Автор - Януш Курчаб
Перевод Константин Гузовский, Алма-Ата

Первопрохождение англичан на Клюв Шивы

Схоженная английская двойка Mick Fowler i Paul Ramsden, получившая Золотой Ледоруб в 2002 г. за прохождение северо-западной стены Siguniang в китайском горном районе Qonglai Shan, добавила в список своих достижений ещё одно: первовопрохождение северо-восточного ребра вершины Prow of Shiva (Клюв Шивы - 6142м) в Гималайских Lahulu.

Нос Шивы (fot. Mick Fowler)

Мик и Пауль уже много лет выискивают интересные проблемы, находящиеся вдали от протоптанных гималайских тропинок. Вдвоем они поднялись на стрельчатую вершину Манамхо (6264 м, в 2007 г) в удаленном районе Тибета Nyainqentaglha East, и также прошли северную стену в.Суламар в китайском Тяньшане (в 2010 г). Ещё раньше Fowler сделал первопрохождение по Золотому Ребру на в.Спантик в Каракоруме (7029м. с Виктором Саундерсом в 1987 г), первовосхождение на Арва Тауэр в Гималайских Гарвалах (6352м, со Стивом Сустадем в 1999 г.), а в 2005 г вместе с Крисом Воттсом поднялся на сложную вершину Kajaqiao (6447 m) в этом же самом Nyainqentaglha East.

Mick Fowler и Paul Ramsden в 2010 г. на вершине Sulamar
(fot. arch. M. Fowler)

Вершина Prow of Shiva (Клюв Шивы), получившая такое название из-за характерной формы, напоминающей клюв, находится в отдалённой долине Pangi, района Chamba индийского штата Himachal Pradesh. Район изолирован, труднодоступен. Впервые его посетила в 1988 г японская экспедиция, в состав которой входила Юнко Табей, первая женщина, взошедшая на Эверест.

Fowler i Ramsden даже не располагали фотографией стены, которую собирались пройти. Они опасались, что там могут быть разрушенные скалы. Но стена приподнесла приятный сюрприз. Они поднимались по великолепному прочному граниту, широкие трещины были залиты льдом, а микст напоминал ключевые места шотландской в. Ben Nevis.

Mick Fowler на ребре "Prow of Shiva" (fot. Paul Ramsden)

При прохождении ребра им повезло с погодой, также они смогли найти выгодные места для бивуаков. Лучше быть не могло- так оценил восхождение Fowler. Но сложность прохождения участков держала в напряжении до самой вершины и до самой вершины не было уверенности в успехе прохождения. Восхождение длилось 7 дней, последние два группа провела на спуске с вершины. Англичане оценили маршрут по альпийской классификации в ED+.

Mick Fowler в верхней части маршрута на "Prow of Shiva"
(fot. Paul Ramsden)

Для Micka Fowlera, действующего президента Alpine Club, первопрохождение красивого ребра на Prow of Shiva стало великолепным подарком к 30-летию юбилею экспедиционного альпинизма.