Полезное > Справочная информация >

Автор: Cергей Коровяковский, Москва

Поход в горы - с чего начать.
Ошибки из личного опыта

Идя в самостоятельный поход, многие заранее планируют его «нитку». И если она позволяет пройти какой-то участок «челноком» (или сделать небольшую «петлю»), то есть смысл не переть на себе все продукты, а оставить их где-то рядом с тропой, чтобы подобрать на обратном пути.

Хочу поделиться ошибками из своего личного опыта (при проведении этого нехитрого манёвра), знание которых может облегчить жизнь новичкам. При условии, конечно, что они из тех, кто учится на чужих ошибках, а не из тех, кто старается получить весь походный опыт испробовав всё на собственной шкуре.

1. На одной из стоянок решаем оставить часть продуктов. Чтобы обезопасить их от всяких наземных грызунов, а заодно и голодных туристов, решаем подвесить пару наших продуктовых пакетов на дерево, подальше от тропы. Для этого вдвоём с другом, чертыхаясь, лезем по жутким дебрям напрямик вверх по склону. Выбираем более-менее подходящее дерево (стоящее в укромном месте) и благополучно украшаем его нашими мешками. Довольные собой возвращаемся в лагерь. Надев рюкзаки, облегчённые (в буквальном смысле) выходим в путь. Тропа делает приличный крюк и медленно забирается вверх по склону. Проходим метров пятьдесят и внезапно утыкаемся носами в наши продуктовые запасы, заманчиво покачивающиеся на дереве в нескольких метрах от тропы. :))))) Пришлось тормозиться и всё перепрятывать.

2. Уходя на три дня со стоянки в одно из красивых мест, и дабы не тащить все припасы с собой, решаем припрятать их в ближайших окрестностях. Отправляю заниматься этим своего друга, а сам пока собираю лагерь. Проходит три дня – возвращаемся сюда же. Накрытые по пути дождём и прилично вымокшие на длинной переправе, уставшие но довольные (в ожидании скорого ужина) чапаем на стоянку. И тут лицо моего друга начинает приобретать какое-то задумчивое выражение и подозрительно грустнеет. После этого слышу фразу, в реальность которой мозг сначала отказывается верить: «Серёга, я кажется забыл, куда спрятал продукты». Думая, что это шутка, предлагаю посмеяться над ней уже за ужином. Но… реальность оказалась суровой – он действительно оставил нас на ближайшие два дня без продуктов.
И в эту ночь, сидя у костра и варя в воде жимолость без сахара, я ещё долго слышал из темноты завывания и грустный мат своего друга, безуспешно продолжающего с фонариком искать свой тайник. :)

3. Оставив как-то раз в «заброске» не только продукты, но и 300 гр. огненной воды, мы с вожделением скакали туда, предвкушая достойную встречу одного из праздников, которые я традиционно праздную в горах.
Прибегаем на стоянку, ставим лагерь, достаём припрятанные продукты.
Готовим ужин и садимся есть. И тут до одного из нас доходит, что в большом пакете с продуктами вроде как чего-то не хватает. Начинаем проводить ревизию и обнаруживаем пропажу заветной ёмкости с «праздничным напитком». Зато там добавились какие-то кулёчки с горстью крупы, сахара и макарон.
Вот, такой ненавязчивый бартер. :)))))
Наши эмоции описывать не буду. )
(Хотя, судьба через четыре года всё же компенсировала мне это. В прошлом году, стоя с группой на этой же стоянке, мы находим там (прямо на поляне) пластиковую бутылочку (0,3 л.) полную спирта.)

4. Чтобы масло не растаяло, мы в одном из походов (в самом его начале) на ночь положили весь его запас в воду. Здоровенный кусок масла был завёрнут в полиэтилен и придавлен в реке у берега большим камнем.
На утро мы лицезрели грустную картину – разодранный вдрызг полиэтилен был растащен вдоль всего берега. Пришлось кашу есть «с таком». В этой ситуации радовало только одно – обожравшаяся маслом зверюга должна была к вечеру издохнуть (во всяком случае, именно этого мы ей искренне пожелали).

5. Стоим как-то в конце похода у реки. Рядом падает на ночь ещё одна группа. Мы утром уезжаем на базу, а у них поход только начинается. И вот утром за нами приходит здоровенный бортовой «Урал», который начинает выруливать рядом с лагерем, чтобы развернуться на маленьком пятачке лагерной поляны. Грузим в него свои пожитки и уже собираемся отправляться на базу. И тут наше внимание привлекает недобрая суета и горестные крики в соседнем лагере.
Подхожу полюбопытствовать.
Смотрю – ха, прикольно!
В том месте, где они (как они пояснили) положили в воду на ночь весь запас шоколада и конфет (на две недели на 20 человек) теперь медленно наполнялся водой след от огромных колёс нашего «Урала».

Перечень этих историй я мог бы продолжать ещё долго, но основная мысль, думаю, уже ясна. Попробую сформулировать это в более сжатом виде:

1. Продукты нужно прятать так, чтобы они действительно были СПРЯТАНЫ от всех (но только не от себя).
2. Зверьё в тайге и горах гораздо сообразительнее туристов. Этот фактор при устройстве тайника нужно учитывать обязательно.
3. Не искушайте туристов (которые могут случайно найти ваши продукты) булькающими ёмкостями. В случае их нахождения они исчезают моментально и навсегда.
4. Далеко не всегда то, что положишь поближе, там же и возьмёшь. Здесь действует совсем другое правило: «Подальше положишь – побольше возьмёшь».
5. Идеальная упаковка для продуктов – большие пластиковые ёмкости с широким горлом и завинчивающимися крышками. При их применении есть 100%-ная вероятность, что в оставленных запасах к вашему возвращению в наличии будут не только консервы. А злобные мыши и бурундуки останутся с носом. :)
К предыдущей части __________ Продолжение следует....