Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Траверс Снежное Плато — Комсомола, 5А Турсун Аубакиров и пик Орджоникидзе

На этом траверсе абсурд альпинизма достигает своего апогея. Чтобы попасть под начало маршрута нужно пройти два перевала, причём после преодоления второго придётся идти вдоль гребня, по которому проходит маршрут. К слову перевал выше, чем 2/3 всего маршрута.

Ходили вдвоём с Турсуном Аубакировым. Он мелькал у меня в блоге в статье про восхождения в сезоне 2012.

Вышли в 5 часов утра. Перебрались через перевал Абая, откуда спустились на ледник Богдановича. Затем поднялись на перемычку между Комсомолом и Физкультурником. После этого спустились на ледник Комсомолец, по которому подошли под начало маршрута. На подход у нас ушло 9 (!) часов.

По описанию на гребень Снежного Плато ведёт простой кулуар. Я выбрал самый простой. Представьте себе моё разочарование, когда на пол-пути до гребня кулуар из простого-осыпного превратился в лавиноопасный и снежно-ледовый. На подходе под нами несколько раз проседали «доски», поэтому я не решился проверять, насколько он лавиноопасен. Придумал, что полезем справа, по разрушенным скалам. Надеялся, что можно будет двигаться одновременно, но не тут-то было. Скалы сильно разрушены, страховки почти никакой. Короче — перила — наше всё. Через три верёвки вышли в верхнюю часть кулуара. Оттуда одновременно (страхуясь бурами) выбрались на перемычку. Почти стемнело, решили жить там.

Гребень от Снежного Плато до пика Комсомола

Утром отогрели замёрзшие ботинки и пошли. Снежное Плато — ничего сложного, только огромные свободно лежащие камни на гребне. Ласточкино Гнездо тоже не представляет особых трудностей. Подъём на Ушбинку по сильно разрушенным скалам. Сейчас (в ноябре) там почти всё связано льдом. Где-то в средней части пришлось убрать инструменты, снять перчатки и лезть так.

Дальше снова разрушенный гребень, спуски, подъёмы. Затем стенка у начала Трезубца. Монолитный рельеф с тонкими трещинами под якоря и клювы ледовых инструментов. Но сначала гладкая плита со снегом. О том, что она гладкая я узнал, когда наступил на тот самый снег. Снег уехал, а я остался. Затем угол, постепенно выкручивающийся до 80°, а в конце и вовсе запертый карнизом. В стенке слева торчит наполовину вывалившаяся «морковка». Забил её на место. Аккуратно перебрался в угол с удобным рельефом и ушёл вверх. Станция на выступе, производящем впечатление устойчивого. Пока мой напарник разбирал станцию и педалил наверх, я повесил ещё одну верёвку, которая вывела нас на гребень.

Пешеходный гребень сменился снежно-ледовым склоном. Начались Сиськи Верблюды. В одном месте пришлось копать снег на уровне груди. В это время поймал себя на мысли, что я ведь совсем не это люблю! Мне нравится когда тёплые скалы, пальмы и девочки в купальниках! А тут…

Пик Талгар, как всегда, очень фотогеничен

Глядя на Талгар, освещённый луной, я самодовольно думал, что недавно мы были на его вершине.

Впереди маячила вершина Комсомола. Казалось шапкой можно добросить. Я планировал в тот же день перебраться через неё и уйти вниз. У Турсуна таких мыслей не было, и он хотел остаться на месте. В итоге спали на широкой площадке чуть ниже вершины. Как только поставили палатку моё «ожесточение воли» куда-то делось, и я вспомнил, что весь день месил снег, лез, шёл. Быстро забрался в спальник и уснул.

Утром карабкались по очередному ледовому взлёту. Турсун было пытался от меня укатиться, но куда он денется, когда привязанный. Разрушенный гребень привёл к небольшому снежному карнизу. В нём пришлось копать дырку. Оттуда около 30 метров до вершины.

Спуск… как спуск, ничего необычного. На перевал и дальше вниз.

Если вы любите топтать снег, не имеете ничего против разрушенных скал и можете лезть по «четвёрочному» рельефу зимой — то траверс Снежное Плато—Комсомола вам понравится. Если что-то из перечисленного не ваш конёк, то ничего не буду утверждать. Идите пробуйте.

Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

С горой!

Хорошо изложил.

Турецкий поход или как активно отдохнуть в выходные.

Для того, чтобы сходить на пятерку, многим нужно побывать в экспедиции. А тут на тебе, пожалуйста, организовали поход выходного дня.