Горы мира > Памир >

Автор: Кирилл Белоцерковский. Алма-ата

Пик Маяковскго по Западной стене, 4Б (6a+ 450м 90˚)

пик Маяковскго

Означенный маршрут по западной стене пика Маяковскго 4Б категории трудности был пройден не много не мало, а 50 лет назад. Маршрут считается «далёким» и сравнительно сложным. На деле подход занимает столько же времени, сколько подход под Учитель, а сложность лазанья ниже чем, положим, на 4Б по центру Южной стены Пионера. Как бы то ни было маршрут ходится довольно редко. Ходили в двойке: Белоцерковский — Грязнов.

Схема маршрута по Западной стене пика Маяковского

Вышли пораньше, поскольку предстояло много работы. Под маршрут подошли довольно быстро, что в большой мере было обусловлено тем, что во многих местах на морене лежал жёсткий фирн, по которому можно было идти как по асфальту. Уже в цирке Маяковского наша скорость снизилась, потому что пришлось идти по ещё толком не слежавшейся огромной лавине, приехавшей с ледника Западный Орджоникидзе.

Мы решили немного спрямить оригинальную нитку. Дело в том, что на всех старых схемах начало маршрута обозначено выше по склону. Таким образом получается, что нужно подняться 20 метров по углу, а потом на протяжении 80 метров траверсировать полку, чтобы попасть во внутренний угол, по которому нужно лезть. Нам не хотелось пропускать треть стены, поэтому мы начали практически с самого низа.

R0—R1 Если мысленно провести диретиссиму от вершины, то чуть справа от неё будет начало маршрута. Первая верёвка проходит по некрутой стенке, дающей возможность нормальной организации страховки. Станция на выступе.
R1—R2 От станции вправо, потом вверх. Сейчас (конец мая) стенка в некоторых местах залита льдом. Стенка с несложным лазаньем приводит к основанию полки. Там снег и лёд. Станцию собрал из трёх крючьев.
R2—R3 Тут линия варианта совпадает с оригинальной. По рыжей стенке справа от станции нужно будет вылезти наверх, на удобную полку с большим выступом, на котором удобно организовать станцию. Участок довольно сложный, однако надёжная страховка сводит на нет все страхи. В основании стенки забит хороший крюк.
R3—R4 От станции вверх по плите. Вот тут я встал перед выбором: в какую сторону лезть. Когда мы ходили маршрут в первый раз (лет пять назад), Саня Софрыгин пролез справа по плите. Помню, там была какая-то неудобная и страшная станция. В то же время влево уходил вполне логичный внутренний угол. Следуя интуиции и настоятельным рекомендациям Павла полез по углу. Судя по зализанным стенкам по углу в определённое время изрядно течёт. Сейчас же было сухо (если не считать льда в глубине угла). Станция на двух камалотах (#4, #5).
R4—R5 Дальше по углу он в некоторых местах выкручивается до 80˚, при этом оставаясь заглаженным. Основание угла забито льдом и снегом, на одной из стенок немного натёчного льда. Станция на полке, есть местный крюк, который нужно усилить чем-нибудь своим.
Далее просматривается два варианта: первый — уйти вправо-вверх по стенкам-полкам второй — уйти влево-вверх по щели вдоль карниза. Выбрал первый вариант.
R5—R6 С полки вверх. Можно уйти чуть влево, но там всё живое, поэтому я полез прямо вверх по крутому внутреннему углу. Он выводит на полку, по которой траверсом нужно уйти вправо. Давно я в скальниках снег не топтал:) Станция в основании внутреннего угла, есть местный крюк.
R6—R7 Вверх по углу. Через несколько метров можно уйти вправо, там рельеф кажется положе, но при этом прямо над страхующим висят здоровенные булыжники, которые не показались мне надёжными. Полез вверх по углу. Угол сам по себе не очень сложный (6а), но лёд в некоторых местах добавлял остроты. Угол выводит на крышу.
R7—R8 По снежному склону нужно выйти на гребень. Всё просто.
R8—R9 По широкому гребню дошли до вершины.
Всё то время, пока мы лезли была отличная погода. Стоило нам выйти на крышу, как тут же сгустился туман и видимость начала стремительно ухудшаться. Когда Павел вышел на вершину видно было метров 20 вокруг, не больше. Спуск проходит по 3А, причём совсем не простой. От того, чтобы заплутать на спуске нас спасло только то, что я спускался с Маяковскго уже шесть раз.

Спуск:

С вершины уйти вниз по северному гребню. Когда сухо по плитам можно спуститься пешком, ну, а когда они заснежены очень хочется уехать по верёвке, что мы и сделали. Есть местная петля. Далее нужно пройти по острому скальному гребешку, затем траверсировать стенку крутизной в 65 градусов. Дальше идёт тропинка (была засыпана снегом), которая приводит к следующей спусковой станции. Спуск 15 метров. Есть местные петли. В дальнем конце полки есть большой камень, плотно обмотанный петлями разной степени древности. С них нужно уехать метров на 20 вниз, а затем уйти сильно вправо, метров на 10. Там висит петля. От неё по гребню в связке можно спокойно слезть на перевал.

Склон казался чересчур заснеженным карнизы, из под ног улетавшие вниз и тащившие за собой мокрые лавинки и лавина, по которой мы поднимались утром, навеивали мысли о том, что лучше спускаться вдоль скал. Так и сделали. В результате спустились с перемычки между Холодными Перьями и Маяковским.

Снег раскис, в ботинках плескалась вода, мы уставшие, но довольные шли вниз. Хорошее получилось восхождение.

Карта-схема ледников Туюксу
и Богдановича

Примерная раскладка по времени:

• Выход — 5.00
  • «Кресты» —7.00
  • Начало маршрута —9.00
  • Вершина —15.00
  • Спуск на перевал Маяковского —16.00
  • Возвращение в лагерь — 18.00 (Фактически чуть позже, но мы задержались по объективной причине)
  • В общем маршрут по Западной стене на пик Маяковского является «честной» рабочей четвёркой. Кто-то ходит с подходом, с ночёвкой на «Крестах», но, как можно понять из всего вышесказанного, вполне успешно ходится из лагеря в лагерь.