Люди и горы > Люди >

Автор: Сергей Ефимов, Екатеринбург

Макалу 1997

Это восхождение было удостоено приза
"ЗОЛОТОЙ ЛЕДОРУБ-1997"
за лучшее восхождение года в мире

Немного подробностей о гибели ребят:

Рассказывает С. Ефимов:

21 мая в 6 часов утра ребята сообщили по радиостанции, что собираются выходить на штурм вершины. Я спросил их, как прошла ночь и как самочувствие? Салават был на связи и ответил, что нормально, только ему очень спать хочется. Восходители ночевали по три человека в двух палатках на расстоянии 50 метров друг от друга на высоте 8150м. Салават сходил до верхней палатки и выяснил, собираются ли они на выход, затем вернулся в свою палатку.

В 7 часов утра первые люди начали выходить из палаток. Первым вылез Салават, но потом вернулся в палатку и сказал, что выйдет позднее, так как у него замерзли ноги, и он хочет еще немного отдохнуть. Оставшийся путь был достаточно простым, поэтому восходители выходили по мере готовности и двигались наверх своим темпом. Алексей Болотов потом отметил, что когда он достиг 8350м. (скальная ступень предвершинного гребня), он посмотрел вниз и увидел, что Салават вышел из палатки. Первым с вершины спускался Николай Жилин. Он то и нашел Салавата мертвым, прислонившимся к камню в позе отдыхающего человека, который поднимался вверх, примерно в 150 метрах от палатки. Признаков жизни у него уже не было. Транспортировать тело не представлялось возможным, учитывая физическое состояние альпинистов и высоту. Связавшись по рации с базовым лагерем, приняли решение захоронить Салавата там, где он умер. Ребята подняли его на два метра выше на полку, засыпали снегом и заложили камнями. На это ушло около 2.5 часов. Уже в темноте они добрели до своих палаток.

Утром следующего дня восходители сумели собраться и выйти из палаток только около 11 часов дня. Взяв с собой одну палатку, они двинулись вниз. Мы наблюдали в бинокль за их спуском из АВС и видели, что одна двойка сильно отстает. По радиостанции Болотов сказал, что Игорь Бугачевский упал на камень при спуске и повредил себе ребро. Он стал двигаться с трудом. В группе был один баллон кислорода и Игорю дали подышать, после чего он пошел быстрее. В тот день 22 мая пятерка спустились до высоты 6650м. и встала на ночевку. Игорь всю ночь дышал кислородом и утром чувствовал себя достаточно хорошо.

23 мая Николай Жилин первым ушел вниз и уже к 4 часам вечера спустился в бергшрунд, где его встретили А. Михайлов и А.Бельков, которые поднялись туда накануне, чтобы помочь ребятам спуститься вниз. Коля был уверен, как он потом говорил, что все ребята спустятся в бергшрунд, но к тому времени Юра Ермачек и Игорь достигли только высоты 7300 (лагерь 5), а Павленко и Болотов были еще выше. В этот момент Юра Ермачек роняет свой рюкзак, в котором находился спальный мешок, пуховка, баллоны с газом и часть продуктов. Тогда он решает не останавливаться на 7300м., а пытаться спуститься на 6500м. в бергшрунд (там стояли две палатки, защищенные большим снежным карнизом от камнепада и лавин, там были продукты, там их ждали). Юра спустился на 6500 в 10 часов вечера. Тройка Бугачевский -Болотов - Павленко провели ночь на 7300м.

24 мая они в 8 часов утра уже начали движение вниз. Павленко и Бугачевский двигались очень медленно. Когда Болотов спустился на 6500м. Андрей Бельков начал подниматься вверх по стене, чтобы напоить Павленко и Бугачевского горячим чаем. Сверху шли камни и он решил подождать ребят, укрывшись под нависающими скальными карнизами. Павленко уже спустился в бергшрунд, а Игорь все оставался на одном месте и не двигался. Андрей тогда решил к нему подняться и выяснить, что случилось. Когда Андрей дошел до Игоря, он увидел, что тот висит на веревках мертвый. Левая височная часть была пробита камнем. Видимо, камень попал ему в голову, когда тот перестегивался с одной закрепленной веревки на другую и не смотрел вверх. Каски на нем не было, хотя ребята утверждали, что он спускался в каске. Камни продолжали падать сверху, и Андрей понял, что и он может там остаться навсегда. Все что он сумел сделать - это спустить тело до ближайшей скальной полочки и закрепить тело веревкой. Потепление последних дней вызвало обильные камнепады по всей стене. Оставаться там стало крайне опасно. Надо было уходить вниз.

На следующий день 25 мая последние восходители спустились в АВС, на 5300м.