Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Юрий Кошеленко, Ростов-на-Дону

Сабах 2013. Аргонавты, новая линия на Сабах и назвался парусом - Будь Им

Впервые я задумался о Сабахе еще в далеком 1997 г., когда кровь вскипала от одного предположения о новом районе, первопрохождении, неизведанном опыте. В ту пору архивы ФАР не были еще электронными и В.Н. Шатаев давал мне отчеты для ознакомления на дом. В отчетах Владимира Башкирова и обнаружились Ашатская стена и Сабах. Уже тогда об этой горной долине мало кто вспоминал, соседние же альпинистские районы Аксу и Каравшин напротив пользовались огромной популярностью. В 1997 же стартовал наш проект "Русский путь - Стены мира" и все мы были очень заострены на новые горы и первопроходы.

Мысль, если о ней не забывать, в конце концов формирует реальность, производит события. В 2010 г. после долгого перерыва мне довелось вновь приехать в Киргизию, Ош был сожжен недавним межэтническим конфликтом, это было печальное зрелище, особенно по сравнению с временами СССР. Но это не помешало организовать мне с моим другом Лешей Букиничем экспедицию в Трансалай, где мы искали не только новые объекты для восхождений на будущее, но и совершали первовосхождения.

Восточная часть Заалая, большие снежные горы: Курумды, Заря Востока, Пик Туркво, большинство из них скорее подходят для ски-альпинизма, но есть и технические стены. Впрочем если уж "зарекаться от источников и пить только из родников", то прямая дорога была в малоизученные районы Памиро-Алая, в частности в Сабах, который с этого момента становился напоминающим мифическую страну "Эльдорадо" с немыслимыми сокровищами нематериального свойства конечно.

Ашатская стена

В 2012 мы с друзьями / Василием и Женей/ сделали первую экспедицию-посещение, нам удалось сделать 2а восхождения и одну попытку, наш базовый лагеь располагался рядом с кошарой, что было не совсем удачно. В этом году наша команда из 6 человек прибыла в Ашат с более серьезными целями, место для БЛ мы с Васей выбрали еще в прошлом году, и оно находилось выше по ущелью, в непосредственной близости от Ашатского ледника у огромного камня.

Базовый лагерь

Основной моей целью было дальнейшее освоение вершин Ашатского ущелья, четверка молодых альпинистов /А.Васильев, А.Антошин, В.Шипилов, И.Осипов/ представляла Ростовскую обл., они планировали восхождение в рамках чемпионата России. Вася в былое время был у них инструктором, вероятно, это как то повлияло на их выбор района и то, что нас судьба свела вместе.

Хотя в данной ситуации я и не был формально тренером, но все же чувствовал ответственность за всю нашу компанию, поэтому постарался утрясти график наших восхождений так, что бы всегда кто то находился внизу и паче чаяния мог оказать помощь. Изначально я планировал пройти навый маршрут на Сабах между Башкировым и Мошниковым, отдавая дань памяти великим альпинистам, один из которых был для меня еще и близким другом. Но погодные условия в этом году для этого пути сказались чрезвычайно неблагоприятные, было очень тепло / внизу в Баткене под 50 гр./ и по центру С. стены Сабаха постоянно шли лавины. Риск был выше 50. Пока наши молодые друзья определялись с маршрутом на чемпионат и обрабатывали нижнюю часть / их выбор пал на самый безопасный из маршрутов на Сабах, бастион первовосходителей, но они собирались пройти, по возможности, собственным путем и выйти на маршрут Ивана Плотникова лишь в верхней части/, мы с Василием продолжали изучение района. Наша двойка решила идти маршрут на вершину, которая во всех отчетах значится как пик 4750 м., в прошлом году мы условно называли его Стоунхэдж, а в этом решили переименовать в Арго. Это безусловно корабль аргонавтов, возвращающийся из Колхиды с "Золотым руном" на запад, назад в Элладу. К тому же это право любого художника сказать: "Я так вижу", а приживется это название или нет, это уже дело будущего...

По северной стене пика еще в далеком 1989 был проложен маршрут командой Владимира Башкирова / Петрова/, они лезли в непогоду, им потребовалось 9 дней, чтобы пройти его.

Мы нацелились на левую часть С.стены Арго, начало по ледовому кулуару, затем несколько веревок скал, верхняя часть нашей нитки напоминала расщелину, залитую льдом, маршрута Чаплинского на Аксу. Хотелось пролезть линию в легком стиле, максимально свободным лазаньем с тремя ночевками на горе. Нам нужно было вернуться к моменту отрыва группы, что участвовала в чемпионате РФ.

Арго...

Наши друзья уже начали обработку нижнего бастиона и сетовали на потоки воды, что не давали им полноценно работать в течении всего светового дня. Мы стартовали 29 июля в 8 утра, и пройдя 7 веревок по льду воткнулись на 1 ом участке скал в несколько довольно противных секций И.Т.О., на первый взгляд монолитные расщелины были сильно разрушены и с налета свободным лазаньем не давались. Около 6 вечера первому удалось сделать траверс на полку залитую льдом. Нам ничего не оставалось, как попытаться организовать здесь ночевку. У нас был мешок для транспортировки рюкзака, мы набили его льдом, кое как закрепили его у края полки, бросили на него палатку, внутрь коврики и скоротали ночь сидя на этом ледовом чучелке.

Утром продолжили и то ли стена стала податливей, то ли мы разлезлись. Получалось обходиться теперь без И.Т.О. Лазанье было сложное, после полутора веревок скальные туфли убрали в рюкзак, пошли крутые ледовые гулоты, затем вертикальная расщелина забитая ледовыми пробками. Погода стояла очень хорошая, даже слишком, с крыши по нашей расщелине текла вода, но выбора особого не было и невзирая на дождь со стены мы стремились вверх. Четвертая веревка от ночевки была особенно крутая, лед вываливался из расщелины от ударов вингами, сыпался из под кошек, трещина сужалась. Наверху перед выходом на крышу Арго нам навстречу тек водопад. Дойдя до крыши горы и встретив только лед и воду, мы дюльфернули вниз на более меннее сухую полку, что встретили по дороге. Веревки оставили закрепленными на стене. До палубы Арго мы добрались и маршрут был считай пройден. Полка, на которую мы спустили, была полкой только на первый взгляд, на самом деле это скорей был выступ стены, естественно тоже залитый льдом. Сколько мы не рубили его, горизонтальных плоскостей не находилось, наконец мы решили использовать прошлоночную тактику и набили мешок льдом, собираясь расклинить его в камине, но камин был широк и мешок в нем болтался как груша. Утомившись и вымокнув за день к ночи мы были слишком уставшими, что бы терзать себя бесчемной работой. Мы попытались использовать то место, что нам удалось раздобыть. Чай и еда получились и это внушало оптимизм. Но вот приткнуться вдвоем на единственном ровном бугорке Василию и мне никак не удавалось, кто то и дело сползал с полки и повисал на самостраховке над пропастью. Так длилось не долго, наконец дно палатки не выдержало и порвалось. В дыру улетели рюкзак, половинка каримата и еще какие то мелочи. Остатки ночи мы провели отдыхая на нашем бугре по очереди, не замерзли и ладно, впрочем было не холодно около 2 мороза.

С первыми проблесками дня наша двойка приободрилась, высота которой мы достигли была около 4600, вершина на которую, поднимался Владимир Башкиров была далеко в стороне, и идти на нее мы изначально не собирались. Маршрут фактически состоялся, но наш план спускаться через перемычку между Арго и 4700 / Близнецами/ требовалось поменять. Поднявшись к концу веревок, мы решили дюльферять по пути подъема. К 12 часовой связи мы были уже в ледовом кулуаре, выводящем к бергу. Гора возвратила нам практически все, что ночью выпорхнуло, через дыру в палатке, нашелся даже Васин фонарь, который улетел еще на первой ночевке. Все благополучно расположилось на снежном склоне ниже бергшрунда, что еще раз свидетельствовало о крутизне стены.

Итого мы вылезли 14 веревок из них 5 очень сложных, если бы маршрут был чуть по длинее получилась бы хорошая 6А, кстати Петров за свой маршрут на Арго просил 6Б...

Начало маршрута на Арго

Под нами 500 м. стены

Начало предпоследнего участка

Кастор /Западная вершина Близнецов/ с нашего маршрута

Лазанье по хрупкому льду

Выступ нашей второй ночевки на стене Арго

Небесный крюк, что держит всех нас /альпинистов и др. представителей экстремального спорта/...

В Базлаге нас ждали Андрей Васильев и Иван Осипов, а также приготовленный ими отменный суп с душистой овощной зажаркой. 1 августа их команда собиралась отрываться, к этому времени они уже одолели нижнюю наиболее сложную часть своего маршрута. Теперь нам с Васей предстояло волноваться за исход дела у ребят.

Наши друзья, пройдя 8 веревок нашли полку под 2 м бастионом стены и расположились там на ночевку, это случилось 2 го августа, к ночи они успели провесить еще 2 веревки. Еще два дня четверка методично работала на стене, в середине второго бастиона их маршрут соединился с линией первопроходцев. Самым напряженным моментом их восхождения стал день отрыва со следующей ночевки, 5 августа. Мы с Василием, на всякий случай, вышли со снаряжением к перевалу Солнечный и Сабах, через которые они должны были возвращаться с горы, рация у нас все время была на приеме. Во второй половине дня погода испортилась, приближались сумерки, но места для ночевки не находилось и ребята все лезли. В 8 часов им оставалось совсем немного до гребня, и в то же время стали поступать тревожные сообщения: травма большого пальца на ноге у Виталия Шипилова, отек горла у Алексея Антошина, мы как могли по рации консультировали и поддерживали ребят. Наконец к 2 часам ночи они все вышли на гребень и смогли поставить палатку. Горло, как выяснилось, просто страдало от обезвоживания, а вот с пальцем были реальные проблемы, он похоже был сломан и обморожен.

Мы надеялись, что 6 августа команда выйдет на вершину и уже начнет спускаться, но гребень по которому они двигались к вершине был в очень плохом состоянии, и им потребовался весь световой день, чтобы дойти до высшей точки и заночевать в районе вершины Сабах. Следующий день они спускались по Ю. гребню и его западному склону, мы же с Василием встречали их на перевале Сабах.

Возвращение четверки, вид с перевала Сабах

Наши друзья на перевале Сабах, после восхождения

Виталий шел сам, но ему срочно нужно было в больницу, поэтому я еще утром сбегал к чабану на кошару и договорился насчет лошади в Узгуруш. Как впоследствии выяснилось палец был действительно сломан и обморожен, но ребята дружили с медициной, делали на горе все правильно и травма не вызвала особых последствий. Двойка Шипилов - Осипов спустилась до городской больницы в г. Исфана. Антошин - Васильев остались с нами.

До сворачивания базового лагеря еще оставалось несколько дней и мы с Василием хотели сделать еще один первопроход на Парус Главный 5053 м. Этот маршрут я наметил еще в прошлом году и полагал его пройти за 3 дня + день подхода.

Естественным препятствием нашим планам могла стать погода, она начала портиться еще 31 июля в день нашего возвращения с Арго, но пока все выглядело некритично: заряд крупы на 3 - 4 часа или легкий дождик. Но как только мы стартовали все приняло более угрожающие формы. Всю ночь перед выходом на маршрут шел снег, но утром прояснилось и наша двойка решила использовать этот шанс. С 11 до 4 х мы успели пролезть около 11 веревок, когда на плитах западного контрфорса нас накрыла крупа. На этот раз нам повезло, и мы нашли приличное место под палатку. Вверху проглядывала изрядно подмокшая основная стена. Видимо весь свой запас удачи на этот выезд мы уже использовали. Наша двойка ожидала прояснения весь следующий день, но разбушевалась гроза, ураганный ветер рвал палатку, и мы ее с трудом удерживали изнутри, он надувал ее как парус стремясь сбросить нас с контрфорса. Грозовые разряды били по окружающим нас гребням. Когда же вьюга с крупой немного унялась, повалил огромными хлопьями снег. Слева над нами была внушительного вида воронка под вершиной Паруса и если бы в ней скопилось достаточно много снега, нам бы не поздоровилось. Лавина своей ударной волной могла сделать то, что не удалось ветру. За ночь белого порошка выпало почти полметра. Стена стояла украшенная снежными застругами, как новогодняя елка мишурой. Надо было срочно убираться, пока сосульки и заструги, намерзшие за ночь, не начали таять и бомбардировать склон. Вся верхняя часть долины Ашат была завалена снегом, было такое ощущение, что уже наступила осень.

Лазанье на З. контрфорсе Паруса Гл

Плиты после заряда снежной крупы

Вечерний просвет, мы еще верим, что завтра погода наладиться...

Уже не верим

Спортивный спуск через ледовую проушину по контрфорсу

Завтра нам предстояло собирать базовый лагерь и вечером ожидались погонщики с лошадьми. Снизу с ними пришел Иван Осипов, рассказал, что у Виталия все более менее хорошо. Экспедиция подходила к концу. Не все планы удалось воплотить, но это нормально, в горы всегда нужно приезжать с завышенной планкой. Сабах в этом году показался нам с другой стороны. Если в прошлом мы не встретили практически никаких серьезных объективных опасностей, то в этом их было много, особенно на северной стороне Ашатской стены / Арго и Сабах/: разрушенный рельеф, обилие живых камней, водопады, лавины, грозовые разряды. Основная задача, которую я ставил перед собой это возвращение альпинистской жизни в район, надеюсь нашу эстафету примут другие города и команды...

Позже планирую написать обзор по вершинам района.

Ykosh...

Партнеры проекта:
Промышленный Союз «Новое Содружество» НПФ "БАСК" GRIVEL

Кварц, яшма и честный путь на Рорайму

Лхотзе Средняя - Русский восьмитысячник

ЮРИЙ КОШЕЛЕНКО 13-й Piolet d'Or
Интервью для Mountain.RU

Немного снега в преддверии жаркого лета Арарат на лыжах