Автор: Дмитрий Шатров, Москва-Торонто

Сказочные Гималаи. Часть III

В комментариях к прошлому посту меня просили рассказать про примерный распорядок дня. Я специально выстроил визуальный ряд таким образом, чтобы показать полный съемочный день. Справедливости ради отмечу, что кадры взяты из разных проходок, хотя и по тому же участку тропы. Итак, день мы начинаем затемно я уже который год обещаю себе купить пионерский горн и звонко трубить "подъем". Есть в этом что-то радостное - пронзать тонкие ушные перегородки звуком горна… :) Но я отвлекся. Если ночных съемок нет, то время побудки у каждого сугубо индивидуально, но если солнце осветит вершины около семи утра, то в половине седьмого мы уже должны стоять на съемочной точке. Природные фотографы знают, что самый лучший свет - это предрассветный и постзакатный, то есть время, когда солнце еще не появилось или только что ушло. С первыми лучами съемка постепенно сворачивается. Заглавный кадр сделан в начальные рассветные минуты, еще буквально четверть часа - и можно было идти завтракать.

На завтрак 30-45 минут, затем сборы и выход на маршрут. Время выхода зависит от того, сколько часов предстоит провести на тропе (обычно мы выходим около девяти утра). Утренняя тропа всегда дается трудно, и тут важно помнить про неспешный подъем. Мы никуда не опаздываем, а каждый шаг все равно приближает к цели. После 3700 метров деревья кончаются, уступая место низкорослому кустарнику и стланнику. Еще немного, и вы оказываетесь в царстве камней, мхов и лишайников.

Ландшафт на высоте 4000 метров.

Погода в горах непредсказуема. Только что слепило солнце, и вот уже тропу затянуло снежным облаком, а потом и накрыло снегопадом. В кадре ниже - пример только что ушедшего снежного фронта. Полчаса-час, и если погода не изменится, то злое солнце напрочь растопит снег. На тропе у меня как правило одна рабочая камера с объективом 24-70/2.8 либо 16-35/4.0, в зависимости от того, требуется ли съемка широкоугольником (например в лесу). В обоих случаях на оптике наверчен поляризатор. Никакие другие фильтры во время подъема я не использую, а UV-фильтры вообще почитаю за зло. То есть во время подъема мы всегда снимаем.

Высота 4100. Полдень в Гималаях

Тропа то ныряет в пропасть, то забирает круто вверх. Идти так можно бесконечно, только бы сил хватило. Обычно время между остановками составляет несколько часов, а каждые четыре часа - большой привал (как правило на чай или обед).

Высота 4200. Подъем по снежной тропе

На предполагаемую точку ночевки мы приходим чуть позже обеда, с таким расчетом, чтобы слегка перекусить, переодеться и выдвинуться на акклиматизационный выход. Эта процедура обязательна для всех членов команды (в отличие от рассветной съемки, например). Идеально, если акклиматизационный выход совпадает с закатной съемкой, но все зависит от погоды и общего состояния группы. На этом кадре формирующийся облачный фронт неспешно натягивается на озеро закат, облака тихонько крадутся, чтобы за полчаса снизить видимость до нуля.

Высота 4500. Облака над Госайкундом

Еще несколько слов по поводу ночевок. Вопреки бытующему мнению, жилых строений на треке не так уж много, все они известны и имеют ограниченную вместительность. В сезон за лучшие домики идет настоящее сражение: кто первым забронирует, тот и расположится на ночь с комфортом. Загвоздка в том, что в хижинах нет телефонов, и чтобы застолбить за группой место, на тропу выходят настоящие марафонцы. На рассвете самый быстрый шерп с легким грузом за плечами бросается вверх едва не бегом. Его задача - достичь места ночевки раньше конкурентов и занять лучшие комнаты.

Высота 4400. Облака над Госайкундом
(рассветный вид с точки, находящейся под прямым углом к предыдущей)

Несколько слов по поводу меню на тропе. На высоте редко хочется есть: сказывается гипоксия и общая реакция организма на высоту. Вообще, трек - это настоящий похудательный тур, когда за одну программу можно скинуть 5-6 кило городских излишков. Но есть-то все равно надо, даже когда не хочется. Если "нарезает" - лучше всего подойдет слабенький супчик (особенно хорошо помогает чесночный). Если состояние нормальное - вам предложат рис с овощами или курицей, макароны, всякое консервированное и быстро растворимое, а также нескончаемый лимонный чай в больших термосах. Меню не балует разнообразием, но и не вызывают отторжения. Самое необычное блюдо - это аццкий адъ! сникерс-ролл - запеченный в толстом слое теста шоколадный батончик Snickers. По аналогии бывает еще и Mars, но он не так распространим. На вкус это жирно-маслянистый пирожок с шоколадом, да и по виду не лучше :) Чтобы скрасить реальность, на трек мы всегда берем баул с ништяками (в группах его метко окрестили "веселой сумкой"). Сгущенка, Nutella, джем, шоколадные батончики, шипучий витамин С и прочие прелести цивилизации (включая туалетную бумагу) - все то, что на тропе не достать, едет на отдельном носильщике. Это самый тяжелый груз, на большую группу достигающий тридцати килограмм.

Высота 4500. Еще один рассветный вид на озеро
А вот вид на то же озеро, но после прихода холодного фронта. За неделю до этого жаркое солнце растопило лед, а потом за три дня вернулся февраль… Домики под нами - это точки ночевки. До них по вертикали 200-250 метров.

Высота 4500. Заснеженный Госайкунд

Зачем мы ходим? У каждого свой ответ на этот вопрос. Тот, кто оказывается в этих местах, сильно меняется внутренне. Для меня подъем в горах - это медитация здоровенная такая кнопка reset, быстро сбрасывающая наносное и расставляющая приоритеты.

На акклиматизационном ребре

Дальше просто несколько кадров без слов. Все они сделаны с одной точки, вернее с одного ребра длинной в пару сотен метров, самая высотная отметка - 4600 метров.

Закатное солнце на Лангтанге

Закатный Лангтанг перед штормом

Зарождающийся снежный штром

В следующий раз я покажу вам спуск, а пока - timelapse-видео от Макса Летовальцева the_maxim, собранное из наших поездок по Гималаям (в основном Лангтанг и Эверест треки).