Горы мира > Западная Европа >

Автор текста: Максим Фойгель, Лейпциг, Германия
Фотографии: Роман Городищенский фото с ниткой маршрута заимствованы с сайта summitpost.org

Восхождение на Маттерхорн по гребню Фурген

Линия восхождения

Маттерхорн, пожалуй одна из самых узнаваемых вершин Альп. Швейцарцы так гордятся им, практически на каждом углу можно встретить профиль Маттерхорна. И действительно гора впечатляет. Возвышаясь над Церматтом, он притягивает к себе взоры. Соседние вершины, как бы, преклоняясь перед его мощью расступились, оставив Маттерхорну в одиночестве властвовать здесь.

Маттерхорн из Червиньи

В прошлом году мне уже посчастливилось подняться на его вершину. Однако судьбе было угодно привести меня снова к его подножию. На этот раз мы с друзьями выбрали не традиционный путь восхождения по ребру Фурген (Furggengrat).

Наш маршрут проходит по Юго-Восточному гребню, как раз по границе Швецарии и Италии. Наиболее удобный вариант спуска, учитывая тот факт, что стартовали мы из Червиньи, по итальянскому гребню Леон.

Подход к биваку Босси

Изучив карты и склоном горы, заручившись консультациями групп восходивших по по гребню Лион мы знали, что подход должен начинаться от хижины Абрутце (Abrutzze). Добраться до нее можно либо пешком, на что потребуется около 3-4 часов, либо на джипе (около 45 минут). Джипов-такси ходи несколько от разных гостинец. Найти один из них не составило большого труда, нужно просто спросить в местных лавках или отелях, и вам обязательно подскажут.

Подход не представил особых трудностей. И лишь его заключительная часть, уже переде самой хижиной, из-за разрушенных скал и не надежного рельефа была весьма не приятна.

По вершинной башней Маттерхорна

На восхождение выходим не очень рано, начало маршрута всего нескольких шагах от нашего приюта. С первыми проблесками рассвета собираемся и начинаем работать. С нашего бивака просматривается лишь начало и средняя часть гребня — настраиваемся по серьезному, ведь описания так и не удалось раздобыть. Но уже после первых двух веревок выходим на пологий склон восточной стены и становится понятно, что дальнейший путь будет не сложным. Петляем по полкам восточной стены, медленно набирая высоту. По соседству справа на гребне Хернли так же карабкаются вверх альпинисты. Радуемся, что мы здесь, на нашем маршруте одни и нет необходимости не обгонять, ни уступать дорогу.

Ключевой участок маршрута — обледенелый и разрушенный камин

Логично выходим на основной гребень. Все еще не связываясь подходим под основание вершинной башни. Выглядит не так страшно как свидетельствуют исторические заметки о первых восхождениях по этому маршруту. Но рельеф гнилой — разрушенные скалы и остатки снега на пологих участках. Дальше решили идти с веревкой. Осторожно первый выходит на всю длину, за ним подтягиваются остальные. Постепенно скалы становятся круче и вот уже виден ключ маршрута — вертикальный внутренний угол, даже скорее не угол, а некое подобие неявного желоба. Рельеф богатый, но да же от сюда видно, что скалы очень разрушенные. Эта часть стены большую часть времени находится в тени, видны остатки натечного льда. Лезть в скальных туфлях довольно холодно, но на много увереннее чем в ботинках. Так что приходится терпеть. Повезло, натечный лед в верхней части участка удалось облезть по скалам. Участок снова выводит на основной гребень. Принимаю товарищей, отогреваюсь на солнышке.

На вершине Маттерхорна

Впереди относительно не сложный гребень. Довольно быстро продвигаемся вперед. Преодолевая очередной взлет с радостью узнаю крохотную статую под швейцарской вершиной. Еще немного и вот она вершина! Мы уже не первый раз вместе на подобных восхождениях, все происходит сдержанно по деловому — понимаем, что впереди еще спуск вниз. Траверсируем к итальянской вершине, еще несколько фото и начинаем спуск.

Немного сухих фактов в помощь тем, кто хочет подняться по гребню Фурген:

Логистика со стартом и финишем в Италии На общественном транспорте или своем авто до поселка Броиль-Червинья (Breuil–Cervina) от сюда пешком (3-4 часа) или на джипе-такси до хижины Абрутце (около 40 мин). Джип стоит 12 евро с носа в один конец. Далее подход к биваку Босси (крохотная хижина по основанием гребня Фурген). Ни троп не указателей нет, стоит двигаться наиболее логичным путем по направлению к хижине Босси или основания гребня Фурге (что одно и то же) по моренам и леднику под южными стенами Маттрехорна. Ориентир, если хижину не видно, мощный пояс белых скал чуть ниже основания гребня Фурген. Последний взлет (подход под белый пояс и сами скалы) весьма неприятный — сперва крутой снежный склон, затем по разрушенным скалам к хижине. Белый пояс проходится в его левой части по границе серых и белых скал (чем ближе к белому поясу, тем виднее проход по скалам). В зависимости от времени года и состояния, может потребоваться страховка (заснеженные или обледенелые скалы).

Участники восхождения — Роман Городищенский

Воды на хижине нет. Но вокруг достаточно снега. Хижина рассчитана на 9 человек (если по максимуму), вчетвером вполне комфортно. Есть кое какая посуда, но она грязная:( Если облегчатся, то можно экономить на спальниках в хижине есть одеяла и матрацы.

На хижине Каррел (на спуске по гребню Леон) есть общественный газ и посуда (к сожалению почти вся грязная), воды так же нет, но есть возможность натопить изо льда или снега. Ночь в хижине Каррел стоит 16 евро. Деньги берет смотритель хижины, но купить еду (завтрак или ужин) у него нельзя.

Участники восхождения — Александр Тюрин

Раскладка по времени (спортивная)
  • От хижины Абрутце до бивака Босси — 2 часа
  • От Босси до начала маршрута — 5 минут
  • От начала маршрута до вершины — 9-10 часов
  • От вершины до хижины Каррел — 3-4 часа
  • От хижины Каррел до хижины Абрутце — 2 часа

• Участники восхождения — Максим Фойгель

Ссылка на полное описание маршрута, составлено по итогам восхождения