Полезное > Справочная информация >

Автор: Cергей Коровяковский, Москва

Поход в горы - с чего начать.
В помощь начинающему руководу

Тем, кто захочет впервые самостоятельно вести незнакомых людей в горы, вполне возможно пригодятся мои советы.
А не пригодятся – тоже не беда. :)

Итак, как же сделать так, чтобы людям, идущим под вашим руководством в поход, было комфортно и безопасно?

Давайте по пунктам:

1. График прохождения маршрута всегда составляется так, чтобы в первый день не было перевалов, а пешая часть проходила по максимально спокойному рельефу.

2. В первый ходовой день, привалы делают дольше, чем обычно (примерно по 15-25 минут), а общий километраж должен быть небольшим.

3. При составлении маршрута обязательно закладывают в нём несколько днёвок для отдыха и несложных радиалок.

4. Никогда не брать продукты «впритык». Их всегда должно быть немного больше, чем надо - так сказать, «+ 1 день».

5. Во время движения группы, замыкающим ВСЕГДА ставится самый сильный и надёжный турист!

6. Без крайней необходимости группа никогда не разделяется на насколько частей – все ВСЕГДА идут вместе.

7. Самые слабые по тропе всегда идут сразу за руководом.

8. Темп движения группы (скорость движения, частота и длительность привалов) устанавливается «по самому слабому».

9. Приходя на вечерний привал, ВСЯ мужская часть группы сразу же отправляется за дровами.

10. В случае серьёзной непогоды, в первую очередь укрывают от неё и обогревают женщин и детей.

11. Если с погодой совсем кирдык, то задача руковода в первую очередь сделать так, чтобы его туристы были в тепле и сухости. И только уже после этого думать о том, как бы теперь самому выжить.

12. Если на маршруте случается ЧП с травмой, то дальнейшая жизнь группы подчинется только одному – оказанию помощи пострадавшему!

13. Независимо от нытья и требований отдельных «самых умных и опытных» туристов, руковод обязан выполнять только то, что работает в интересах ВСЕЙ группы.

14. Стараться сделать всё, чтобы к концу похода группа стала единым здоровым и весёлым организмом, а не превратилась в кучку отдельных злобных микробов.

15. Туристов не нужно жалеть – о них нужно заботиться!

16. Забота о людях, это не подавание руки барышням на каждом камушке, и не их вечерний охмурёж.
Забота руковода - это когда туристы сыты, в тепле, в безопасности, в отличном настроении и могут спокойно любоваться окружающей красотой.

17. Забота о туристах проявляется к каждому из них В РАВНОЙ степени, не зависимо от пола, вероисповедания, разреза глаз и запаха изо рта.

18. Никогда не идти на поводу у туристов, если ваш опыт и знания заведомо превосходят их.

19. Помнить, что именно вам люди доверили свою безопасность, поэтому с первого же дня учиться балансировать между - «Свой в доску парень, с кем очень классно общаться» и «Человек, чьи распоряжения не обсуждаются и выполняются всеми безоговорочно».

20. Руковод, это тот, кто 24 часа на виду у всех, и чьи поступки всеми постоянно рассматриваются под самым сильным микроскопом! Помните об этом!

21. Какие бы симпатии и антипатии не вызывали отдельные индивидуумы, руковод не имеет права показывать свои эмоции. Все «любимчики» и «уроды» появляются для него в группе только ПОСЛЕ похода.

22. В любой ситуации в горах (даже с микроскопическим экстримом) нужно помнить, что лучше ПЕРЕ…, чем НЕДО…!

23. Успешное руководство группой состоит из 25% опыта и знаний, 25% чувства юмора, 25% психологии и 25% терпения и выдержки! В случае, если у вас отсутствует один из этих пунктов, остальные его не заменят!

24. Опыт и грамотность руковода видны не в его словах, а в поступках.

25. Если вдруг настроение совсем стало хреновым, и срочно нужно повыть на луну, то делать это на виду у группы не стоит. Тайга большая – место для этого всегда можно найти.

26. То же самое - если забыли, для чего нужен компас, или как разводить костёр, то навыки эти лучше освежить где-нибудь в укромном месте, дабы не вгонять группу в тоску, а себя в краску стыда.

27. Один из главных навыков опытного руковода – даже в самой мерзкой ж… уметь убедительно показать окружающим, что всё отлично и здорово!

28. Такие качества, как «растерянность» и «паника» у руковода должно отсутствовать по определению, как кислород на Луне!

Это, так сказать, вкратце. :)
Но, даже соблюдая эти нехитрые правила, вполне можно сделать так, что после похода ваши туристы будут вспоминать его (и вас) с огромным удовольствие.
К предыдущей части __________ Продолжение следует....