в обращении Альпинистского клуба английских леди: «… Можем ли мы надеяться, что недалёк тот день, когда наши достижения будут оценивать по заслугам, а не исходя из факта, что мы – женщины?»

Ванда Руткевич
Ванда Руткевич (первое женское восхождение на К2, поднялась на восемь из четырнадцати восьмитысячников, погибла на Канченжанге в 1992) в нашумевшей статье «Женский альпинизм в Гималаях и Каракоруме (за последние 25 лет)» настаивала: «Все экспедиции на восьмитысячники, совершённые до 1981 года, нельзя жёстко категорировать как «женские», поскольку в каждой из них работали мужчины-шерпы. Шерпы такие же альпинисты. Я не вижу нужды разграничивать смешанные экспы и якобы «чистые» женские, прибегавшие к помощи шерпов-носильщиков».

В 1978 Ванда Руткевич и три её напарницы совершают первое зимнее восхождение по северной стене Маттерхорна. Все четверо достигнут вершины, но вскоре после этого будут эвакуированы вертолётом, в связи с крайне тяжёлым состоянием здоровья одной из участниц. Ванда поставила под сомнение ценность такого восхождения и всегда заметно нервничала, что оно бросит тень на её заслуги.

* * *

Несмотря на длинный список примеров, подтверждающих способности женщин к альпинизму (смешная вышла фраза), процент женских восхождений, «раздвигающих границы», невысок. Тяжёлые рюкзаки, отсутствие ролевых моделей, неготовность к реальному риску, физиология, материнство и что-то ещё камнем стоят на пути…

Стэф Дэвис (жена небезызвестного Дэна Поттера, имеющая в активе длинный список неслабых восхождений в Патагонии, Пакистане, Кыргыстане, Баффине и у себя на родине, в Америке): «Раньше я комплексовала по поводу своей неспособности таскать тяжёлые рюкзаки. Но после нескольких лет восходительской практики я пришла к выводу, что «вес» - ограничитель для каждого. В альпинизме не существует конкретного фактора, работающего против женщин. Некоторые женщины крупнее и сильнее иного мужчины…Единственная существующая проблема в том, что женщины достигают пика формы (и карьеры) как раз к тому времени, когда пора обзаводиться потомством. Двадцатилетние клаймерши часто откладывают рождение детей на потом, покупая взамен возможность путешествовать и ходить в горы. К тридцатилетним приходит осознание: сейчас или никогда!
Практически каждого мужчину-альпиниста дома ждут жена и дети. С женщинами это не срабатывает. По крайней мере, у меня нет подруг, которые бы разъезжали по полгода, а по приезду их встречали цветами и шампанским заботливые мужья и куча ухоженных ребятишек. Скажем, если у нас с Дэйвом родится ребёнок, на образе жизни Дэйва это никак не отразится, а моя жизнь изменится радикально».

Безусловно, есть женщины в британских селеньях... На ум приходит раскритикованная «плохая» жена и мама («Нет, вы – не мать!»), англичанка Элисон Харгивс. В то время, когда Элисон занималась претворением в жизнь своих соло-проектов, её муж хлопотал по дому и присматривал за детьми. Но исключения, как известно, лишь подтверждают правило.
Чаще материнство круто меняет жизнь замечательных альпинисток. Дестивель и Калхаун отказываются от сколь-нибудь продолжительных поездок, чтобы не разлучаться со своими сыновьями, а Линн Хилл потеряла интерес к удалённым бигвольным объектам.

Катрин Дестивель: «Когда у тебя есть проект, ты всё время думаешь о нём, живёшь им. Это невозможно, имея ребёнка. Мне трудно сфокусироваться на лазании до тех пор, пока он не станет более-менее самостоятельным. Я не хочу оставлять его или уезжать далеко от дома». Катрин предполагает вернуться в альпинизм, когда её сын станет старше.

Готовность к риску

Линн Хилл
Линн Хилл:
«Женщины более трезво оценивают опасность, они скорее примут рациональное решение отказаться, чем излишний риск. Я знаю, как разрулить рискованную ситуацию, но оказаться в ней не доставит мне удовольствия. Я отдаю себе отчёт, что осторожничаю больше, чем многие мужчины.
Мужчины способны всё поставить на карту. Не знаю, биологическая ли это либо культурой привитая черта. Возможно, они в большей степени чем мы чувствуют себя «расходным материалом».

Забавно, но Дестивель, чей список пестрит соло-восхождениями, включающими потрясающие зимние соло-проходы знаменитых альпийских северных стен, заметила как-то: «Ненавижу быть напуганной и, если ходить «без запаса», ты будешь напугана».
- Ну, а когда ты ходила соло, разве не было страшно?
- Но это же был не «хай» уровень, - просто пояснила она.
Ответное молчание, наверное, навеяло ей мысль, что на связи находится простая смертная.
- Да, хорошо, ОК, это хай-уровень :)

Вместо послесловия

Среднего возраста либерально настроенный официальный член Американского Альпинистского Клуба:
«Почему существует двойной стандарт для женского альпинизма? Я знаю всех женщин, чьи имена озвучены в этой статье. Я сомневаюсь, что услышал бы о большинстве из них, будь они мужчинами с тем же списком достижений.
Звучит неприятно, но это правда. Я не знаю имён и половины американских клаймеров, сделавших хорошие повторы в горах».

При подготовке этой статьи использовались материалы: The American Alpine Journal, Climbing, Climb, Alpinist, Montagnes Magazine.