Перевод Константин Гузовский, Алма-Ата

Две польки поднялись на Лхоцзе – май 2012 г.

1 июня в аэропорту Фредерика Шопена в Варшаве Кинга Барановская должна была дать пресс-конференцию о своем успешном восхождении на вершину Лхоцзе. К сожалению, польская пресса оставляет восхождение Кинги в тени, все больше информации можно найти относительно футбола в связи с приближающимся EURO 2012. Остается надеяться, что в ближайшее время и это событие найдет отражение в польских газетах.

Польская группа в составе: Кинга Барановская и Павел Михальский- выехала в Гималаи в первой декаде апреля. Целью группы было бескислородное восхождение на вершину Лхоцзе с Южного седла. Группа принимала участие в международной экспедиции.

Павел Михальский на леднике Кхумбу. Фото Кинги Барановской.

К этому времени на Лхоцзе уже побывало 15 поляков, в их числе полька - Анна Червиньска в 2001 году. Все они поднялись на вершину по классическому пути, ведущему по западной стене.

Встреча с Ули Штеком при подъеме в лагерь III. Фото Кинги Барановской.

Своё восхождение Кинга Барановска посвятила памяти Ежи Кукучки, второму человеку в мире, прошедшему все 14 восьмитысячников. Лхоцзе для Кукучки было первым и последним восьмитысячником. Он погиб при срыве на высоте 8200 м во время попытки прохождения южной стены Лхоцзе 24.10.1989г.

Восьмитысячники Кинги Барановской:
• 2003 – Чо Ойю (8201 м)
• 2006 – Броуд Пик (8051 м)
• 2007 – Нанга Парбат (8126 м)
• 2008 – Дхаулагири (8167 м)
• 2008 – Манаслу (8156 м)
• 2009 – Канченджанга (8586м)
• 2010 – Аннапурна (8091м)
• 2012 – Лхоцзе (8501м)
По количеству восхождений на восьмитысячники Кинга Барановска опередила Анну Червиньску, имевшую 7 восьмитысячников в своем активе (плюс 1 - предвершина), и сравнялась с легендарной Вандой Руткевич. Если рассматривать результаты международного женского альпинизма, то табель первой десятки женщин, имеющих восхождения на восьмитысячники, выглядит следующим образом:
Oh Eun-san (Корея) – 14 (сомнительное восхождение на Канченджангу)
Edurne Pasaban (Испания) – 14
Gerlinde Kaltenbrunner (Австрия) – 14 (все восхождения без применения кислорода)
Go Mi-sun (Корея) – 11 (погибла в 2009 г.)
Nives Meroi (Италия) – 11
Wanda Rutkewicz (Польша) – 8 (погибла в 1992 г.)
Kinga Baranowska (Польша) – 8(все восхождения без применения кислорода)
Anna Czerwinska (Польша) – 7 (8-й восьмитысячник – предвершина Броуд пика, пик Rocky Summit -8028 м.)
Chantal Mauduit – 6 (погибла в 1998 г.)
Christine Boskoff – 6 (погибла в 2006 г.).
Ниже приводим календарь восхождения Кинги Барановской, её комментарии и фото:

17.05 – неудавшаяся первая попытка восхождения на вершину Лхоцзе, непогода.

Вышли в очередной раз, вначале до лагеря 2, затем в лагерь III на 7200 м, и затем до лагеря IV на 7800 м. Уже на 7800 м чувствуется высота, сон без кислорода на такой высоте почти не восстанавливает силы. Ветер был таким свирепым, что мы не могли высунуть носа из палатки, не могли сомкнуть глаз. Дорога оказалась для нас «длиннее», чем я ожидала. Темп движения был очень медленным и к запланированному времени мы не смогли бы подняться на вершину. Я не люблю подниматься на вершину в темноте, в этом случае всё может случиться. Кроме того, если темп движения замедлен, то это означает, что организм очень ослаблен и всегда возможен отказ в его работе. Опасаясь такой ситуации, я приняла решение о возвращении с высоты около 8200м.

Перед нами поднималась двойка чехов. К сожалению, для одного из них всё это плохо окончилось…

(Примечание: чех Милан Седлачек умер на спуске с вершины. 16 мая он поднялся на 7800, где поставил две палатки. 19 мая поднялся на Лхоцзе, а затем умер при спуске в С3.)
20.05 – спуск в базу на высоту 5300м.
21.05 - отдых.
22.05 – отдых. Павел возвращается в Польшу. Выход других групп на вершину.
23.05 – самостоятельный выход к лагерю 3(10,5 часов с 5300 на 7200м).
24.05 – лагерь IV. около 7800 м. Погодное окно.
24.05.2012 г.. Восхождение Aнны Лихоты на Лхоцзе

38–летняя полька, проживающая в Лондоне, зашла 24.05.2012 г. на вершину Лхоцзе, став второй полькой, поднявшейся на четвертую вершину мира. Первой была Анна Червиньска (2001г.). Принимавшая участие в экспедиции агенства Mountain. Trip, Лихота и сопровождавший её шерп, взошли на вершину по пути первых восходителей: из Западного цирка по западной стене с выходом в предвершинный кулуар. На вершине стояли в 8 часов непальского времени.
Двумя годами ранее Анна Лихота зашла на Эверест, став третьей полькой, покорившей наивысшие горы всех материков.

Анна Лихота под Эверестом в 2010 году (fot. interia)

Анна Лихота родом из Шчецина. Диплом управления и маркетинга Шчецинского университета, затем психологии и социологии организации London School of Economics, а также международного управления Университета Rushmore (США), где она защитила докторскую диссертацию, открыли ей двери для служебной карьеры в самых важных финансовых институтах мира, в т.ч. в одном из лондонских инвестиционных банков, в котором в настоящее время руководит. В столице Соединенного Королевства живет, с небольшими перерывами, с 1996 г.

24-26.05 – восхождение Кинги Барановской на Лхоцзе (8516 м) и спуск в лагерь IV. Её сообщения

1. Из лагеря IV – 24-го мая.

Всё время меня не отпускают мысли: будет ли у меня возможность ещё раз подняться на такую высоту. 6 дней тому назад была на высоте 8200 м, а теперь снова иду вверх, как на очередной восьмитысячник. К счастью, на этой высоте всегда находится работа, так как растапливание снега длится часами, а рассудок всё время подсказывает: ты должна выпить ещё пол-литра чая. На работу!

2. На следующий день- 25-го мая.

Выхожу на вершину ночью, около 1.30. Помня о своем тактическом «поражении» несколько дней назад, не хочу повторить этой же ошибки. Очень холодно, но надеюсь мороз перетерпеть. Не помню, где было холодно так же, может быть, на Аннапурне. Ветер усилился к 6 часам утра. На счастье, на мне несколько слоев пухового снаряжения.

Я боялась снять рукавицы, поэтому не сделала ни одного снимка в кулуаре, не вынимала также термос с чаем из рюкзака.

На вершине сделала пару фотографий, хоть и никудышных, но, к сожалению, вокруг не было никого, кто помог бы мне их сделать профессионально.

Кинга Барановская на в.Лхоцзе. Фото Кинги Барановской.

Передо мной на вершину поднялась только одна пара: американец и норвежка, которые и сделали мне фотографии. Они применяли кислород на восхождении, а восхождение с кислородом и без него – это существенная разница. Утверждают (это утверждение надо было бы проверить), что восхождение с кислородом позволяет себя чувствовать на восьми тысячах метров, так же, как на семи тысячах, а возможно и ниже.

Вторая, более низкая вершина Лхоцзе. Фото Кинги Барановской.

Сюда же, на Лхоцзе, из того, что узнала, взошла ещё одна персона без кислорода, но сопровождавший её шерп нес в своем рюкзаке баллон с кислородом. Чтобы было ясно, не хочу обесценивать ничьих восхождений. Пишу об этом только для того, что для меня принципиально важно бескислородное восхождение. Если бы я не смогла этого выполнить, то отступила бы и приехала в другой раз. Для некоторых этот принцип имеет меньшее значение, что в порядке вещей. Важно добавить, что тактика подготовки к бескислородному восхождению имеет совсем другой порядок. Необходимо иначе акклиматизироваться и проводить предварительные ночевки на возможно больших высотах, так как Лхоцзе относится к пятерке «высоких» восьмитысячников (Эверест, К2, Канченджанга, Лхоцзе, Макалу – так называемая Великая Пятерка).

Тут же, под вершиной, встречаю Анну Лихоту, польку, проживающую в Англии. Договорились о встрече за чашкой кофе, когда вернусь в Польшу.

На куполе горы стою в 10 часов утра. Это приемлемое время для нахождения в этом месте. Вспоминаю все советы и рисунки от Петра Пустельника, на фото и листочках, который 100 раз мне напоминал о том, чтобы я случайно не поднялась на фальшивую вершинку…. Должна быть та, левее. И тут же, фактически я уже вижу старые перила, которые очень страшно нагружать.

Через каких-нибудь 10 минут, стою на главной вершине. Прекрасные минуты! Отличная видимость. Тут же рядом – Эверест, высочайшая вершина мира. И выглядит это так, как Лхоцзе выглядит с Пумори, только в этой перспективе Эверест выглядит ещё прекрасней.

Кинга Барановская на вершине Лхоцзе. На заднем плане – Эверест. Фото Кинги Барановской.

Я пообещала себе, что если мне удастся подняться на Лхоцзе, то это восхождение я посвящу памяти Ежи Кукучки. Мне удалось отснять небольшой фильмик с посвящением.

Возвращение по кулуару нельзя назвать приятным, поскольку вверх по нему поднимаются ещё какие-то люди, а спускающиеся провоцируют камнепады.

В кулуаре на склоне Лхоцзе. Фото Кинги Барановской.

Мало того, что человек сам еле дышит на ладан, так ещё он должен внимательно относиться к каждому своему шагу, чтобы не спустить лавину из камней кому-либо на голову. Это заставляет напрягаться. Кроме того, ко мне подступает голод, а ветер усиливается настолько, что снова возникает дилемма: спускаться вниз или устраиваться на ночлег? В конце концов, меня убеждает необходимость нанести на лицо крем от солнца, но оказывается, что он замёрз. (Этого я больше всего не люблю: платишь большие деньги за какой-либо супер-крем, а потом выясняется, что предельно низкая температура для него – минус 40 градусов по Цельсию. Опять придется возвращаться в Польшу с красным носом, ничего нового).

При первой удобной ситуации выпила немного теплого чая, закусив кошмарным батоном, которым приходится давиться на такой высоте.

Спускаюсь к 4-му лагерю уже обессиленная, мне надо отдохнуть. Забираюсь в палатку и через минуту засыпаю. Я планировала сегодня спуститься во второй лагерь, но жизнь, как всегда, корректирует наши желания. Продолжение спуска в остальные пару часов кажется мне наибольшим кошмаром, который мог бы со мной приключиться.

(Потом выяснилось, что я приняла правильное решение. Мой знакомый спустился во второй лагерь только к 21.00, а этот отрезок пути занял у него 3 часа с отдыхом.)

3. На спуске – 26 мая

Я решила остановиться в четвертом лагере и отдохнуть. На спуске размышляю о том, что для меня было бы самым приятным в предстоящем отдыхе. Итак, по очереди: бутылка минеральной воды, удобный просторный матрас и наушники с музыкой.

Обдуманную мечту я осуществила сразу, как только спустилась в базовый лагерь. Только вместо минералки была вода из снега, или почти дистиллированная, матрас был толщиной в полсантиметра, но зато была подобранная музыка в маленьком iPоде.

В базовом лагере перед выходом. Фото Кинги Барановской

Ральф Дюймович, Давид Мортон, Валерий Бабанов, Кинга Барановская, Симоне Моро. Фото Кинги Барановской

Комментарий Артура Хайцера:

…Кинга снова показала, что будет бороться до конца. Хотелось бы видеть у своих коллег подобную мотивацию…

Партнеры восхождения на Лхоцзе: Польский Союз Альпинистов, Salewa, Citroen.