Авторы Игорь и Лариса Ширяевы

Непальские дневники.
Легендарный Cho La Pass. Часть 2

Ну, вот за этим невзрачным поворотом (на фото выше) и начинается стенка из крупных валунов. Сейчас, когда мы перебираем фотографии с перевала Cho La Pass (5368 м), мы недоумеваем: а что там могло быть сложного? На фотографиях технически элементарный трек, и высота по фото не видна. Даже снега нет. Вот Renjo Pass – это да! Там сразу видно, что трудно и величественно!

Cho La Pass выглядит скромно, но является на деле довольно трудным перевалом по нескольким причинам.

Во-первых, как мы уже писали, Cho La Pass похож на лежащие песочные часы с горловиной в самой высокой части. Следовательно, это естественный коридор для ветра. Ветер здесь сильный, он дует практически всегда. На соседних склонах на высотах значительно меньших давно лежит снег, а на треке Cho La Pass снега почти нет. Ветер сдул. Примерно так же, как нет снега на рельсах за прошедшим поездом, а в полях вокруг снега по пояс. Так и здесь. Только вместо регулярно идущих поездов, здесь постоянный ветер, дующий со скоростью экспресса.

Во-вторых, именно потому, что Renjo Pass проще (высота меньше, ветер слабее, трудных участков меньше), там эту красоту успеваешь и можешь сфотографировать. А штурмуя Cho La Pass, больше и чаще думаешь о том, чтобы дойти и не сломать себе шею, чем о красивых картинках в электронном виде. Это неправильно, и выглядит негероически, но это так. А в третьих, со штурма любой вершины или перевала Эверестовского трека можно вернуться. Ну, не смог, не захотел, сил не хватило или смалодушничал – вернулся, и никаких проблем. А когда ты на пределе сил штурмуешь стенку Cho La Pass со стороны озер Гокьйо и вдруг понимаешь – это всё, предел, дальше не могу – у тебя нет возможности повернуть назад. Спускаться по стенке из скользких качающихся валунов, когда ветер пытается тебя от этих валунов оторвать, а горняшка лишает адекватности и нарушает координацию движений, - это очень опасное мероприятие. Поэтому выход один – вперед через не могу. Фотокамера убирается в сумку или рюкзак – и поползли. Вот почему фотографий немного, и они плохо отражают реальность Cho La Pass.

А вот и Ежжунька у подножия той самой стенки (на фото выше). И где фотокамера? Правильно, в нагрудной сумке, убранная. Потому что мысль одна – дойти и не сломать себе шею.

А пройти неподготовленному человеку Cho La Pass – это вам не замуж сходить. Не зря у восходителей существует вульгарная, но очень точно отражающая суть вещей шутка – похлопать своего спутника по заднице и сказать: «Не волнуйся! Один раз – не Чо Ла Пасс!» Фраза на самом деле чрезвычайно философская и многогранная. В ней собрано сразу несколько дзен-буддийских смыслов:

Дзен первый. Прямой и понятный. Если позор случился один раз, то ты, как бы, еще не пид… Если в первый раз перевал тебя отымел по полной – не переживай, позорный статус ты не приобрел. Cho La Pass может отыметь любого, если захочет: и новичка и бывалого. Не парься! Простительно. Постараешься в другой раз пройти лучше.

Дзен второй. Альтернативный. Если ты один раз уже успешно проходил Cho La Pass, то это еще абсолютно ничего не значит. В другой раз можешь и не пройти. Cho La Pass сильнее любого из нас. Он сам решит, когда и кого пропустить, кого завернуть обратно, а кого оставить в своих расщелинах-объятиях навсегда. Поэтому не выпендривайся и не строй из себя крутого. Один раз, одна победа – это еще абсолютно ничего не означает. Просто Cho La Pass в первый раз тебя пожалел.

Дзен третий. Утешительный. Если ты в первый раз на перевале Cho La Pass со страху наложил в штаны или устроил истерику, никто не будет тебя считать ни засранцем, ни истеричкой. Твои спутники тебя прекрасно поймут, хотя и не одобрят. А теперь заткнись и иди дальше. Один раз – не Чо Ла Пасс!

Ну, вот мы и поползли вверх. Размеры фигурок дают представление о том, как это было.

А вот и панорамка. Тоже для масштаба.

Камешки иногда качаются и норовят устроить тебе похороны без музыки, но под стук камнепада, прямо здесь в этих горах. И никаких почестей и прощального салюта. Те, кто внизу на равнине, все равно ничего не увидят, не поймут и не оценят. У них свои заботы. Те, кто рядом с тобой, все равно помочь ничем не смогут и будут думать только о том, чтобы не повторить твою судьбу. «Работаем, детка, работаем! Ничего, что зомби! Встал – и пошел!» Труд сделал из обезьяны человека, а труд в горах сделал из человека буддиста.

Пока философствуем, постепенно подбираемся к верхней точке Cho La Pass (5368 м). Красиво-то как!

На паре фотографий ниже наши старые знакомцы – гора Аби (Cholo Peak) высотой около 6043 м (левый пик) и Kangchung Peak высотой около 6063 м (правый пик).

Похоже, Cho La Pass решил нас пропустить. Неужели дойдем?

Последний рывок. Не дойти глупо. Даже если ты умрешь, лучше это сделать на вершине, чем внизу на склоне. На вершине красивей и к Богу ближе…

Появились флажки. Это буддийские молитвы, кони ветра. Значит, дошли. Если бы было идти далеко, путники бы строили пирамидки из камней, как просьбы о помощи. А если повязали флажки, значит благодарственная молитва и просьба о дальнейшей хорошей жизни.

Почувствуй дзен! Высота 5368 метров над уровнем моря. Ветер отрывает от камней.

Остались пустяки. Не уснуть навечно прямо на вершине от усталости и кислородного голодания. Не переломаться на камнях при спуске. Не улететь с узкой скальной полочки в высокогорное озерцо внизу. Ведь люди же ржать потом будут – утопленник в горах! И еще надо по-доброму поговорить со своим сердцем. Что-то оно как-то нехорошо стучит в груди… Ну, встали и пошли. Один раз – не Чо Ла Пасс!

К предыдущей части ______________ Продолжение следует....