Горы мира > Крым > Морчека

Автор: Александр Лавриненко, Одесса

Морчека – конец «Холодной Войны». (Факты без эмоций)

Долгое обсуждение маршрута «Холодная война» вызвало много споров, порой очень эмоциональных, при этом, как-то начала забываться суть вопроса.
Первоначально речь шла о том, что на Морчеке не принято бить маршруты сверху вниз. (Ну это вообщем-то нормально для альпинизма ) Маршруты должны проходиться снизу вверх, при этом, максимально используя существующий рельеф. Так было с начала освоения Морчеки, с 70х годов 20го века. В те далекие годы технические возможности для прохождения маршрутов были более бедные, но тем не менее все классические линии пройдены с конца 70х по середину 80х годов. В последствии маршруты проходили или по не занятым краям стены или по свободным «коридорам» между маршрутами. При этом, правило «снизу вверх» всегда соблюдалось. Можно с этим соглашаться или спорить, но это наша история и традиция. Вот такая она есть.
Сейчас люди не причастные к прошлой истории Морчеки и в общем, не интересующиеся ею, решили пройти «свою линию» на стене. Достаточно посмотреть фотографию с разрисовкой, что бы понять, что для полноценного маршрута на стене места нет, но очень хочется…. Маршрут сразу начали обрабатывать (пробивать анкерами и чистить ) сверху вниз.
Что получилось в итоге:
Первая веревка: По маршруту «Центр». изменений не вносилось
Вторая веревка: по «черному потеку» – вариант Фантика, т. е. не первопроход. Было 2 старых шлямбура Фантика, их срубили, и забили свои болты, вместо 2х три.

Вторая верёвка – ход Фантика – сбиты оба его шлямбура

Сбитый шлямбур Фантика на 2 верёвке. От своего болта они тоже скрутили ухо, оставив шпильку. Таких болтов со скрученными ушами мы насчитали пять

В верхней части потека забили свою станцию. Ну что можно сказать – нашли чужие шлямбура – значит вы не на первопроходе, значит уже придерживайтесь чужого стиля. Позже Нефедов скрутил уши со своих анкеров, а фантиковские то уже срублены…
Третья веревка: продолжение по ходу Фантика, метров 15, затем Фантик ушел направо, на Центр. Нефедов и Седар идут вверх, и упираются в 12ти метровую плиту с рельефом – забили 3 шлямбура, через два метра один от другого. Эти 12 метров, пока единственное, что можно назвать «первопроходом»

На третьей верёвке подряд было забито 3 болта. Справа и слева есть возможность застраховаться в щелях

Четвертая веревка: По маршруту SkyWay, метров 40. Первопроходители Круглов – Ляшенко на этом участке установили 7 шл крючьев. Нефедов и Седар добавили еще 5 (два на промежуточной станции) А это уже явная порча маршрута, одной из ключевых веревок.

пункт СW5 забит на 40-м метре участка R3-R4 маршрута SkyWay

Кстати, шлямбура первопроходцев, до сих пор в хорошем состоянии – думаю и менять их не стоило.

Красным указан добавленный болт на R3-R4 маршрута SkyWay. Таких болтов на участке было добавлено пять. Добавленные болты удалены

Пятая веревка: уход влево, на монолит, по монолиту вверх. Участок явно непроходимый без предварительной пробивки болтов. Метров 20. Десять шлямбуров. Выход в «мульду» левее и выше станции «Скайвея» . Второй «оригинальный» участок. Здесь интересно, что, если выйти по Скайвею на станцию, то к станции «Холодной войны» несложный переход лазанием 4й категории.

Где логика? На участке CW5-CW6 забито 10 болтов. Но с R5 SkyWay на CW6 можно пройти почти пешком по полке

Шестая веревка: Вверх по плите, 5 болтов, один крюк, метров 15, затем выход на «Классику» -один из старейших маршрутов на Морчеке, с натуральной страховкой. На участке R6-R7 Классики забита станция на 2х болтах, для данного места и рельефа – абсолютно лишняя.

Вбили станцию прямо на середине на участке R6-R7 м-та Классика!

Седьмая веревка: Сначала влево, по маршруту, затем вверх, «своих» 25м, 4 шлямбура, выход на полку. Справа – станция «Скайвея».
Восьмая веревка – нависающая стенка, рельеф богатый, метров 40, оставили шлямбур и крюк. На краю стены, перед яйлой, цепь на 2х анкерах. И зачем, спрашивается? Удобнее страхующему стоять на яйле все-таки.

Последний пункт страховки недотянул до вершины…

Итого: 112 метров «своих», с полками и участками, непроходимыми без шлямбурной страховки. Опять, повторюсь, все сделано сверху. При этом испорчено – ход Фантика по черному потеку 4я веревка Скайвея 7я веревка «Классики». Забито – 36 анкеров, не считая станций. 112/36 – примерно каждые 3 метра шлямбур. Самые интересные участки – это куски чужих маршрутов, включенные в «Первопроход». В Крыму вообще-то хватает 100 метровых скал, на которых можно было бы сделать полностью самостоятельный маршрут, как снизу вверх, так и сверху вниз. Это факты.
В настоящее время шлямбура Cold War демонтированы полностью. Не думаю, что альпинистское сообщество что-то потеряло.
P.S. Вывод: в том или ином виде правила пользования крымскими стенами (в том числе Морчекой) были сформулированы как минимум два раза : путеводитель «Морчека забытая гора» Ю. Круглов писал об этом и М. Ситник как глава скального комитета Украины. Кто захотел услышать –услышал бы. Крым – маленький полуостров, количество скальных стен ограничено. Относиться к ним надо бережно! Мы их вообще –то считаем горами. У нас других нет. Может в России или в США таких Морчек немеряно так пусть они их и пробивают как хотят, правда и их жалко.

Морчека. Восстановительные работы

Морчека. Правильные вещи

Декларация сообщества восходителей на Морчеку

Морчека. Уважать чужие традиции

Новый маршрут на Морчеку. Объяснительная

“Нафигачили болтов на Морчеке мы, почирикали чуть-чуть и уехали” – американцы на Морчеке