Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Генерал Генштаба царской армии и исследователь Памира Косиненко Николай Иванович (1881 - 1917)

Так сложилась судьба этого человека с такой фамилией, что не было упоминаний ни о дате его рождения, ни о дате смерти. Нет фамилии Косиненко ни в «Викепедии», нет в «Большой Советской Энциклопедии». Занимаясь сбором материалов для своего Памирского маршрута, известный российский путешественник и знаток Памира Андрей Лебедев в библиографическом списке «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях» случайно обнаружил статью с указанием года его рождения. В документах архива Генерального штаба России нашлись сведения о полковнике Генерального штаба Российской армии Н.И.Косиненко: даты его рождения и смерти, основные вехи военной карьеры, награды. И…. ни слова об экспедиции. Получалось, что были два человека с одинаковой фамилией, именем и отчеством и разной судьбой. На Московском городском братском кладбище (район Сокола, Песчаная улица) удалось сделать маленькое открытие – оказывается, что здесь похоронен полковник Генерального штаба Российской армии Николай Иванович Косиненко, который геройски погиб 31 января 1917 г. во время Первой мировой войны.

Памятная стелла героям погибшим в первой мировой войне
(Московское городское братское кладбище. Фото А.Лебедева)

Сопоставляя эти, и другие косвенные сведения, стало ясным, что полковник Генерального штаба и выдающийся Российский исследователь Памира капитан Косиненко - один и тот же человек!
Что же совпало в данных о полковнике генерального штаба и о знаменитом исследователе Памира?

- Фамилия, имя и отчество.
- Год рождения.
- Воинское звание «капитан», которое полковник имел во время своей службы в 1907 - 1909 гг., будучи командующим ротой в 10-м Туркестанском стрелковом батальоне.
- Место службы в год организации экспедиции на Памир (1908) - Туркестан.
Офицер Российской армии Н.И.Косиненко вошел в историю освоения Памира своим известным конным походом 1908 г. по маршруту:
Ош - Гульча - перевал Талдык - Алайская долина - Дароут-Курган - перевал Терсагар - кишлак Алтын-Мазар - ледник Федченко - радиальный выход на ледник Бивачный - радиальный выход по леднику Федченко до перевала Кашалаяк - река Беляндкиик - перевал Тахтакорум (требует уточнения) - река Танымас - радиальный выход на ледник Грумм-Гржимайло - селение Кудара - селение Савноб - селение Рошорв - река Язгулемдара - перевал Нижний Хурджин - река Рокзоу - река Язгулем.
Этот уникальный поход был совершен более 100 лет тому назад, да еще верхом на лошадях и по совершенно неизвестным территориям Памира!

Итак – Косиненко Николай Иванович родился в 1881 году, год смерти – 1917. Русский офицер, топограф, исследователь Памира, первооткрыватель ледника Бивачного, впервые исследовал ледник Федченко на протяжении его нижних 30 км., был первым исследователем, оценившим реальные масштабы Памирского оледенения. Геройски погиб на Первой мировой войне. Основные вехи его жизненного пути:
  • 1901 г. – юный Николай Косиненко получает образование в Виленском реальном и Киевском военном училище, получив при выпуске звание подпоручика.
  • 1905 г. Н.И.Косиненко произведен в звание штабс-капитан.
  • 1907 г. Окончил Николаевскую академию Генштаба и произведен в полное звание – капитан.
  • 1907 – 1909 гг. – Цензовое (контрольное, проверочное) командование ротой отбывал в Туркестанском стрелковом батальоне. Именно в этот период и состоялась его знаменитая Памирская экспедиция.
  • Будучи офицером Русской армии принял участие в Первой мировой войне:
  • 1915 г. декабрь - служил начальником штаба Свеаборгской крепости уже в звании полковника.
  • 1916 г. декабрь – был назначен командиром 311-го пехотного Кременецкого полка. В ночь на 31 января 1917 г, желая вернуть утерянные высоты в районе шоссе Якобени-Кимпулонг, Н.И. Косиненко лично повел полк в атаку, заставил неприятеля отступить, но в бою был убит.
  • Так получилось в жизни кадрового военного, что, выполняя задания своего командования, он несколько раз оказывался вдали от Российских равнин в больших горах Памира. Будучи человеком высокого долга и военной исполнительности, Н.И.Косиненко с таким же тщанием исполнял все, что ему поручалось сделать в походах. Его походная жизнь приобрела новое направление: картография, изыскания в неизведанных горных краях, составление точных многоплановых описаний всех посещаемых им территорий. Первая большая экспедиция в большие горы началась летом 1908 г. Вместе с отрядом казаков Н.Косиненко выехал из города Ош и через Гульчу и перевал Талдык они пришли в Алайскую долину. Повернув на запад, отряд достиг Дораут-Кургана и перевалив Заалайский хребет через перевал Терсагар спустились в долину Муксу, в киргизский кишлак Алтын-Мазар. Здесь отряду предстояло организовать очень сложную переправу через один из трех истоков реки Муксу – полноводный Сауксай. Река здесь разбивается на множество полноводных рукавов и, вода была в них столь высокой и бурной, что местные жители, кроме одного, отказались быть проводниками.

«...Прохождение каждого рукава сопряжено с большою опасностью. Оступись лошадь, и спасения почти нет, а оступиться легко, потому что течение непрерывно ворочает по дну большие камни. Махмет-куль-бай останавливался перед каждым таким рукавом, со слезами на глазах упрашивая вернуться, тем более, что вода прибывала с каждой минутой...» - так описывает Косиненко преодоление этого брода.

С большим трудом, после полудня, отряд дошел до конечных морен ледника Федченко, из под которых вырывается обильная и мутная река Сельдара. На следующий день отряд начал подъем на ледник Федченко:

«Лошади скользили по обнажавшемуся от мелкого щебня льду и падали, с трудом поднимаясь. От острого щебня кровавые следы их ног обозначали наш путь. Часа четыре мы шли, ведя в поводу своих лошадей и поднимаясь с одного гребня морены на другой... Верст через шесть с конечной морены ледника мы вступили на чистый лед, где можно было сесть на коней, хотя с ежеминутным риском кувыркнуться. Впереди расстилалась пустынная ледяная поверхность. Жутко было ступать по этой неведомой, никогда не знавшей человеческих следов области, где ожидало нас много опасностей, свойственных этому царству льда. Все чаще и чаще наш путь преграждали ледяные трещины шириною от фута до сажени, но пока обходить их было легко.

Затем снова пришлось двигаться между грядами морен и колоссальными ледяными пирамидами. Количество трещин так увеличилось, что на 25-й версте от бивака мы попали в целую сеть их, преградивших нам путь на все стороны, и едва удалось найти обратный выход - следы копыт на льду были почти незаметны.

Тогда свернули в правый боковой ледник, весь загроможденный моренами, но по бокам ложа которого на скалах зеленела трава. С большим трудом мы пересекли несколько мощных морен, прежде чем попали на этот ледник, и только к вечеру, после невыносимо трудного перехода, мы расположились на бивак, верстах в шести от слияния ледников, и простояли на нем целую неделю, за что и самый ледник получил название «Бивачного»...» - из дневника Н.И.Косиненко.

Маршрут Н.И. Косиненко через Памир
    (нитка маршрута требует уточнения).

Ледник Бивачный, вдали ледник Федченко.
    (Фото А. Жарова 2009 г.).

Так, капитаном Н.И.Косиненко был открыт крупнейший приток ледника Федченко – л. Бивачный, стекающий со склонов великих вершин: пик Коммунизма (7495), пик Россия (6875), пик Гармо (6602). Конечно, в то время еще не были даны названия открывшимся вершинам и определение их высот, имело определенные погрешности. Ледник Бивачный - это крупнейший левый приток ледника Федченко на Памире. Его длина 30,1 км, площадь около 100 кв. км, высота устья ~ 3450 м.

Скальная башня пика ОГПУ высотой 6028 м, своими
    очертаниями весьма напоминающая Каракорумский
    пик Транго. Эта вершина составляет один из самых
    характерных элементов ландшафта в верховьях ледника Бивачного.
    (Фото А. Жарова).

Представляется очевидным, что отсюда Косиненко должен был увидеть будущий пик Коммунизма, однако он не обратил на него внимания, как на вершину с выдающейся высотой. Из лагеря на Бивачном леднике было проведено несколько разведочных выходов. Один - вверх по леднику, другой - вверх по леднику Федченко. Экспедиция искала путь в долину Ванча через легендарный перевал Кашалаяк. По преданиям таджиков было известно, что около 150 лет назад правитель Ванча - Шабос-хан ходил через этот перевал в набеги на киргизов, и что перевал был доступен даже для лошадей.

На леднике Федченко на участке между ледником Бивачный и
    перевалом Кашалаяк. (Фото А. Жарова 2009 г.)

В одном из рекогносцировочных выходов Косиненко вышел на гребень и увидел под собою пропасть:
    «… отвесные скалистые и снежные обрывы в глубочайшую котловину, а впереди, кроме гор, ничего не было видно. О спуске не могло быть и речи…»

Был ли это перевал Кашалаяк? - сейчас трудно сказать, так как не вполне соответствовал своему положению на карте. Солдаты назвали его перевалом «Разведчиков».
    Когда все попытки найти путь в долину Ванча потерпели неудачу, Косиненко вернулся обратно к языку ледника Федченко и Сельдаре. Затем его отряд поднялся по долине реки Беляндкиик и перевалил в долину реки Танымас.

Верховья долины Беляндкиик (Фото И. Жданова 2009 г.)

Отсюда он снова попытался подняться на ледник Федченко, чтобы найти и пройти перевал Кашалаяк. Однако исследователя остановил большой ледник, раскинувшийся во всю ширину долины. Люди поднялись на ледник, но «…трещины и ледяные хребты совершенно преграждали дорогу по всем направлениям». Как представляется сегодня, это мог быть ледник Грумм-Гржимайло, который в настоящее время отступил и освободил проход по долине. Не исключено, также, что это был один из ледников Танымасской группы - Танымас - второй или Танымас - третий.

Отчаявшись пройти по ледникам долины Танымас, Косиненко с отрядом спустился вниз по реке Танымас сначала в Кудару, а затем в долину Бартанга в кишлак Рошорв. Отсюда Косиненко двинулся на север и через перевал Нижний Хурджин проник в долину реки Язгулем. При подъеме от кишлака Рошорв к перевалу Нижний Хурджин, Косиненко не мог не заметить пика Революции (6940) и пика 26-ти Бакинских комиссаров (6848). Они получили свое описание и указание высот в ходе работы Памирской Советско-Германской Памирской экспедиции 1928 г. Высказанная Косиненко идея о возможном проходе на ледник Федченко по долине реки Танымас, также была реализована в 1928 г.

Судя по отчету о своей экспедиции, Косиненко в то время достиг места впадения в ледник Федченко его второго большого левого притока – будущего ледника Академии наук. Таким образом, отряд Косиненко исследовал ледник Федченко на протяжении его нижних 30 км. и открыл один из крупнейших притоков ледника Федченко - ледник Бивачный. Несмотря на то, что район нижней части ледника Федченко в последствии неоднократно посещали и другие путешественники (главным образом профессор Н.Л. Корженевский - в 1914, 1924 и 1926 гг.), верховья огромного ледника оставались неисследованными до 1928 г. (Советско-Германская экспедиция), а его истинные размеры неизвестны. Для того времени (и не только) это были серьезные достижения, результаты которых легли в основу последующих исследований этого района.

По итогам своего путешествия, Н.И. Косиненко сделал публикацию в Вестнике ИРГО (1915 г, т.51, выпуск 3-й, стр. 117-138).

Усилия Н.И. Косиненко в деле освоения Памирских пространств были высоко оценены – в 1908 г. он был награжден Орденом Святого Станислава 3-й степени и в 1911 г. – орденом Святой Анны 3-й степени.

Именем Н.И.Косиненко названы следующие географические объекты:
    - ледник в бассейне л. Федченко, расположенный на северных склонах хребта Танымас (притоком ледника Федченко не является).
    - перевал ведущий с ледника Наливкина на л. Косиненко.

Ледник Академии Наук и пик Комакадемии - 6419м.
    (Фото И. Жданова 2009 года).

Ледник и перевал Косиненко - обведен в красный кружок.
    (Схема В. Ляпина)

П.Захаров (По мотивам публикаций А.Лебедева и его личного разрешения)