Полезное > Справочная информация >

Автор: Юрий Круглов, г. Севастополь

Через сколько времени и откуда ожидать горных спасателей в Юго-Западном Крыму

Над маршрутами Челеби. На заднем плане - мыс Сарыч и дача Горбачёва имени ГКЧП

Отличие Крымских гор от большинства других заключается в том, что спасателям гораздо быстрее оказаться на вершинах массивов, чем у подножья маршрутов. Это объясняется другой особенностью Юго-Западной части Крымских гор – зная местность, практически на любую вершину, в любую точку выхода с маршрута, можно быстро приехать на подготовленном автотранспорте.

На вершине Челеби. Внизу скала “Парус”

Тактика подъезда сверху значительно экономит время за счёт отсутствия необходимости подниматься к пострадавшему снизу. Подъём спасателей с грузом снизу, даже при наличии предварительно провешенных перил на маршруте (не забываем тут и про “подходы” под маршрут), займёт много драгоценного времени, которое может стоить пострадавшему жизни.

Над выходом с маршрута “Дырка” 2 к.с., Челеби. Внизу видна скала “Парус”

Время подъезда из Севастополя на некоторые популярные вершины Ю-З Крыма:
Куш-Кая – 45 минут.
Челеби – 55 минут.
Форосский Кант и Мшатка – 50 минут.
Малый Кильсе-Бурун – 55 минут.
Кильсе-Бурун, Башня – 1 час.
Мердвень-Каясы – 1 час 20 минут.
Треугольник – 1 час 45 минут.

На вершине г. “Кастропольская”

Если ЧП произошло в средней или верхней части маршрута – быстрей и безопасней будет поднять носилки с пострадавшим и сопровождающим вверх к автомобилю спасателей, который сразу повезёт пациента к ближайшему асфальту, где, как правило, будет ждать скорая. При такой схеме сведена до минимума работа с верёвкой на стене. Все страховочные и силовые элементы спасательной операции проводятся наверху, на удобной и безопасной горизонтальной плоскости.

На заднем плане вершина массива “Треугольник”

Иногда есть смысл поднимать пострадавшего вверх даже с нижней части маршрута, т.к это будет быстрей и безопасней. Всегда нужно помнить, что подходы под маршрут (наклонные плиты или “сыпухи”), обычно преодолеваемые пешком, во время спуска пострадавшего в носилках превращаются в самую трудоёмкую и опасную часть спасательных работ. Поэтому прежде чем принять решение опускать пострадавшего вниз, нужно учитывать что протяжённость спуска увеличится на длину подходов под маршрут.

На вершине массива “Башня”

Даже если в конкретной ситуации целесообразней производить спуск пострадавшего, а не подъём, быстрее и безопаснее это организовать сверху, с наращиванием. Технически нет проблем осуществить транспортировку на всю длину массива. Примеры – известная давняя история спасения на маршруте “Через три карниза” на Малом Кильсе или недавняя история на массиве “Башня”. В обоих случаях глубина спуска была 250 метров.

На вершине Кильсе-Бурун

Примерное время подъезда спасателей указано выше. Теперь о том, как сделать чтобы они выехали быстрее.

На вершине Мердвень-Каясы

Если вы будете вызывать спасслужбу с мобильного через 112 или 101, например с вершины Мшатки (это административная территория Севастополя – она идёт на восток до Треугольника, см. карты), мобильная сота, которая примет ваш звонок, расположена внизу и относится к Ялте. Звонок пойдёт на колл-центр МЧС АРК Крым (в которую Севастополь административно не входит). Затем начнётся процесс передачи информации по линии МЧС с неизбежными задержками с передачей информации.

На вершине Мшатка-Кая

Напомню, что в Крыму есть спасательные формирования МЧС и не МЧС. Например, КАСС Севастополя и Ялты в МЧС Украины не входят, т.к. это муниципальные службы, финансируемые из бюджета Севастополя и Ялты. Часть информации потеряется, другая исказится – т.н. “испорченный телефон”. В результате будет потеряно время. Поэтому гораздо эффективнее звонить напрямую, например сюда.

Верхняя станция м-та “Контрфорс Филатовой”

Свяжитесь непосредственно с теми людьми, которые поедут на спасательные работы. Прежде чем начинать транспортировку самостоятельно, обсудите заранее план спасательных работ и направление транспортировки пострадавшего (спуск или подъём).

< width="700" height="394" src="http://www.youtube.com/embed/SXDyPc-7XDg" frameborder="0" allowfullscreen>