Полезное > Справочная информация >

Автор: Cергей Коровяковский, Москва

Поход в горы - с чего начать
Здоровье - всему голова

Говоря о подготовке к первому походу, здесь много уже было сказано о необходимой снаряге и многом другом, но…
Рюкзак-то ведь сам в гору не пойдёт! Как ни вздыхай, а переть его придётся на своём собственном горбу. )
Поэтому давайте-ка, братцы новички-туристы (да и более опытные собратья по несчастью), подумаем о том, как хоть немного подготовить себя загодя к такому «отдыху».
Не секрет, что сейчас среднестатистический городской житель, избалованный автомобильным передвижением и комфортным сидением в уютных креслах, вместо нормального тренированного тела чаще всего имеет нечто желе-подобное. :) Поэтому, мне кажется, есть смысл немного поговорить о том, как этот «стюдень» превратить в то, на что потом можно будет безбоязненно повесить здоровенный рюкзак. )

Начнём с того, что будущему туристу нужно помнить одно – основная нагрузка в походе будет приходиться на ноги (в первую очередь на колени, голеностопный и тазобедренный суставы)! Поэтому, именно их нужно готовить к этому мероприятию основательно.
Да запросто!!! :)

Для этого давайте просто немного (совсем чуть-чуть) усложним свою жизнь. А именно: - полностью отказаться от лифта (вверх-вниз только своими ножками)
- то же самое на эскалаторе в метро (от начала до конца, каждый раз только пешком)
- если где-то нужно проехать небольшое расстояние на транспорте, то замените это лучше на пешее передвижение (в быстром темпе) – 15-20 минут ходьбы очень здорово не только тонизирует мышцы ног, но и прекрасно тренируют сердце и общую выносливость
- ну и конечно будет здорово, если хотя бы по выходным (2 раза в неделю) удастся побегать где-нибудь в парке (причём желательно это делать не рядом с пенсионерами по ровным асфальтовым дорожкам, а по пересечённой местности), либо как вариант – любые подвижные игры (футбол/волейбол/теннис/бадминтон/и т.д.).
Ну, а если всё же будет возможность походить ещё и в спортзал (только не с целью «Людей посмотреть и себя показать», а действительно позаниматься), то будет ещё лучше!

Все эти упражнения, как я уже сказал выше, помимо нагрузки на суставы, связки и мышцы ног, очень хорошо тренируют общую выносливость, которая в походе тоже будет крайне необходима.
Сами понимаете - какой толк от накаченного бугая со здоровенными ногами, если он на любом подъёме, через каждые 100 метров, начинает судорожно задыхаться!

Кстати, на эту же тему: активные курильщики, поверьте на слово, в горах ваша пагубная привычка вдыхать в себя всякую вонючую гадость, очень быстро выйдет вам боком! Первый же «тягун» сразу всё расставит по своим местам! )

И несколько слов о «профилактике».
Чем чаще вы будете бинтовать колени в походе, тем меньше вероятность их «посадить». Особо это актуально на затяжных спусках.
Помните – именно НА СПУСКЕ ноги и спина испытывают максимальную нагрузку! По голеностопу - с этим несколько сложнее (его ведь не забинтуешь).

Ещё очень недурственно в походе каждое утро, перед выходом на тропу, мазать суставы согревающими кремами (випросал, финалгон, финалгель и др.).

Если же колени (или голеностоп) всё же не уберегли и «посадили», и при каждом шаге в них начинает чувствоваться острая невыносимая боль, то в первую очередь нужно успокоиться и принять как должное – нормальный поход с этой минуты для вас закончился! )

А лечение здесь только одно – полный покой и снятие нагрузки!
Хотя отчасти (но только отчасти) помочь этому недугу можно будет даже в походе:
- согревающие кремы
- вечером мягкий массаж (стимулирующий в больном суставе кровообращение)
- днём – эластичный бинт, который вечером нужно снимать в обязательном порядке.
Если «посадили» тазобедренный сустав, то тут уже хуже – его забинтовать не удастся.
В этом случае, если идти совсем уже не можете, то устраивается длинная днёвка (с максимальным количеством дней), где «обезноженный» турист в приказном порядке постоянно сидит в лагере. Его задача в эти дни – дать максимальный отдых заболевшим ножкам.
И опять же, и в этом случае, не забываем про массаж и упомянутые выше кремы.

Есть, конечно и более радикальные методы - уколы, обезболивающие препараты и т.д.
Но, лично у меня к этому отношение однозначное - пока нет острой необходимости, в организм нужно как можно меньше вводить всякой "химии". Поскольку абсолютно безвредных медицинских препаратов на свете не существует!

Как я уже сказал выше, кроме ног, определённая нагрузка в горах приходиться ещё и на спину. Но, здесь нужно учитывать два момента:
1. Тренировать спину дома нужно ТОЛЬКО под присмотром специалиста (а если самостоятельно, то только после вдумчивого прочтения толковых методик).
2. Если научиться правильно надевать, снимать, подгонять и переносить рюкзак (а также правильно отдыхать под ним) то нагрузка на спину будет сведена к минимуму, и о своём позвоночнике за весь поход даже нетренированный человек, скорее всего, ни разу не вспомнит. Поэтому здесь главный упор не на накачивание мышц спины, а на изучение азов туристских премудростей. )
Но, если в походе вы всё же умудрились потянуть мышцы спины (или застудить их), то лечение то же, что и было озвучено выше – лёгкий массаж + согревающие кремы.

А вот если в походе начались проблемы с позвоночником, то тут уже без специалиста уже не обойтись. А до его появления, бедолагу нужно разгрузить, отдав всю его поклажу другим участникам группы.

(сразу поясню – речь идёт не о серьёзных травмах, а лишь о незначительных проблемах медицинского плана)

И ещё, о чём хотелось бы сказать…
Поскольку на некоторых забавных форумах «опытные туристы» частенько начинают на полном серьёзе советовать всякую ерунду (не думая, что кто-то за это заплатит своим здоровьем), прежде чем выполнять их рекомендации, постарайтесь пообщаться с настоящими специалистами.
Как пример приведу вот такой «перл» на тему подготовки к походу, появившийся недавно в одном виртуальном «клубе туристов»:

«…Если вы тренируетесь со всей отдачей, будет не лишним попить протеин и креатин – это даст вам ещё лучший результат…..Они абсолютно безвредны…».

Тем, кто не в курсе, поясню – протеин (т.е. чистый белок) очень быстро зашлаковывает и «сажает» печень. И оба препарата (креатин и протеин) в основном применяются в культуризме, когда «качкАм» нужно быстро нарастить мышечную массу.

Поэтому сами решайте – нужно ли вам перед походом начинать травить себя этой химией и гробить печень, только ради того, чтобы стать тяжелее на несколько килограмм? :)

И ещё, о чём бы нужно подумать каждому будущему туристу в обязательном порядке – если есть какие-то серьёзные проблемы со здоровьем, то, не решив их в городе, отправляться в горы – это «игра в рулетку», ставкой в которой может быть ваша жизнь!
Это, так сказать, «худший вариант».
Да и «лучший вариант» тоже не сахар: погибнуть – не погибните, но может оказаться так, что вместо замечательного отдыха, вам весь поход придётся мучиться самому, и мучить всю группу.

Если же вы думаете, что «не очень здоровых» людей в категорийных походах не бывает, то могу вас разочаровать – за последние годы НИ В ОДНОЙ из моих групп не было, чтобы все 100% туристов были здоровыми людьми. Среди них, к моему сожалению и неприятному удивлению, всегда находились такие, кого по медицинским показаниям к категорийному походу близко подпускать нельзя! И о чём я узнавал уже только в горах.

Поэтому, если есть серьёзные проблемы со здоровьем (со зрением, суставами, позвоночником, сердцем и другими внутренними органами) не нужно тут же, выпучив глаза, смело и отважно бросаться в горы, пытаясь что-то доказать себе и другим. Лучше сначала дома подлечиться, а уже только потом отправляться на «покорение заоблачных вершин». )

К предыдущей части __________ Продолжение следует....

про мази

Мази с вечера, после нагрузок помогают не развиться отеку и уменьшают болевой синдром, спишь спокойней. А утром повтор. Шли в октябре, три дня постоянные броды, и только у того кто проигнорировал это правило один раз проблемы с коленями.

О спине

+1 по поводу отказа не только туриста, но и любого желающего быть здоровым человека от лифта и, по возможности, автобуса - категорически согласен. Но вот с этим что-то не то: "Понимаю, что не у каждого есть время на регулярное посещение спортзала. А можно ли без этого обойтись? - спросите вы. Да запросто!!!" ИМХО, даже для похода 1 кат. сл. регулярные целенаправленные тренировки крайне желательны. Прежде всего, мне кажется что Вы недооцениваете проблемы начинающих туристов со спиной. Наверное, у Вас их ПОКА нет, поскольку обычно это понимание приходит когда жареный петух клюнет... И вот для того, чтобы этих проблем избежать, идеальный вариант - тренировка в хорошо оборудованном зале с квалифицированным тренером. А во-вторых, нужны всё же навыки скалолазания и верёвочной техники. Даже в самой "матрасной" единичке есть вероятность заблудиться и вылезти на бараньи лбы. И скалодром или болдеринговый зал здесь также необходимы. Насчёт совета бинтовать и каждое утро мазать суставы. Если суставы так слабы, что при нормальном движении в походе нужно всё это делать, лучше не идти в этот поход и выбирать маршрут попроще. Такая необходимость должна возникать только после травм (падения, срывы). То же касается и спины (мази, корсетные пояса и т.д.).

все правильно, но...

"Первый же «тягун» сразу всё расставит по своим местам! )"- интересно было на Кавказе, когда группа из 6 человек, именуемая "быстрые гепарды", включающая в свой состав 5 человек курильщиков, всегда опережала "основную" группу из 15 "некурильщиков" в среднем на один привал (т.е. когда одни заканчивают "отдыхать", а другие только подходят к точке привала). Главное не то, что кто и сколько курит, а кто и как "готовился" к походу!!! "Ещё очень недурственно в походе каждое утро, перед выходом на тропу, мазать суставы согревающими кремами " - могу сказать одно - "десять "пистолетиков" утром (даже иногда через боль!!! все поставят на свои места". Т.е. всегда с собой и не надо платить деньги!!! НО!!! Самое важное про здоровье- "если есть какие-то серьёзные проблемы со здоровьем, то, не решив их в городе, отправляться в горы – это «игра в рулетку», ставкой в которой может быть ваша жизнь!" - вот это надо усвоить себе!!! Это самое, что ни на есть - главное!!!"