Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Автор: Дмитрий Плетенёв, г. Николаев (Укр.)

Лукумовые каникулы - 2

6. Безымянные перевалы.
Массив Аладаглар, а мы путешествуем именно по нему, макушками вершин вырос до 3500 метров и даже немножко выше. Ледников нет. Весь снег, выпавший за зиму, стаивает под чистую, и в середине лета ходить вверху невозможно – воды нет. На Кавказе в любом овраге, в любой складке рельефа течёт ручей. Тут непонятно куда вода девается, сквозь землю просачивается и вытекает в Капуз-Баши, наверное.

На следующее утро продолжили движение вдоль ручья. Кажется он называется Аксу. Начались альпийские луга, точнее очень засушенные альпийские луга. Прошли мимо пасеки. Турки любят разводить пчёл, и почему-то улики красят только в синий цвет.
Затяжной подъём в боковую долину. Неужели наш перевал показался? На часах – около 5, казалось бы можно идти на штурм, но Папа Козий соблазнился озерцом. Что сказать, место действительно шикарное для лагеря: широкое плечико, озерцо с кристальной водой, снежники и прочий пейзаж.

Дрова наконец-то кончились – готовим на бензине. Серёга из Севастополя очень этому рад. Он у нас занимает почётную должность «бензовоза» – несёт бензин. И тот факт, что последние 4 дня его ноша ни капельки не уменьшалась, слегка мешал ему наслаждаться прогулкой.

После ревизии продуктов оказалось не всё так гладко. Каким-то загадочным образом исчезла половина сыра и ещё кое-что, зато мы носим с собой лишнюю овсянку и другое кое-что из второй кучи. Пропажа сыра – серьёзное неудобство, теперь на обед у нас только сухарик и колбаса (или сало – через день). А Умке (она не переносит сало на дух) придётся грызть одни сухарики. Сурок искупался в озере. Малохольный.

Утром поднимаемся на безымянный перевал радиально. Группа состоит из добровольцев. Остальные отдыхают в лагере. Перевальчик оказался снежно-осыпной, 1А на мой взгляд. На снегу видели следы барса. Гребень оказался очень пологим, ничего интересного, кроме вида вокруг. Ради него-то Георгич и поднимался. Дело в том, что бумажная карта местами врёт, карта GPS не того масштаба и вообще он жрёт батарейки со страшной силой. Пока шеф ориентировался, я разделил шоколадку (перевал есть перевал!) и на правах завхоза угощал восходителей.

По снежнику – вжик! Уже в лагере. Идём вниз к Аксу и по главной долине за угол. Прошли живописный каньончик по которому под снегом бежал ручей. И опять удачное место для ночёвки соблазнило руководителя (а вместе с ним и полгруппы). Зелёная полянка с остатками коша. Уже кругом снег и камни, а мы на травке.

На пятый день конфликты в группе обострились. Умка требует овсянку на ужин. Валюсик (да-да, мы с женой всегда вместе, даже в горах) терпеть не может овсянку. Дилемма. Сурок подтролливает: «А мне и то и то давай!» Соломонова мудрость в моём решении: пусть тот, кто хочет овсянку, ест овсянку, а кто хочет макароны – ест макароны. Кастрюль хватает. И горелок тоже.

Звёзды дышат романтикой в турецком небе, и вот гитары запела в умелых руках. Да-да, это мэтр Зонтик спрятал в рюкзаке свою сладкоголосую подругу, чтоб нежданно порадовать друзей, и вот время пришло. Звёзды сложились. Вечер дышит прохладой. И две пары на высоте 2500 кружатся под звуки вальса. Уже темно и часто натыкаешься на валуны, но это не имеет значения, ведь ты танцуешь домбайский вальс, а на ногах – альпинистские ботинки.

А утром снова в путь. По заснеженным полям, по пологим горбам поднимаемся на высоту нашего первого перевала, по крайней мере, мы его видим и он вровень с нами. Предыдущие дни были пасмурные, а сегодня солнце светит не на шутку. Надели тёмные очки. Намазались кремом.

Слева остаётся красивейшая скала, наверное, альпинисты тут проложили бы маршруты big wall, будь она ближе к цивилизации.

Идём по снегу. Оказывается, довольно паскудная штука. На рыхлом снегу проваливаешься по колено и глубже, тратишь в два-три раза больше энергии на движение. Идём след в след. Первый (который тропит) меняется по мере усталости. Стараемся двигаться по старому, слёжанному снегу.

Наконец, показался наш перевал. Затяжной монотонный подъём. На перевальном гребне особо рыхлый снег – проваливаешься чуть ли не по пояс.

Ну, вот он, перевал. Опираюсь на ледоруб. Тяжело дышу. Во рту пересохло. Пытаюсь наслаждаться видом. А вид открывается завораживающий: под ногами плато Едыкёль, всё в снегу, видны парочка замёрзших ещё осенью озёр. Со всех сторон плато зажимают скальные пики. Спуск с перевала снежный и довольно крутой. Надо кидать верёвки.

Георгич сооружает точку страховки на снежном якоре. Первым идёт Илья, провешивает сороковку, организовывает станцию. Затем спускается Сурок и провешивает вторые 40 метров. Дальше склон более-менее выполаживается. И пошла нудная работа: люди спускаются медленно, застревают в снегу, спускают мини-лавинки. Умка умудрилась провалиться обеими ногами. Пришлось Илье её откапывать. Хорошо, он с лавинной лопатой был поблизости.

Валя спускалась первый раз дюльфером в «боевых» условиях. Да ещё по рыхлому снегу. Но, надо признать, прошла чётенько. Молодец!

Когда последние спустились на плато, было уже за 6 вечера. Сегодня придётся спать на снегу. В этом случае мы с Валей поступаем так: на каремат выкидываем все тёплые вещи, под ноги – пустой рюкзак, сверху – спальник. И вполне себе можно спать. По крайней мере, нам холодно не было.

7. Охота на заброску
На завтрак были съедены последние продукты. Серьёзно, оставалось может пару плиток перевального шоколада. Дело в том, что из-за долгих и неторопливых подходов мы потеряли много времени, и по расчётам должны были выйти к заброске ещё вчера днём. По случайности у нас было немного лишних продуктов на сегодняшний завтрак.

После трапезы на снегу мои сотоварищи начали движение в довольно бодром темпе. Да и мы с Валей (чего уж там) просто летели по снежному плато Едыкёль. Этому способствовали небывало лёгкие рюкзаки, свежая пасмурная погода, а главное, желание дойти до заброски. Дело в том, что она лежит где-то под соснами в долине, куда мы спускаемся. Но пока видно только снег и скалы.

Подошли к началу кулуара, который уходит куда-то вниз, в облака. Плато кончилось. По плану Георгича мы спускаемся на травку на один день – на днёвку – потом поднимаемся тем же путём и пересекаем плато в обратном направлении. Чтоб зря не таскать железо и верёвки, оставляем их тут, на скалах.

Далее сбегаем по снежному склону, полянка, ещё крутячок. Бешено теряем высоту. Внизу показалась наша долина и это совсем не та долина, где мы оставляли заброску. Рельеф другой и не видно леса. Упс! Постойте, а может она лежит ещё ниже? Внезапно кулуар сужается и заканчивается водопадиком с отвесной скалы. Метров 60 свободного падения. Слева – очень, нет ОЧЕНЬ неприятная осыпь. Справа – скала, вот прослеживается полочка… Ага, за углом эта полка уходит вниз и на снежник. А что это за люди на снегу? Наши скороходы? Быстренько они спустились, видать полочка удобная.

А вот и нет, Сурок и компания кряхтят в 10 метрах ниже. По полочке иду очень аккуратно чтоб не спустить камни на нижних. Ещё и вверху Зонта надо контролировать, чтоб он нас с Валей не завалил.

Уф-ф-ф-ф… Наконец снежок! Кстати, эти люди внизу – туристы из Перми, идут наверх, на плато. Первая группа за неделю в горах.

А вот и сыпуха под ногами появилась, ещё пол часа – и поляна. Плоская, ровная, мягкая, но без воды и дров. Кидаем манатки, оставляем девчонок на хозяйстве, а пацаны бегут за заброской.

Тропинка извивается между покалеченных лавинами деревьев и незаметно превращается в разбитую грунтовку. Идём уже по полноценному лесу. Долина делает крутой зигзаг, тут намного удобнее сократить по правому борту (есть тропа). Ага, вот и снежничек (он очень стаял) и заброска. Ура-ура!

Больше половины бензина вытекло. Никогда не заливайте бензин в тару от машинных масел – он растворяет пластиковые детали. А вот обычные пищевые бутылки показали себя с наилучшей стороны. Запомни турист: пластиковая бутылка – идеальная тара! (Отличный эпиграф для «Настольной книги завхоза») Тем временем начался дождик. Делим ношу поровну. И быстрее назад. Через час возвращаемся в лагерь.

Переезжаем на более удобное место. Минут 15 спуска – и вот тебе дрова, и вот тебе ручей (единственный на всю долину, дальше он уходит под землю).

8. ДР в горах.
Большая удача – отпраздновать день рождения в походе. Можно получить, например, перевал в подарок. Как это случилось с Вовчиком Бульдозером в прошлогоднем походе по Приказбечью. А в этом году Юра Козий празднует днюшечку. Только сегодня, только для сборной Украины посреди аладагларских гор именинник испёк два торта! С вареньем и с взбитыми сливками.
Ну, Юрчик, хепи бёздей, вот, тебе традиционный «Victorinex», воздушные шарики и наш с Валей маленький подарок – вилколожка.
Вечером по долине разносились туристические тосты и песни.

Утро следующего дня было тёплое и солнечное. Днёвка – замечательная вещь в походе. Можно постираться, нагреть воды и покупаться, позагорать и пофоткаться с чистой головой. Когда все пункты были выполнены, и кто-то резался в преф, а кто-то просто валялся в палатке, вдруг, откуда не возьмись, коварно и вероломно, снизу по ущелью подкралась туча. Не туча – целый грозовой фронт! В спешке полусухие вещи собраны, в костёр кинуто самое большое бревно, все вещи спрятаны в палатке.

И разверзлись хляби небесные. Нашу палатку мотыляло из стороны в сторону, лило на неё как из ведра, в тамбуре тёк натуральный ручей! Со скал потекли водопады.

Ах да, совсем забыл, Георгич поставил подниматься тесто для блинчиков от шефа. И когда этот метеорологический беспорядок закончился (через часа 3-4), Папа Козий начал куховарить. Сначала не получились блинчики, потом не получились оладушки, потом была робкая попытка сварить пончики в кипящей воде, которая также не увенчалась успехом. Наконец, зловонная жижа была изгнана из кастрюли и разместилась неаппетитной лепёшкой возле другой лепёшки животного происхождения. И потом весь вечер росло на дрожжах и булькало, будто грозясь нам что-то доказать.

9. Вниз!
Вечером было принято решение. Поскольку погода явно ухудшилась, и нам грозила как минимум ещё одна холодная ночёвка на снегу, а совсем рядом тёплое море, то ну его к чёрту эти снега! В конце-то концов, мы приехали отдыхать сюда в Турцию, а не попы отмораживать. Завтра спускаемся по долине. Но перед этим мобильная группа заберёт железяки из нашего тайничка на плато Едыкёль. И вот на следующий день Илья, Сурок и я, с пустыми рюкзаками сходили за заброской. Сказать легко – «сходили» – а ведь это километр вверх и километр вниз: по той самой полочке, по крутым снежникам. Вверху выпал свежий снежок, припорошил позавчерашние следы. Интересное дело, на свежевыпавшем снегу невозможно определить расстояние – не за что зацепиться глазу.

Ну вот, снаряжку мы принесли, палатки скрутили и вперёд в цивилизацию! До нашей первой стоянки возле кладбища добрались уже хорошо под вечер. Уставшие, мокрые (накрапывал дождик), голодные и потные.

К предыдущей части ______________ to be continue...