Люди и горы > Денис Урубко >

Автор: Денис Урубко, Рязань

Служба

Ранним утром, еще затемно, я вышел на парковку машин. Заценив звезды над горами, сел за руль, и покатил по пустынному спавшему городку Бондо Петелло – вниз, к основной трассе. Чтобы дальше отправиться вверх по ущелью. Долина реки Серио широкая, плодородная. Здесь можно было наслаждаться жизнью. Но при этом пускаться во все тяжкие – летать на парапланах, бегать, гонять в даун-хилле, лазить по скалам, сплавляться на каяке, искать пещеры, разрывать мир ревом мотора… Чем, собственно, народ и занимался. Каждое воскресенье по дорожкам сновали поджарые атлеты, крутились педали велосипедов, веселые домохозяйки отправлялись в горы, суровые охотники постреливали по округе.

Конечно, хватало тех, что предпочитал спокойно сидеть дома, но на их фоне еще лучше виделось количество людей, увлеченных движением. Так и в этот раз, прикатив на седловину небольшого перевала Кавлера в лесу, я отметил полтора десятка припаркованных машин. Утро только начиналось, и «первые пташки» заняли лучшие места.

- Будет, с кем выпить, - обрадовано пробормотал я, и двинулся по тропе. Собственно, моей целью было не восхождение. В этот день на Биваке Теста (1474 м) проводилась месса в память погибших в горах друзей. После весенней трагедии мне обязательно надо было там быть. Это как невыразимое, что-то выше логики. И поэтому я шлепал по тропе. Вспоминалось одно, думалось другое. Свист обрывающейся веревки, крик, мой страх… и полная сомнений боль прошедшего лета.

Бивак Теста это небольшой домик на гребне горы Альбен. Расположен он в лесной зоне, так что здесь тихо, спокойно. Неподалеку источник свежей воды. Построен приют был много лет назад альпинистом из городка Вертова, и теперь поддерживается всеми местными, в том числе сыновьями Теста. Он открыт в любое время, можно ночевать при совершении восхождений, прогулок. Каждую осень здесь проводится маленькаятеплая церемония – люди собираются на молитву, почтить память ушедших друзей-горовосходителей.

- Привет! – накинулся на меня один из ночевавших в домике итальянцев. Знакомый. И попытался хлопнуть по плечу я инстинктивно сделал шаг в сторону. Что-то дикое сегодня во мне…
- Пойду на Альбен, прогуляюсь, Тино.
- Мы вчера ходили. Теперь готовимся к службе… Оставайся! Дождь начинается!
- Успею, - сказал я. Гора манила.

По тропе удалось обогнать нескольких людей. Двое были охотниками, искали потерявшуюся собаку. Двое шли на вершину в спортивном темпе. Вокруг лежали остатки недавнего снега. Приближалась зима. Деревья теряли листву, и тяжелые облака крутились над горами. Погода соответствовала настроению. На вершине было ветрено, изредка падали тяжелые капли. Высота 2010 метров тоже соответствовала.

Поэтому, задерживаться не хотелось. Я сразу помчался по тропе вниз. Пик Альбен давно стал местным фетишем. Сам… САМ Бонатти начинал здесь свою карьеру альпиниста. Сеньор Вальтер – персона крайне популярная, и несколько поселков борются за право называться его родиной. Иногда это вызывало у меня улыбку. Когда кто-то говорил «наш Бергамасец», другой перебивал «он из Газзаниги», а третий упрекал «что вы! он из Вертовы».

Уже на мессе, слушая слова пастора, с которыми он обращался к Богу, к присутствовавшим альпинистам, к детям, я думал о столь разных непохожих судьбах – Алексея Болотова и Вальтера Бонатти. О том, сколько сложных вершин и маршрутов пройдено ими. Оба были красавчиками, атлетами. Оба мыслили в командном русле, готовы были пойти на все ради друзей.

Пример ли это для молодежи?! Пример ли это для меня? Итальянец вовремя «завязал»… Русский шел этим путем до конца. И тот и другой были счастливыми людьми, изменившими мир вокруг себя.

Слушая слова мессы, чувствуя дыхание и плечи людей рядом, я понимал, что смерть – часть жизни. Эх, Леха, Леха! Кто определяет, где и когда «завязать»?! Прости, что мы оказались по разные стороны. Никто не знает, как сложится дальше. Просто… мне дан шанс попытаться сделать еще немного.
Что-то отпустило, стало легче глядеть на мир.