Автор: Дмитрий Шатров, Москва-Торонто

Сказочные Гималаи. Часть I

Публикуемый здесь материал предназначен для новичков: людей, которые знакомы с горами в лучшем случае по книгам или фильмам. Текст иллюстрирован на примере непальского Лангтанг-трека - маршрута, охватывающего основные климатические и высотные зоны, с начальной и конечной точками в 2000 метров и перевалом в 4700 метров. Изначально это писалось для участников горных программ "Фотопланеты" после небольшой доработки я решил выложить материал в открытый доступ.

Я разбил материал на несколько частей. Мы будем неспешно подниматься по маршруту, а по пути я буду рассказывать про снаряжение, подготовку, специфику… Поскольку основная тема нашего клуба - это фотография, не забудем и про съемку :) Большинство фотографий в этих постах сделаны в период 2009-2011 года, и многие из них я еще не показывал.

Я впервые попал в Гималайские горы в 2007 году и влюбился в них без памяти. За последние пять лет где мне только не довелось побывать, но Гималаи продолжают манить, и каждый год я вновь прилетаю сюда. Вот и сейчас пишу, а ноги просятся на тропу, истосковавшись по длительной высотной нагрузке.

Отправная точка программы - город-герой Катманду, столица Непала. Существует много вариантов перелета в этот славный город. Если вы летите из Москвы, то самые распространенные маршруты - это Аэрофлотом через Дели, либо Катарскими авиалиниями через Доху. Важно: октябрь и апрель - пик сезона, в страну толпами стекаются альпинисты, любители рафтинга, безумные орнитологи и прочие замечательные люди, а потому не затягивайте с покупкой билетов - можете не успеть.

Это страшное слово - ВИЗА!

Непал живет туризмом, а потому прозорливо не ставит преград на пути туристов. Виза в Непал покупается и вклеивается прямо в аэропорту, стоимость составляет $30 на 2 недели, $40 на месяц и $100 на три месяца (бывает и такое). Никакие специальные прививки не нужны. Если не тащить в рот всякую гадость, проблем со здоровьем не возникнет. Непальская пища не вызывает отторжения у цивилизованного человека, более того, через неделю-другую после возвращения вы замечаете, что соскучились по "долбату" (да-да, такое вот крепкое неоднозначное слово), и принимаетесь судорожно бегать по Москве в поисках ресторанов с Непальской кухней... Питьевая вода безопасна при условии, что вы покупаете ее в запечатанных пластиковых бутылках (другую вам все равно не предложат). Фрукты съедобны (манго превосходны, ананасы мелкие и кислые, мандарины выше всяческих похвал). Все это говорю для общего развития.

Все самые интересные треккинговые маршруты лежат вне долины Катманду, а это означает, что добраться до них можно либо на маломоторном самолете (Покхара, Лукла), либо авто-транспортом. Дорог в Непале мало, все они горные, узкие, а в сезон дождей еще и легко размываемые. Дорожный серпантин петляет между скал и порой вьется над такими обрывами, что рука сама тянется к коньячной фляжке. Господствующие высоты - 1200-1500 метров. Это уровень террас, полей риса и хмеля, ютящихся на каменных подложках.

До некоторых маршрутов нужно добираться по нескольку дней, чередуя непальские автобусы с внедорожниками. К слову, автобусы в Непале - это такие всепроходимые монстры с укрепленной подвеской, обычно в исполнении индийской ТАТА. Особый шик - ехать на крыше такого зверя. В кадре ниже - вид с крыши автобуса на ущелья (высота примерно 2200 метров).

Гималаи. Здесь можно найти маршрут на любой уровень мастерства и физической подготовки. Лангтанг-трек - это идеальный "новичковый" маршрут, но это вовсе его не принижает. Почему "новичковый"? Потому что не требует специальной технической подготовки, и если у вас нет проблем со здоровьем (сердце, астма, повышенное давление), то вы его наверняка пройдете. Гималаи всегда разные. Можно несколько раз ходить одну и ту же программу, и всякий раз окружающее будет выглядеть по-иному. Может по этой причине горы никогда не надоедают? За время пути вы проходите не только основные климатические зоны, поднимаясь от душных лиственных лесов до уровня снежников и мертвого камня, но и наверняка ощутите легкое дыхание горной болезни, не критичное, но явственное. Вас ждут 6-8 часов дневных переходов, акклиматизационные выходы и жесткая дисциплина в группе… Иными словами, если это ваш первый трек, по окончании вы твердо сможете сказать, нравятся вам горы или нет.

Мы выходим на маршрут

Про снаряжение я расскажу позже, а пока больше про сам процесс. Сегодня у нас самая тяжелая часть пути. Не сложная, а именно тяжелая. Идти предстоит по так называемой "зеленке" - лиственным лесам, душным и влажным. Начало подъема - отметка в 2000 метров. Организм еще не втянулся, метаболизм не ускорен, а рюкзак давит на плечи. Единственное, что радует, так это тропа. У непальцев существует традиция - из поколения в поколение поддерживать горные тропы в отличном состоянии. Фактически вы идете по таким вот ступенькам, и будь камень желтым, наверняка впереди ожидал бы Изумрудный Город…

Отметка в 2600 метров. В первое время самое главное - это найти свой темп подъема. Нет стандартного "быстро" или "медленно". Важно не рвать вперед, идти в едином для себя ритме, не сбивая дыхание, не ускоряясь или замедляясь без необходимости. У меня на подъеме рабочий пульс 133-137, а дыхание примерно два шага / вдох, два шага / выдох, но это очень индивидуально. Представьте, что группа - это груженое тяжелыми бревнами стадо слоников, медленно бредущее в гору. Учитывая килограммы фототехники за плечами, такое допущение не далеко от истины :)

А спать как?

Отметка в 2700 метров. Я не большой любитель ночевок в палатке без необходимости, благо это и не требуется. На тропе на ночлег можно остановиться в специальных хижинах, где вам предложат номера с кроватями (топчан с матрацем, одеяло, а иногда даже постельное белье) и еду. Всегда берите с собой спальный мешок: и тепло, и гигиенично. Каждую такую хижину держит одна непальская семья. Как правило, обеденное меню бесхитростное, но мы ведь не на хомяк-тур приехали, верно? Интересная особенность: по всему Непалу существует негласный кодекс: за ночлег брать копейки (компенсируя траты ценником за ужин), чтобы даже самый бедный путник смог переночевать в тепле.

Типичная хижина на тропе. Интересно, кто такой "frint"? Наверняка друг "torista" :)

Отметка в 2900 метров. На этой высоте в бесконечной зелени появляются первые просветы и мы снова беремся за камеру. Крохотные домики внизу - это точки, которые мы прошли 4-6 часов назад. Даже не верится, что за день можно добраться сюда из самых глубоких ущелий… Но голова боится, а ноги сами идут.

Отметка в 3200 метров. Тут дышится много легче: влажные леса остались далеко под ногами воздух свеж, кислорода хватает с избытком, а злая "горняшка" если и притаилась, то где-то много выше. Для этой высоты еще не нужна акклиматизация, и пока группу валит с ног только усталость…

Большие фотографии можно найти тут