Автор: Антон Пуговкин, Красноярск

Про Хан Тенгри.
Вариант Свириденко

Хан Тенгри южная сторона фото с вертолета Г.Соколов

Со стороны л. Южный Иныльчек на п. Хан-Тенгри 6 маршрутов, большинство из них гребневые, и часть маршрутов имеет много общего в т.ч. и м-т. Свириденко в верхней части проходит по явно выраженному Южному гребню. Поскольку целью нашей команды было прохождение максимально сложного маршрута, то выбор пал на м-т. Свириденко, а при детальном изучении материалов и стены выяснилось, что во первых сам маршрут ходили только две команды, остальные обходили 500м. скал в нижней части, по большому кулуару, а во вторых, правая часть стены по прежнему оставалась нехоженой. Именно на нею мы и обратили свое внимание. При детальном изучении нарисовалась вполне понятная линия, добавляющая 500м прекрасных скал в нижней части.

АВС после снегопада

Гоша лезет, саня страхует, я фотаю

После трех акклиматизационных выходов и недельного ожидания погоды мы вышли в АВС 14.08. Мы были первые, кто пришел в этот лагерь снизу после снегопадов, местами картина печальная)).
Рано утром 15 августа мы стартанули. Почти весь нижний бастион лезется свободным лазанием, но местами, для спрямления линий было проще проитошить 5-10м. В 11 выглянуло солнце и началось, вся правая часть стены п. Хан-Тенгри сходится внизу в одно русло, и почти до самого вечера мы наблюдали мощнейшие лавины и ледовые обвалы, и местами как раз по маршруту Исаченко, откуда неделю назад еле слез Серега Селиверстов с французом, считай повезло им еще. Наш же маршрут в этом плане безопасен, разве что иногда одинокие камни вытаивали, но как без этого. На вершину треугольника вышли в 16ч., итого 9 часов 500 метров стены в активе.
Меняем Саню (Жигалова), на Гоху и прем дальше, нам еще надо на нож залезть, что мы и сделали, в 22ч., я закрутил бур почти посередине снежного ножа и еще какие то пара часов физкультуры с тяпками и наша палатка «Эверест 96» (ее Рок-Пиларс 20 лет назад придумал, а мы до сих пор ходим, и эту вот специально для нас сейчас сшили, вот такие мы консерваторы) раскорячилась на склоне.

начало снежного гребня

после второго лагеря 5600

Утром долго копаемся и выходим почти в 9, а к 14 я уже дохожу до начала скал, там я и Януш остаемся делать лагерь, а Гоша и Саня уходят провешивать имеющиеся у нас 4 веревки. Вечером наблюдаем красивый закат прямо из палатки, которая стоит на узеньком снежном гребешке, макушку которого в виде огромного грибы мы срубили.

На третий день нам надо было дойти до начала снежных грибов. Это около 15 веревок скал и льда, местами микст, но чем мы выше залазили, тем меньше становилось скал, а все больше очень крутого снега, что сильно осложняло как прохождение так и страховку. В итоге только в 17ч. Мы дошли к ключу маршрута, снежному гребню, протяженность метров 300, но состоящему из крутых, местами почти вертикальных участков снега. Читая отчеты мы все недоумевали, ну как можно 300 метров лезть 2-3 дня, но когда я за 4 часа пролез всего веревку, причем в нужном направлении продвинулся всего метров на 15, остальное петлял, облазил, пролазил в дыры на другую сторону гребня, в один момент залез на снежный карниз и только стал на нем обживаться, как вся эта махину вниз ушла, хорошо рядом старые вмороженные веревки, я в них был вщелкнут. В итоге сделал станцию в вертикальной снежном тоннеле, не больше одного метра в диаметре, до вершины гребня остается 3 метра, а сил уже никаких.

прохождение снежного ножа

Саня проходит ключ в районе 5700

Спускаюсь вниз, к скале, там уже парни палатку поставили. На ужин снова итальянская еда, вот же дрянь то оказалась, внизу супер какая вкусная казалось, здесь же… а лапши китайской почти нету. Да и вообще мы как то так нормально облегчились по продуктам, что уже на третий день стали экономить, особенно газ. Вообще быт у нас давно налажен, спальники укороченные, по грудь, сверху куртка, ну и чем выше залазишь, тем меньше вещей становится в рюкзаке и больше на тебе.

команда на перемычке 6000

гребень на 6500

Ночью спал плохо, т.к. с обеда работал без очков, вроде пасмурно было, то глаза то немного поджег, но ничего к утру отошли. Будильник завели на 3 ночи, но с трудом встали в 7, предыдущий день тяжелый оказался, всё таки набор в 600 метров, а это где то 15 веревок даром не прошел. Но в 9 утра выглянуло солнце и Саня полный сил выходит работать первым и вылазит снежную калибровку. Потом мы начинаем долго к нему подходить и тут оказывается, что те веревки, что я с вечера провесил, за ночь вмерзли, в итоге одну веревку бросаем полностью, от второй отрезаем половину, осталось две с половиной)). Дальше по гребню снежные упражнения повторяются, Саня лезет то с инструментами, то с лопатой, то вообще непонятно как и все это сдабривает великим и могучим Русским языком, ну согласитесь обидно, когда ты минут 15 копался, строил полочки, поднимался на цыпочках, а потом это все раз и съехало вниз.

Гриб

Гриб в лоб!

В обед меняем Саню на Гошу, тот посвежее, и через пару часов он уже выкарабкивается на перемычку. Ура!!! Дело сделано, почти. Осталось прошлепать 1км по вертикали по гребню. В общем на следующий день в 17 мы вылезли на вершину, пара фото и как по заказу погода кончилась, только мы подошли к спусковым веревкам, пошел снег а т.к. мы планировали в 8 утра уже быть в БС и улетать, то валили вниз мы всю ночь и ровно в 8 пришли в лагерь, там идет дождь со снегом, но это уже совсем другая история.

на вершине

Паспорт восхождения

Спонсоры экспедиции:
Министерство спорта и туризма красноярского края. Федерация альпинизма красноярского края НПФ «Рок Пилларс» Рэд Фокс