Автор: Константин Гузовский, Казахстан

Стартует зимняя польская экспедиция на Броуд Пик

Прошло Рождество - праздник, который поляки по своим вековым традициям обязательно проводят в семейном кругу.
Пришла пора стартовать зимней польской экспедиции в Каракорум.
Целью экспедиции будет Броуд Пик высотой 8047м.
Экспедиция планирует свою деятельность до марта 2013 года.
Путь восхождения пройдет по маршруту первовосхождения с запада, с ледника Голдвин-Аустин, в районе ледника Балторо.
Это четвертая польская экспедиция и седьмая в истории зимнего освоения этого района.

Ранее тут действовали:

• зима1987/1988 года - польско-канадская экспедиция под руководством Анджея Завады
• зима 2003 года – испанская экспедиция под руководством Хуанито Ояжабала
• зимы 2007 и 2008 годы - две итальянские экспедиции под руководством Симоне Моро
• зима 2008/09 год – польская экспедиция под руководством Артура Хайзера
• зима 2010/2011 год – польская экспедиция под руководством Артура Хайзера, организованная уже в рамках программы Польский Зимний Гималаизм.

Во время первой зимней экспедиции в 1988 году Мачей Бербека установил зимний рекорд высоты восхождений в Каракоруме, поднявшись на предвершину Броуд Пика -8030 м. Этот рекорд продержался 23 года, до 2011 г, когда международная тройка Море-Урубко-Ричардс поднялась на Гашербрум II.

На этот раз в экспедиции Польского Союза Альпинистов (PZA) принимает участие пять человек, а руководителем будет Кшиштоф Велицки. Экспедиция в верхней части маршрута будет поддержана двумя нанятыми пакистанскими альпинистами. Тактика восхождения – классическая: планируется заложить 4 промежуточных лагеря и провесить 2500 м перил. Экспедиция не будет использовать кислородную аппаратуру.

Участники экспедиции:

Кшиштоф Велицки – руководитель экспедиции - Высокогорый Клуб Катовице. Старейшина польского альпинизма.
Покоритель Короны Гималаев. Автор трёх первых зимних восхождений на восьмитысячники.
Первым в истории совершил скоростное восхождение на Броуд Пик в течение дня за 16 часов.
На 3 восьмитысячника поднялся соло, проложил три новых маршрута.
Руководил зимними экспедициями на К2 в 2003 году и на Нанга Парбат в 2007 году.

Мачей Бербека – Высокогорный Клуб Закопане. Старейшина польского альпинизма.
На его счету два зимних первопрохождения на восьмитысячники, проложил три новых маршрута.
Поднялся на 5 восьмитысячников.
В 1988 году был близок к совершению зимнего восхождения на Броуд Пик, ошибочно принял в пургу предвершину Рокки Саммит (8035 м) за вершину.
Эту ошибку заметил его партнер по восхождению Александр Львов, который, не выдержав мороза и ураганного ветра, вернулся со штурма вершины с перевала Броуд Кол (7850м).
Анализируя фото, он и доложил впоследствии миру об ошибке Бербеки.
Полемика между Львовым и руководителем экспедиции Завадой по этому принципиальному вопросу, в котором были замешаны личные амбиции, длилась на страницах журнала «Татерник» достаточно долго.
Мачей Бербека работает высокогорным гидом. Живет в Закопане. Со Львовым, который преподает во Вроцлавском университете, они примирились. Время стирает взаимные обиды.
Похоже Мачей Бербека решил тряхнуть стариной, взять матч-реванш.
Свидетели дел минувших дней желают корифею успехов. Только надо учитывать печальный опыт Герфрида Гёшла.
Надо вернуться вовремя и живым, желательно здоровым, и не важно в который раз.

Мачей Бербека после возвращения в базу с восхождения на Броуд Пик. Зима 1988 г. (Фото Кшиштофа Велицкого)

Адам Белецки – Высокогорный Клуб г.Кракова.
Ему 29 лет, с 13 лет ходит в горы.
Лидер десятка экспедиций в разные горы на 5 континентах.
В 17 лет получил награду в конкурсе Колоссы 2000 (польский конкурс) за соло восхождение в альпийском стиле на в.Хан Тенгри.
Осенью 2011 года поднялся без кислорода на пятую вершину мира – Макалу 8463 м.
9 марта 2012 года вместе с Янушем Голембем совершил первое зимнее восхождение на Гашербрум I (8068 м).
В июле 2012 года взошел одним из первых на К2 (8611 м.
Живет в Кракове.

Томаш Ковальски – Высокогорный клуб Варшавы. 27 лет.
Организатор и участник горных экспедиций в Альпы, Анды, Аляску, а также на Памир и Тянь-Шань.
В 2010 году прошел стокилометровый траверс массива Мак-Кинли.
В 2011 году, в течение одного сезона, поднялся на 4 семитысячника, находящиеся на территории бывшего Советского Союза, за что был отмечен наградой в конкурсе Колоссы.
Живет в Познани.

Артур Малек – Высокогорный Клуб г.Катовице.
33 года.
Опытный альпинист.
На его счету зимние восхождения в Казальницах Менгушовецких, а также на Альпа Майо 5947 м.
Осенью 2012 г. во время осенней экспедиции на Лхоцзе достиг высоты 8000 м.