Люди и горы > Валерий Клестов >

Автор: Валерий Клестов, пос.Эльбрус

Возвращение в Сванетию

Мне давно хотелось посетить места моей альпинистской молодости – Сванетию, горную область на северо-западе Грузии.

В Грузию мы направились на машине из Нальчика, затем во Владикавказ и через Крестовый перевал проехали границу в Верхнем Ларсе. Мы – это я, моя жена Светлана и наши друзья- альпинисты Юрий Иванов и Вера Пинчук. На границе нас поджидал сюрприз. Со стороны России нас держали два с половиной часа, а на грузинской стороне проверили, причем более тщательно, за 15 минут. В обратном направлении перед въездом в российские терминалы была создана очередь на шлагбауме. Видимо, по каким-то сверхсекретным соображениям, со стороны России создается искусственная очередь. При этом с июня пропускной режим круглосуточный.

После Казбеги на пути оказался тяжелый 18-километровый грунтовый участок дороги. Здесь идет большая стройка. Судя по количеству строительной техники, скоро здесь будет отличное шоссе. По пути мы проехали горнолыжный курортный центр Гудаури. Здесь тоже идёт масштабное строительство. Затем великолепная дорога привела нас в Тбилиси, где нас ждал старый друг Лев Аршакович Саркисов. Лёва когда-то был старшим тренером по альпинизму Закавказского военного округа, сам совершал сложнейшие восхождения. У него множество воспитанников, известных в мире альпинизма. Он «снежный барс», восходитель на высочайшую вершину мира Эверест. Я был приятно удивлен его известностью в Тбилиси. Прохожие подробно объясняли нам, как проехать, а один из них сел к нам в машину и показал дорогу к самому дому. Лева нас принял с теплотой и нежностью, и на следующий день провел нам прекрасную экскурсию по Тбилиси. А затем мы поехали в Местию к моим старым друзьям Нугзару Нигуриани и Назо Хергиани.

Дом-музей Михаила Хергиани

За последние годы в Грузии были построены современные дороги. Ехать было одно удовольствие. По пути встречалось много курсирующих полицейских машин, готовых оказать любую помощь на дороге. Ни одного полицейского за поворотом или в кустах!

В центре города Местия красивые коттеджи, магазинчики, гостиницы. Отъехав метров 500 от центра, мы попали в село начала прошлого века. Везде бездорожье, отсутствует канализация, в домах печное отопление, а «удобства» - во дворе. Из благ цивилизации есть только электричество и телевидение. Но теплота и душевная открытость семьи Нугзара Нигуриани затмили все шероховатости. У моего брата Нугзара мы очутились дома, в родной альпинистской среде.

Нугзар Нигуриани – единственный в мире человек, 11 раз поднимавшийся на легендарную вершину Ушба. Он многократный чемпион и призер чемпионатов Грузии и СССР по альпинизму, в своё время он был в одной команде с Михаилом Хергиани. Долгие годы Нугзар руководил спасательной службой Сванетии. Он спас жизнь многим альпинистам и туристам, потерпевшим бедствие в горах.В книге «Записки спасателя» в новелле «Сванская связка» я описывал эпизод о прохождении стены южной Ушбы в «сванской» связке с Нугзаром. Сванская связка – это фактически сольное восхождение параллельно вдвоем. Мы прошли стену свободным лазаньем за световой день. Такое рискованное восхождение было вызвано необходимостью быстро подойти к пострадавшему, находившемуся на полке в 45 метрах ниже вершины Ушба. Это было в августе, и по прогнозу ожидался циклон. Находиться на такой вершине, как Ушба, в непогоду очень опасно.

Нугзар Нигуриани

Во время одного из восхождений на сложнейшую вершину Шхара Нугзар Нигуриани спас одного из участников группы, отдав ему свою обувь. Сам же он сильно обморозил ноги. Квалифицированная помощь Нугзару вовремя оказана не была. Лечился он кое-как, продолжая работать спасателем и выходя в горы при первой необходимости. Спустя годы давнее обморожение дало себя знать – началась гангрена. Врачи были вынуждены ампутировать ему ногу.

Считаем, учитывая его заслуги перед спасенными им людьми многих стран мира, необходимо помочь Нугзару приобрести протез с учетом последних технологических достижений для возвращения его к полноценной жизни. Всё упирается в неподъемную для семьи Нигуриани сумму. Думаю, совместными усилиями руководства Грузия и альпинистов других стран мы должны помочь спасателю.

В Местии находится дом-музей Михаила Хергиани. Нугзар Нигуриани и его жена Назо, сестра Миши Хергиани, в прошлом также альпинистка – смотрители дома-музея Миши.

Ушба из с. Бечо

Михаил Хергиани – легендарный альпинист всех времен. Сложнейшие маршруты на известные вершины, пройденные в темповом стиле Мишей, сегодня, в 21 веке, поражают воображение. Думаю, он опередил лет на пятьдесят сегодняшних асов альпинизма, и это признано альпинистской общественностью всего мира.

М. Хергиани, кроме таланта альпиниста, данного ему Богом и усовершенствованного упорным трудом, был еще необыкновенным Человеком. Он говорил что, «чем жить для себя, лучше жить для других», и это были не просто слова. Миша, рискуя жизнью, спасал в горах многих альпинистов. Его соратники и друзья следовали и следуют его примеру и сегодня, спустя 45 лет с тех пор, как его нет с нами. Мишу назвали «тигром скал» и он соответствовал этому званию. Его заслуги были отмечены правительственными наградами не только своей страны, но и королевы Великобритании. Камнепад на вершине Су-Альто в Италии прервал яркую жизнь Михаила Хергиани.

Он был похоронен в родном городе Местия, под стенами церкви Святого Георгия. В последний путь Мишу провожали сотни его земляков и друзей, соболезнования прислали со многих стран мира. И сейчас могила Миши Хергиани – это место паломничества любителей путешествий со всего мира.

С семьей Нугуриани, рядом Назо, сестра Миши

На небосводе есть планета, названная в честь Миши. В.Высоцкий написал о нем песню «К вершине», а Е.Евтушенко – стихи «Веревка Хергиани». Михаил Хергиани не только национальный герой – он Человек Мира. Сегодня под девизом «Спорт без границ» проводятся международные восхождения в память Михаила. Имя Михаила Виссарионовича Хергиани объединяет сердца многих людей разных национальностей и вероисповеданий.

Мы были потрясены известием о том, что власти города Местия по только им известным причинам решили перезахоронить Михаила Хергиани, потревожить вечный покой великого земляка. Скорее всего, кто-то позарился на «лакомый» кусок земли, где находится могила. Нугзар и Назо Нигуриани подали иск в суд, но пока что они воюют в одиночестве. Варвары уже совершили одно святотатство – сняли бюст с могилы Хергиани и перетащили его на территорию музея.

С Мишей

Я обращаюсь к Правительству Грузии, к друзьям-альпинистам с просьбой добиться запрета на кощунственный перенос могилы Миши Хергиани.

Для оказания помощи Нугзару Нигуриани в изготовления протеза по современным технологиям просим тех, кто желает помочь, перечислить деньги на счет его сына Георгия в Грузии: : Получатель: Giorgi Niguriani, Номер счета получателя: GE59LB 0711110763430000, Код банка,SWIFT KOD: LBRTG22, Наименование банка получателя: LIBERTY BANK, Адрес получателя Mestia, str. Gelovani 12.

Из России деньги можно перечислить в Грузию на счет только через коммерческие банки в валюте, с указанием цели перевода: материальная помощь по протезированию.

Валерий Клестов, почетный спасатель, с.Эльбрус, a-mail: vklestov@gmail.com

P.S. Немецкий центр протезирования в г. Ереване готов сделать Нугзару Нигуриани вакуумный протез по новым технологиям. В результате Нугзар сможет жить полноценной жизнью. Протез стоит 6534 Евро. Кроме того деньги нужны на питание, проживание, подгонку протеза и адаптацию.