Авторы Игорь и Лариса Ширяевы, Москва

Непальские дневники. Нгозумба

В середине дня мы выдвигаемся из Гокьйо в Драгнаг. Нам нужно успеть до традиционного вечернего ухудшения погоды и до темноты. Чтобы попасть в Драгнаг необходимо спуститься с откоса береговой морены, перейти через медленно ползущий ледник Нгозумба по диагонали, вскарабкаться на противоположный осыпающийся откос береговой морены, ну и дотопать до Драгнага. Задача технически несложная, за исключением двух мелочей: высота в 5 км над уровнем моря и постоянные камнепады с морены. Идем, пыхтим, как паровозы на подъеме, крутим головами на каждый шорох, чтобы успеть отскочить от камнепада.

То, что сверху казалось «щебенкой», на деле оказывается камнями весьма крупного размера. Все это великолепие постоянно шуршит и сыпется сверху сюда в русло ледника Нгозумба. А по дну русла идем мы. А горняшка не дает быстро двигаться. Убегу или не убегу? Вот в чем вопрос…

Кстати, на колумбийском молодежном жаргоне слово «зумба» означает «быстро передвигаться», «жужжать» (аналог нашего «давай шевелись», «давай шурши»). Вот мы и шуршим по Нгозумбе, а Нгозумба шуршит под нами, а сверху шуршат камни, осыпающиеся с «подмываемых» откосов береговой морены. Вот так мы и шуршим вместе с Гималаями…

А вот и лед показался. Нгозумба приоткрыла личико.

Человек совсем маленький и беззащитный в карьере этой Гималайской стройплощадки.

По сути, мы идем по огромному природному «бутерброду» из камней, воды и льда. Стараемся не оступиться, не провалиться, не попасть под движущийся или неустойчивый камень. Не хотелось бы стать частью этого «бутерброда». А то получится «бутерброд с мясом». -)

Ну, вот и облака ветер натягивает. Сейчас, возможно, начнется заварушка из ветра, дождя и холода. А световой день скоро заканчивается. Говорила мама в детстве, не ходи вечером гулять в незнакомом районе…

Прогулка… Азартно и драйвово!

Под мореной непрерывно подтаивает ледник. Озера заполнены мутноватой минерализованной водой вперемешку с пылью. Пить эту воду нет желания. Холодно. Поддерживаем силы сладким горячим мятным чаем из термоса. Тропа невнятная. Рельеф местности постоянно меняется из-за движения камней. Все это немного напоминает пустыню с барханами, которые тоже движутся. Но и аравийская и ливийская пустыни лично нам показалась более дружелюбными, чем Гималаи.

Внизу под всем эти лед, а в подтаявшем льду текут подземные реки и образуются полости. Иногда масса камней проваливается в такую полость, и образуется небольшое ледниковое озерко. Вся эта масса: ледник, камни, озерко, - всё это продолжает медленно ползти вниз. Нгозумба постоянно звучит. Постоянное звучание варьируется от легкого шороха до колокольного набата. Осторожность диктует необходимость прислушиваться к этим звукам и вовремя на них реагировать. Со временем можно запросто заработать звуковые галлюцинации от постоянных звуков и постоянного к ним прислушивания. Происхождение легенд о шумных горных духах становится вполне объяснимо с точки зрения психологических особенностей восприятия.

Это не горные духи. Это снежные лотосы, засыпанные пылью Нгозумбы. И здесь умудряются выжить!

И таких белых пушистых запыленных растений на Нгозумбе много! Главное, уметь увидеть и найти силы сфотографировать. Но мы спешили, т.к. погода начала портиться.

Стараемся идти быстро, но это не очень получается.

Давно подметили за собой странность: чем тяжелей авантюра, тем красивей получаются фотографии.

Если пойдет сильный дождь, в ложбину Нгозумбы хлынет вода со склонов. Камни станут скользкими. Начнешь падать сам, а сверху еще больше посыпется. Что-то нам это не очень нравится. Но в небесной канцелярии сжалились, и вместо дождя наслали похолодание и туман. Это однозначно лучше.

Почти дошли. Осталось вскарабкаться на осыпающийся откос слева и дотопать несколько километров до Драгнага.

Однако размерчиком мы не вышли…

Лезем наверх, как бешеные муравьи.

Ну, вот и «доплыли» до противоположного берега Нгозумбы. Ширина русла варьируется от километра до двух, но у нас вышло больше, т.к. шли по диагонали.

Последний рывок. Наверное. Надеемся, что последний. Что там нас ждет дальше не видно. Ползем наверх по осыпающейся морене и верим, что конец пути близко.

Непонятно, чего хочется больше. То ли свалить отсюда побыстрей, то ли остаться на всю жизнь и фотографировать, фотографировать, фотографировать…

Дышать становится больно. Холодно. Разреженный воздух похож при дыхании на острый песок, который ты с усилием засасываешь в легкие. Ветер поднимает реальный мелкий песок, который лезет внутрь тела и ранит глаза и дыхательные пути. Через ткань дышать легче, но комфортом это назвать сложно.

Выбрались наверх. Кидаем прощальный взгляд на Нгозумбу. Гималайская стройка… Снова мерещатся КРАЗы, БЕЛАЗы и КАМАЗы. Но никого нет. Только дышит Нгозумба своим ледяным дыханием. Только слышно, как сыпется вниз камнепад с крутого откоса береговой морены. Прощай, Нгозумба! Ты – Красавица!

Нас встречают наши веселые носильщики. Оптимисты и весельчаки! Замечательные ребята!

Оставшийся отрезок пути до Драгнага напоминает землю викингов.

Прощай, Нгозумба! Впереди Чо Ла Пасс!