Полезное > Справочная информация >

Автор: Cергей Коровяковский, Москва

Поход в горы - с чего начать
Рация в походе

Сколько людей – столько и мнений.
Поэтому наберусь нахальства высказать и своё.

Итак, так ли уж остро необходимы рации в горном туризме? Особенно на несложных маршрутах.
Ещё раз напоминаю – речь идёт исключительно о туризме (не альпинизме). И не о супер-пупер-навороченной технике, а о самых доступных «гражданских» образцах станций.

Начнём с того, как в горах действуют эти радио-прибамбасы.
А действуют они тупо и прямо (причём, в буквальном смысле).
Т.е. устойчивая связь возможна, как правило, только в пределах прямой видимости, либо в границах одной долины (одного ущелья), если нет резких поворотов рельефа. Но, дело в том, что основная часть походных маршрутов проложена не по полям и лугам, и не по линейке. И в этом случае, стоит ушедшим на разведку, зайти за поворот горы, как связи, чаще всего, тут же каюк!

А теперь попробуем представить
ситуации, когда рации, по идее, могут пригодиться в походе.

Часть группы уходит на разведку, или в радиалку
Об этом уже сказал – как только ушедшие свернут в соседний распадок, связь на этом закончится.

В группе происходит ЧП
Чаще всего подобное случается там, где рельеф местности настолько сложен, что никакие радиоволны от портативной станции никуда не дойдут.
Кроме этого есть ещё один момент – даже если случилось чудо и связь добила до цивилизованных людей, то для того, чтобы вас услышали и прислали помощь, нужно чтобы кто-то там в этот момент сидел «на приёме». И вы уверены, что в ближайшей деревне непременно сидит такой местный радиолюбитель? )

Контроль за группой, растянувшейся по тропе
Ну, об этой «проблеме» обычно начинают вещать те «руководы», у кого в группе бардак – где народ по тропе идёт «как хочет», и «куда хочет». Если же движение туристов организовано грамотно, то впереди идущий инструктор чётко знает, кто и где у него находится во время ходового дня.
Конечно, бывает всякое (в том числе и у меня) – порой странные люди прямо из середины группы куда-то исчезают, но… предугадать такое невозможно, и КАЖДОМУ туристу в группе рацию всё равно не выдашь!

Для самоуспокоения
Типа, если что-то случиться, мы сможем вызвать помощь!
Ну, если брать рации в поход именно для этого, то да – аргумент веский. Хотя… с таким же успехом для этих целей можно взять и какое-нибудь приспособление для астральной, или телепатической связи (к примеру, спирт).

Для контроля и консультаций новичков
Да, здесь рации будут вполне уместны.
К примеру, если «чайники» ушли за дровами, или за водой, то их более опытные товарищи, смогут подсказать им по рации – какую дровину нести к костру, а какую оставить в лесу, либо проконсультируют – как лучше набрать воды в котелки.

Для демонстрации своей крутизны
Ну, это вообще святое!
В этом случае рацию нужно непременно закрепить на самом видном месте (как правило, на лямке рюкзака).

И при прохождении мимо встречных групп, обязательно в неё с серьёзным видом что-то говорить. При этом включать её совершенно не обязательно (чтобы батареи не садились).
Только не забудьте тогда уж и самому принарядиться тоже в стиле «а ля милитари» (непременно застегнув грудную стяжку под самым горлом).

Для баловства
Здесь, как пример, могу привести отрывок с одного форума:

«…В очередной раз взяли рацию в поход, и как обычно, рация пригодилась. Можно было обойтись без неё, но с ней было как-то спокойнее. Водитель забрасывающий нас, остался один и ожидал нашего возвращения. Иногда выходили с ним на связь, рассказывали как поживаем и что видим…».

Поэтому, никого ни к чему не призываю, но лично моё мнение – если полкило не очень нужной радиоаппаратуры заменить на ещё один объектив для фотоаппарата, то пользы для группы будет несоизмеримо больше.

А агрессивным сторонникам портативных раций сразу отвечу – я совершенно не против, чтобы туристы брали их с собой в горы. Если очень хочется, то почему бы и нет? Особенно на маршруты "н/к" и "1 к.с.".
Во всяком случае, вреда там от них никакого! :)
Лично мне так кажется.

К предыдущей части __________ Продолжение следует....

Про носимые радиостанции...

Хотел бы немного защитить позиции рации в походе. 1) Часто, особенно когда маршрут нов, от группы вперёд посылается гонец на разведку. Человек, пройдя какое-то расстояние должен сообщить остальным что впереди. Рации в этом случае очень удобны, иначе придётся возвращаться. 2) Если планируется разбитие базового лагеря, в котором остаётся часть группы в то время, как другая её часть уходит в радиальный поход. Поддерживать связь с лагерем очень желательно. 3) Если мы говорим о водном походе - то тут разделение экипажей происходит само-собой. Без связи в этом случае - никуда. 4) Рации удобны при катании на лыжах. Тут постоянно народ разбредается на группки по 2-3 человека. Мобильные телефоны не так удобны: телефон нужно достать из внутреннего кармана, снять перчатки, набрать номер, дождаться ответа, абоненту нужно услышать звонок вызова... 5) Автор статьи забывает о том, что если случается беда, то часть отряда идёт вперёд за помощью, а другая ждёт МЧС. МЧС работает в 2-х метровом диапазоне. И даже если вызвать их не удаётся изначально, их действия можно и нужно координировать в процессе спасательной операции. Кроме того, в горах радиосигналы распространяются действительно далеко, но с разной диаграммой направленности. Тоесть вам может быть и не удастся вызвать МЧС, но вы свяжитесь с любителем, который от вас за 15-30 км а то и более. 6) Если вы высоко, и вам нужна сводка погоды. (в горах погода меняется очень быстро... даже 2-х дневный прогноз может быть неточен) Так что, принимая во внимание всё сказанное, я бы не был так категоричен в вопросе бесполезности радиостанции.