Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Автор: Дмитрий Плетенёв, г. Николаев (Укр.)

Лукумовые каникулы

Рахат-лукум– это такая восточная сладость, если кто не знает. Он вполне может бытьсимволом Турции вместе с чаем в стеклянных стаканчиках и Ай-Софией. Лукумбывает мятный, гранатовый, обсыпанный кокосовой стружкой, со всякими орехами, егопродают втридорога незадачливым туристам в Калейче – старом городе. Его можнокупить в сельском магазине, в подвальчике под мечетью, за демократичные 7 лир за килограмм. Турция такая же разная. Почти 3 недели мы топтали турецкую землю,снег, гальку и тротуарную плитку. И я расскажу вам про эти лукумовые дни.

1. Wizzair – ещё тот лоукост.
В погоне за экономией наша дружная команда из 12 человек полетела Wizzair’ом. Билеты покупали месяца за 3, вышло очень бюджетненько (1300 гр. в обе стороны). Но лоукост – такой лоукост! Поэтому и Жуляны, и вылет в 6 утра.

Пара советов счастливым посетителям Жулян:
Рюкзаки очень удобно запаковать в целлофан за 35грн. и проверить их вес на больших весах в зале ожидания.
На таможенном контроле у них там стоит всего 1 рентген, поэтому никуда не спешите и не толкайтесь, если, конечно, не хотите стоять в очереди.
В буферной зоне, конечно, имеются сидения, но их раза в два меньше чем пассажиров, летящих с вами. Вторая причина никуда не спешить.
Кто последний зайдёт в автобус – тот первый из него выйдет. И да, последний ряд кресел в самолёте не откидывается.

Аэропорт Анталии очень удобный и вполне себе европейский. Мы заплатили за визу 30$, но, говорят, с 1 мая гражданам Украины откроется безвизовый режим. Мы же прилетели в апреле и получили за это красивую марочку в загранпаспорт.

2. И вот мы в Анталии.

Прикупить лиры можно прямо в аэропорту. В отделении банка курс не самый выгодный, в банкомате – значительно лучше. Вообще, обменники встречаются в центре Анталии, в районе старого рынка. Поменять доллары (или евро) можно ещё на почте (Ptt). Не советую менять на заправках (нам подсунули поддельную банкноту в 100 лир) и у торгашей.

Едем из аэропорта на отогар (автовокзал по-турецки). Возле выхода из терминала маячат таксисты, мы идём направо, вдоль здания аэропорта, у домашнего терминала (domestic terminal) садимся на замечательный автобус, который за пару лир и 40 мин. довозит нас до отогара.

У автовокзала в Антьалии есть опят же 2 терминала: пригородный (по Антолийскому побережью) и на дальние расстояния. На автовокзале имеется почта (кто деньги не поменял?) и камера хранения, которой мы очень удачно воспользовались.

Дело в том, что первые 2 недели мы планировали ходить по горам Аладаглара – перевалы, снежники, каньоны и броды, знаете ли. А потом вернуться в Анталию, понежиться на пляжике, поотмокать в Ак-Денизе (в Средиземном море то есть). Но это всё потом, а пока наша цель – Базарма, деревенька в предгорьях Аладаглара, откуда намечен старт.

Садимся в автобус до Аданы. Автобусное сообщение в Турции просто отменное. Машины новые, с кондишном, телевизором (как в аэробусах), стюартом, разносящим напитки и прекрасным видом из окна. На рынке перевозок царит жёсткая конкуренция, агенты разных фирм снуют по отогару в поисках клиентов, автобусы отправляются чётко по расписанию – их просто выгоняют с платформы! Однако это не мешает водителю остановиться попить чаёк на заправке или потрещать с корешем на перекрёстке.

До Аданы ехать 9 часов. Дорога извивается вдоль берега. Курортные городишки живописны, много крепостей и прочих развалин.
Вообще в Турции богатый культурный слой. Совсем недалеко жила себе поживала Критская цивилизация, потом эллины заселили плодородные земли, римляне опять же, византийцы, османы… Поэтому и валяются кругом коринфские ордена никому не нужные. Инфляция культурного наследия – уж сильно много истории в этом краю. А в Крыму каждым полуразрушенный свод объявили бы памятником истории, обнесли сеткой и посадили бы бабулю-билетёршу.

3. Адана – Базарма.

Адана – второй по величине город в Турции, индустриальный центр и всё такое. Но мы этого не заметили, потому как прибыли на отогар ночью.

Интересный момент. Наш автобус не стал заезжать на сам автовокзал, а выгрузил нас на автобане. Тут же ждал долмуш (микроавтобус по-русски) от нашего перевозчика, который забесплатно доставил на автовокзал.

Попили только что отжатого сока (очень советую грейпфрутовый), нашли (с трудом) шофёра, знающего дорогу на Базарму, покушали в привокзальной столовой и уже в 3 утра двинулись вперёд. По пути закупили екмека (простите, хлеба) дюжину батонов. А что, у нас семья большая…

Ехали долго, местами по грунтовке, местами в одну полосу и почти свисающим над обрывом задним колесом. Не представляю как местные тут гоняют – а они гоняют, сам видел!

Остановились в одном селе узнать дорогу, прикупить продуктов. Местные напоили традиционным чёрным чаем (NB: на шару!). Неожиданно. Ещё неожиданней тот факт, что в туалете по восточному обычаю вместо туалетной бумаги краник в стене.

Наконец, добрались до водопадов Капуз-Баши. Прямо из скалы бьёт вода, мощно, облако брызг, красиво. Туристы частенько заезжают – в деревне встречаются хостелы.

Не доезжая пару километров до Базармы мы встали лагерем между редкими сосенками. Проблема с водой решилась чудесным образом – через дорогу был найден кран. Там же нашлось и местное кладбище (из-за него-то воду и провели), но мы, презирая все суеверия и предрассудки, провели ночь там, где и расчитывали.

4. Заброска.

Ходить с нашим руководителем – Папой Козием – одно удовольствие. Вот и в этот раз, заботясь о здоровье группы и её силах, он придумал разделить продукты. Половину взять с собой, а вторую половину забросить в заброску. Через 6 дней мы к ней выйдем, устроим днёвку, заполним опустевшие рюкзаки и продолжим движение. На следующее утро группа туристов, оставив девушек в базовом лагере, понесла продукты в гору. Набрали высоту, на грунтовке стал попадаться не растаявший снег. Мы оставляем следы. Первые в этом году. Прошли довольно далеко (4 часа) по долине пока дорога не нырнула под снежник. Он очень заманчиво уходит вверх между скал, так и шепчет, так и намекает, что там дальше снежное плато. Да-да, то плато, в которое на карте упирается наша долина.

Принимаем решение оставить продукты. Прячем на левом борту снежника, перекусываем и бегом в лагерь.

Всё-таки вылазка получилась утомительная. Или это я с непривычки запыхался? Складываем палатки, выдвигаемся на Базарму.

Характерная деталь – любой мало-мальски плоский кусок земли идёт в дело: сначала несколько раз перепахивается, убираются камни, затем щедро унаваживается и идёт под посевы. Очень трудолюбивый народ. Турецкое село производит бодрое впечатление – строятся новые дома, много детей, центральная улица вымощена тротуарной плиткой. Детишки кричали нам вслед «Хелоу!» и «Уера ю фром!».

В центре, рядом с мечетью мы соблазнились мороженым. И, конечно же, купили килограммчик лукума на ужин. Почтенные турки, отдыхающие на центральной «площади» после трудового дня с интересом разглядывали иностранцев с рюкзаками и ледорубами, поглощающих мороженое.

За Базармой тропа пошла вдоль речки. Вечерело, начало накрапывать. Внезапно захотелось разбить лагерь, что мы и сделали при первой удобной возможности.

5. Тахтаджик.

На следующее утро стало очевидным, что каньон Тахтаджик совсем не за первым поворотом, как нам казалось накануне. И не за вторым. Мы нашли старинный каменный мост только в обед.

Под ним – чистейший ручей. Если идти вдоль его русла – попадаешь в каньон. Тропа пропадает под огромными ореховыми деревьями. Ручей делает изгиб от одного скального борта к другому.

И вот наступил этот неловкий момент, когда ноги ещё сухие, но это уже ненадолго. Нам преградило путь водное препятствие, пока не опасное, но очень мокрое и прохладное.

Первым, не жалея ботинок и ходовых штанов, ринулся прокладывать маршрут Папа Козий. Остальные туристы сменили ботинки на сандалии, закатали штанины, сохранили в памяти это приятное сухое ощущение в ногах и бодренько преодолели брод.

Далее терять уже было нечего, переходили с одного берега на другой, везде было по колено и пару раз по пояс. В местах с сильным течением кидали верёвку или переходили группами по два-три человека. Впрочем, было пару мостиков в виде распиленных брёвен.

Вода в 12 градусов приятно бодрила. По боковым кулуарам сходили лавины, и каньон местами был полностью засыпан снегом. Вода пробила себе путь в недрах снежника, а мы по нему лихо вышагивали в сандалиях.
Видели заблудившуюся корову.

Однако вечерело, а каньон и не думал кончаться. По описанию группа прошла его (тоже в начале мая) за 4,5 часа. Но этот год выдался очень снежный. Воды больше, чем по описанию. Около 6 часов вечера нам подвернулась замечательная поляна. Ровное место, много дров, вода – что ещё надо для счастья? В этот вечер на сорокаметровом репшнуре висели по соседству мокрые штаны, носки и (да простят меня патриоты) флаг Украины.

Натягивать мокрые брюки утром не было никакой охоты, поэтому я пошёл без них. И не пожалел об этом.

Сразу за поляной нас ждал один брод, затем другой, потом шли под стенкой метров 40 по воде. Переход на другой берег и вылаз на снежник. Из воды – на снег! Романтика!

В одном месте пришлось подходить к снежнику по воде, втиснуться в ранклюфт, вылезти из него на снежник и по крутому снежному склону подняться метров 20 в шлёпках. В этом месте кинули верёвку для страховки. А потом спуск: со снега – в воду, сквозь бурный поток под стеночку и на сушу.

Было ещё место, где надо было пройти по мокрому скользкому бревну над небольшим водопадиком. Было дело, я купался на переправе, и не я один.

Георгич находил место для переправы, Илья или Сурок шли первыми с верёвкой. Надо сказать, Илья вообще молодец, переносил девушкам рюкзаки, переводил их за ручку. Каньон стал изюминкой нашего похода и Илюха наелся этого изюма сполна.

Наконец, ближе к полудню, мы выбрались из каньона. Вверху оказалась широкая долина с тропинками, козами и домиками пастухов. Пожилая турчанка напоила нас горячим молоком. Очень кстати после водных процедур. Оказывается, ещё 2 недели назад тут лежал снег, они с мужем пришли сюда (по обходной дороге, не по каньону!) на лето пасти коз. Мы презентовали ей мазь «Спасатель» от какой-то её кожной болезни.

Сориентировались на местности – нам по ручью налево. Заночевали на берегу у разрушенного коша.