Полезное > Справочная информация >

Автор: Cергей Коровяковский, Москва

Поход в горы - с чего начать
В одиночку или группой – что лучше?

Собираясь в первый раз в поход, многие приступают к решению этой непростой задачи: как лучше идти – в одиночку, или группой?
Давайте попробуем разобраться в «плюсах» и «минусах» этих двух видов туризма.

«Коллективный» туризм

«Плюсы»:

- Веселее
Не думаю, что кто-то будет оспаривать, что в группе идти в поход всегда веселее. Да и просто комфортнее, т.к. далеко не каждый способен нормально перенести 2-3 недельное одиночество, без общения со своими соплеменниками.

- Безопаснее
Встреча с любой опасностью, будь то природный катаклизм, лихой человек или зверь лютый, в походе всегда переноситься проще, если рядом находятся ваши походные товарищи.

- Легче
Разбив походное снаряжение на несколько рюкзаков, в итоге получаем значительную экономию их веса, что в буквальном смысле все участники группы сразу прочувствуют на своих плечах.

- Дешевле
Все финансовые расходы связанные с походом, в сумме значительно сокращаются, если их разделить на всю группу поровну.

«Минусы»:

- Психологическая совместимость
В длительном полностью автономном походе маленький замкнутый коллектив в усиленном режиме испытывает на себе все прелести необходимости уживаться, не смотря ни на что. И ещё не факт, что в группе все люди окажутся приятными в общении.
«Минусы» этого пункта можно минимизировать, если заранее озаботиться подбором в группу хорошо вам знакомых людей (родственников, друзей и знакомых). Хотя порой и это не гарантирует полного взаимопонимания в группе.

- Транспорт
Чем больше количество участников похода, тем труднее найти подходящий транспорт для заброски группы.

- Места для ночёвок
Если группа набирается большая, то могут возникнуть проблемы с поиском мест для комфортной ночёвки, т.к. в горах далеко не в каждом месте можно поставить палатку.

«Одиночный» туризм

«Плюсы»: - Психологически спокойнее
Идя в одиночку вы гарантировано избавляете себя от общения с теми, кто в походе может доставлять вам неприятные ощущения и раздражение.

- Компактность
Идя в поход в одиночку, вы практически гарантировано избавляете себя от проблем с поиском транспортного средства (для заброски и выброски) и нахождением мест для установки палатки.

- Независимость
«Одиночный» турист сам, никого не спрашивая и не под кого не подстраиваясь, решает, куда и как идти, и чем заниматься в течении дня.

«Минусы»:

- Очень относительная безопасность
В случае возникновения даже малейших проблем (здоровье, погода, преодоление препятствий, конфликт с местным населением и т.д.), ситуация, практически безопасная для группы, для «одиночки» может стать экстремальной, а порой и безвыходной.

- Физическая нагрузка
Поскольку часть снаряжения переложить не на кого (палатка, котелок, топор, газ, верёвка и т.д.), то придётся всё это тащить на себе.

- Одиночество
Если вы безболезненно можете 2-3 недели молчать, то этот пункт напугать вас не должен.

- Холодные ночёвки
Любой опытный турист подтвердит – одному в горах спать в палатке всегда холоднее, чем в вдвоём-втроём (тем более вчетвером).

А теперь лично моё мнение – «одиночный» туризм (особенно в горах), это сплошное «авось»! И нет таких лотерей, в которые выигрывают постоянно (это по поводу безопасности такого туризма)!

Сам не раз попадал в горах в очень сложные ситуации, и был свидетелем многих подобных случаев, когда попав в них начинаешь активно тосковать, думая – что бы было, если бы в эту минуту рядом с тобой никого не оказалось?!!

К предыдущей части __________ Продолжение следует....

Соглашусь с Денисом Чесноковым (хотя ходил в пещеры вертикальные и горизонтальные, а также на восхождения соло с огромным удовольствием, уж точно значительно большим нежели в несхоженной группе).

Статья понравилась!

А по мне в статье всё верно сказано. Я предпочитаю ходить в походы самостоятельно. Но когда стоит вопрос об альпинизме или спелеологии идём командой из 3 членов. В горах особенно зимой бывает страшновато одному, особенно ночью, но если вовремя обо всём позаботиться, то можно переночевать спокойно, а на следующий день вернуться домой. Для тех, кто хочет получше узнать себя и горы - походы в одиночку, а для тех, кому самопознание ни к чему, кто за общение с людьми - для тех групповые походы.

Нет , не полная ерунда.

Я хожу в походы 5 лет , чаще один. В самый первый поход на 6 дней я ещё и взял с собой сына 12-ти лет и пошли мы в самом начале сезона. Те , кто видели тогда меня , да ещё с ребёнком говорили , что как минимум не все дома. Тут скорее дело в настрое и психологии. Одному ночевать , одному ходить , что-то преодолевать - в этом что-то есть. Так что сложно тут всех хпод одну гребёнку чесать. Другое дело , что если вижу какую-либо опасность или повышенный риск , то я разворачиваюсь. Так что ничего особо опасного в некатегорийных начальных походах нет . Когда есть газ , палатка , еда и спальник , то беспокоиться по большому счёту не о чем.

полная ерунда

Что за чушь! Таким вопросом может задаваться только опытный турист, который съел семь собак на этом. Как можно серьёзно говорить об одиночном походе новичка?