Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Автор: Александр Юркин, Москва

Застрахуй братушку, застрахуй! Или кое-что о лазании в Ваде Раме.
Часть 2 «Raid Mit the Camel»

На маршруте «Inferno»

Далее началась эпоха Больших Восхождений! В плане у нас стояло сходить длинный маршрут и первопроход.
В качестве длинного маршрута выбрали «Red sea». Красивое название, красивая линия по большому внутреннему углу через центр восточной стены Jebel Rum. Встали рано утром в 4:00, быстро собрались-поели и с первыми лучами солнца уже подошли под стену. Только начали одевать харяжки-снаряжки, к стене подтянулась целая куча французов. Оказывается, они все лезли на соседний маршрут «Raid Mit the Camel». Причём не весь маршрут, а нижнюю часть, самую ломовую. Мы поцокали языками и полезли на своё «Красное море». Первую верёвку полезла Наташа. После 20 метров борьбы с песчаными зацепками, стало понятно, почему маршрут не пользуется популярностью. Весь разлом, по которому идёт маршрут, представляет собой вертикальную песчаную сыпуху. Трухля до самого верха. А мы ещё недоумевали, почему в нижней части на первых 15-20 метрах так много дюльферных петель! Почитали ещё раз внимательно описание – трудное лазание, да ещё по плохим скалам, с комбинированным ИТО-лазанием, в общем лезть дальше совсем расхотелось!
Расспросили французов про «Кэмела», те сказали, что маршрут очень интересный, но сложный. Решили завтра его полезем. А сегодня, чтобы не терять окончательно день, слазить, что-нибудь короткое. Пошли тут же рядышком на «Inferno». Не пожалели! Отличный маршрут, красивый! Захотелось даже пролезть его целиком - «Towering Inferno». Но это на следующий раз. Нас ждал «Кэмел».

Маршруты на Восточную стену Jebel Rum
1. Hammad`s route (A.D.)
2. I.B.M (T.D.)
3. Towering Inferno (E.D. inf)
4. Reviento o Burila (E.D.)
5. Inshallah Factor (E.D. inf)
6. Rock Empire (Fr 8a)
7. Raid Mit the Camel (E.D.Sup)
8. The Red sea (E.D.)
9. Atalla (T.D.Sup)
10. Aquarius (T.D.Sup)
Спустившись с «Инферно» забросили снарягу на завтра, пошли домой. По пути встретили маленьких детей-пастухов. Мальчик и девочка 5-6-летние где-то, они пасли под стеной Джабель Рам коз и баранов. Ребята предложили нам родниковой воды, единственное, что у них как нам показалось, было из еды. Они ходили вокруг нас, смотрели на снаряжение, спрашивали как у нас дела, это была единственная фраза, которую они знали на английском и вообще были поразительно естественны и искренне. Мы тут же принялись искать, чем бы их угостить.
Скормили наши перекусные «сникерсы». Дети предложили нам погреться у костра. Но было уже не до посиделок, распрощавшись, спустились в деревню.
Утро следующего дня было рабочим. С восходом солнца уже лезли на стену. Поскольку маршрут длинный мы учли возможность заторчать на второй день. Взяли двойной запас воды, несколько лепёшек, пару сырков и 4 шоколадки.

Первая верёвка «Raid Mit the Camel»

Первую верёвку вылезла Наташа. Всё удачно, можно лезть дальше, дело пошло. На следующей верёвке уже я включаюсь в радостное лазание. Стеночка, внутренние углы, шлямбурки попадаются, местами по описанию 7а+. Со своими точками, очень и очень интресное и напряжённое лазание получается! Переодически отгоняю мысли достать крюконоги и прочее ито.
Кремнюсь, боюсь и матерюсь!  Так пролезлась вторая верёвка, третья. На третьей случилось событие, немного омрачившее моё настроение. Лезу, лезу, пыхчу, метров 15 от станции пролез. Тут Наташа спрашивает: «Что там? Живняк? Из под тебя камни летят!» Вроде не летели, наверное, откуда-то сверху похоже. На следующей станции я понял, что это был за камень. Это был фотоаппарат. Оторвались пластиковые застёжки, и фотик рухнул оземь с высоты небоскрёба. Забегая вперёд, аппарат потом нашли под стеной, фотки не пострадали – а это самое главное

Вторая верёвка

Но нас таким макаром было не устрашить - была ещё ГоуПрошка и видеокамера. Процесс съёмки восхождения не остановился! Над станцией третьей верёвки нависал огромный карниз. Пока я долезал до станции слышал всё время какие-то звуки, какое-то гуление. Оказывается там свили гнёзда десятки голубей! Нормальные такие голуби, точно такие же, как у нас в Москве, только потощее. Наш маршрут здесь уходит налево. Ещё одна верёвка «боролова» с траверсами. Мне показалась эта самой сложной верёвкой на маршруте. Дальше уже немного попроще. Выходим к стене с типично иорданским рельефом – колонеты, ниши, всякие фантазейные образования. Станции и много промежуточных точек на «песочных часах».
Разматываем верёвку, двигаем вверх. Тепло, хорошо, лезешь в кайф! Время дня неумолимо подходит к концу. В 15 часов – dead line. Или вниз, или наверх с ночёвкой. Решаем лезть до конца..

Третья верёвка маршрута. Последняя фотка моего фотоаппарата….

К 17 часов же лезли по вершинной башне. Стремительно смеркалось. Оставили верёвки и по полке ушли 50 метров вправо в большую расщелину с деревьями. Начали готовить ночлег. Набрали сушин на всю ночь, устроили спальные места. Ночь прошла хорошо. «Холодная» ночёвка была горячей – всё время жгли костёр. Дров хватило с избытком. Со мной такое первый раз – лезть шестёрочный маршрут и в процессе жечь костёр! Это был поистине реальный отжиг!!!
Рассвело. Перекусив шоколадками, пошли разматывать верёвки дальше. Быстро пролезли headwall и оказались на вершинном плато. Пешеходный бросок к вершине, «красноярские катушки» и вот уже любуемся открывающимися вокруг видами.

На вершине East Dome, массива Jebel Rum

Обсудили с Наташей варианты спуска. Решили в итоге спускаться по пути подъёма, а стену дюльферять по новому маршруту «Rock Empire». Всё прошло гладко и вот мы уже героически шагаем к деревне кавалерийской походкой. Дальше была вкусная еда, фрукты, горячий чай с саджем и удобный коврик на полу нашего жилища.

На спуске с вершины

Следующий день – день отдыха. Спали, ели, пили. Кстати, про местный чай - иорданцы пьют чёрный сладкий чай иногда с травками всякими. Я ожидал, что здесь как и в Азии, все лопают зелёный чай и без сахара, а оказалось по другому. Спросили у нашего друга Абдалы почему так. Ответ был - "Сладкий чай-сладкая жизнь!" :)

Съездили в сторону массива Jebel um Ishrin, поглазели там на восточные стены. Кое-что приглядели, но сразу решили не лезть. У нас был ещё один интерес – это Barrah Canyon. Легендарный маршрут «Merlin`s Wand» - 150 метров мощного лазания по вертикальной расщелине. Это надо было просто сделать, чтобы чувствовать себя качественно полазившим по местным скалам. Сказано - сделано! Погожим иорданским утром мы с Наташей стояли под маршрутом.

Первая верёвка «Посоха Мерлина»

В этот день в Барра каньоне было тесновато. Кроме нас на «Посох» лезли ещё австрийцы и уже знакомые нам чехи. Но ничего, разрулили, все остались довольны!

Середина маршрута

Барра Каньон - необыкновенное место. Народ здесь становится в палатках и несколько дней лазит окрестные маршруты. Задержаться здесь стоит.
После восхождения двинулись в обратную сторону на попутке.
В пустыне по дороге домой наблюдали весёлую картину, как местные бедуины и туристы катаются на сноубордах с песчаных дюн. «Всё таки Фрирайд - это не катание по снегу, это состояние души!», пронеслась в голове мысль…..

Начало первопрохода на восточную стену Draif al Muragh

В финале нашей поездке мы 2 дня потратили на попытки пройти первопроход. Прошли всю восточную часть стен Северной, Южной Nassrani и Draif al Muragh. Наметили три более-менее стоящих варианта. Остальные линии либо были заняты, либо там была полная труха и порожняк. В плане породы разумеется.
Первая же линия, опробованная нами после 20 метров, привела в настоящую песочницу. Впервые в Иордании я одел крюконоги и ИТОшил. И немного боялся. Поэтому часто в процессе такого лазания пел Наташе песню из репертуара известного альп-рэпера Ногано «Застрахуй братуху, застрахуй!!!»
Шикарный откол, к которому я так стремился, оказался трухлявым насквозь, лезть дальше никак не хотелось, и было опасно вообще.
Два других варианта закончились примерно тем же. Итог: желание пройти русскую линию в Ваде Раме не убавилось, и теперь знаем, где не надо делать первопроходов!
Время пребывания в Ваде Раме неотвратимо заканчивалось. Ещё мы в финале слазили маршрут «Troubador», наблюдали закат в пустыне, стояли на знаменитой песчаной арке и тп и тд……….

На пути домой мы сутки торчали в Вене, потому что московские аэропорты не принимали из-за снегопадов. Когда мы, наконец, прилетели, то очень нелепо смотрелись в аэропорту в футболочках и сандаликах!
Немного технических подробностей о пройденных маршрутах позднее на mountаin.ru и в ЖЖ http://yurkin-aleks.livejournal.com/

Нашу поездку в Иорданию поддерживали: Федерация альпинизма и скалолазания Москвы, ЦСКА им Демченко, компании «Венто», «Adidas», «Deuter». Наталью Прилепскую так же поддерживает личный спонсор - компания «Grivel». Фото Алекс Юркин, Наталья Прилепская