Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Скалолазание в Тайланде: Чианг Май

Видно, что за районом постоянно ухаживают: от одного сектора до другого проложены хорошие тропинки, выложенные камнем и огороженные бамбуковыми жердями возле каждого сектора висит деревянная табличка с его названием, и просьбой не оставлять мусор возле некоторых, особенно популярных, секторов построены бамбуковые беседки. Маршруты оборудованы клеенными анкерами, на топах часто висят карабины.

Скалолазание в Чианг Мае развивает компания CMRCA. Её гиды пробивают маршруты и готовят площадки под ними.

В районе, согласно легендам, около 200 маршрутов от совсем простых, до вполне нормальной 8a+. Очень много приятных 6b–6c. Маршрутов сложнее не так много, но на пару дней хватит всем. Я, правда, вылез всего одну 7b.
Больше не было желания. Добираться до скал достаточно не близко, и тратить время на работу над «проектами» не хотелось. Порода, хоть и известняк, во многом напоминает граниты — много вертикальных плит с трещинами, мало колонетов и сосулек.

В нашем гайдбуке, который остался с Тон Саи, есть схема района, на которой обозначены сектора и тропинки под ними. Так же там есть список маршрутов, но не указано, где и какие маршруты расположены, поэтому мы просто приходили в какой-либо сектор, выбирали понравившуюся линию и лезли. Если рядом был кто-нибудь с гайдбуком, то я выяснял, что мы вообще лезем, а если нет, то давал свою оценку.

Возле некоторых маршрутов висят ульи, большие и страшные. При ближайшем рассмотрении они оказались нежилыми. На одном из маршрутов хотел было засунуть руку в трещину, но услышал непрерывное жужжание оттуда. Решил, что обойдусь другими зацепами.

Вокруг скал растёт приятный бамбуковый лес, наполненный голосами птиц. Палая листва под ногами вызывает ощущение сентября в средних широтах. В следующий момент это чувство, конечно, рассеивается — какой сентябрь в средних широтах?! — на улице +32 и бамбук кругом!

Добраться до Crazy Horse Butters (так называется скала, на которой пробиты маршруты) можно самостоятельно на мопеде, или договорившись с вышеупомянутой конторой. Мы ездили сами — так дешевле. Из Чианг-Мая нужно ехать в сторону Mae On сначала по трассе 1141, а затем по 1317. За несколько километров до Мае Она слева покажется странный знак (при ближайшем рассмотрении обозначает пещеру), а через 100 метров указатель, сколоченный из досок и украшенный флагами. Там нужно повернуть налево. Дорога приведёт к парковке. Там стоит большая беседка, от которой вверх уходит тропинка к скалам. От Чианг Мая до места около 30 километров.

На карте:

Недалеко от поворота к скалам есть так называемый «хоумстэй». То есть домик, который можно снять в аренду. Стоит немного — 300 бат (10$). Будь у них интернет, жили бы там. Но увы, блага цивилизации остались в городе. Хозяйка сказала, что до ближайшего магазина нужно идти 2 километра.

Мы жили в Чианг-Мае. Сначала в дорме, стоимость которого 100 бат за койку. Чуть позже переехали в другое место, где за 220 бат нам была предоставлена большая комната с двумя кроватями, столом и двумя же вентиляторами. В двух минутах ходьбы от нашего гестхауса находится овощной рынок, где вечером за 10 бат можно купить вязанку бананов (на грани умирания).
Многие гестхаусы закрываются на ночь. Мы приехали около 8 часов вечера, и некоторые были уже закрыты. С едальнями и магазинами такая же ситуация.

Аренда мопеда — от 150 бат за день. За эти деньги предлагают брать машину с механической коробкой передач. За 200 — с коробкой автомат. Залить полный бак бензина стоит 100 бат. Ни разу не проездили весь бензин, но оно и к лучшему.

Вечерами и утром прохладно. Когда ходишь по городу вполне комфортно, но когда едешь на мопеде — холодно. Лучше иметь что-нибудь с длинным рукавом.

Чианг Май кажется местом, в котором можно жить. Такое ощущение складывается после огромного, душного и грязного Бангкока. Вечерняя прохлада, низкие цены, доступные скалы, приятные местные жители, нормальные туристы (нет полуголых обгорелых оккупантов Бангкока) — вот, что хочется выделить из длинного списка плюсов этого славного города на севере Тайланда.