Горы мира > Западная Европа >

Кирилл Гоголинский
Константин Воликов
Штефан Троммер

Пять с половиной гор за две недели в Альпах

Благодаря счастливому стечению обстоятельств нам с друзьями удалось побывать в Альпах три летних альпинистских сезона подряд – 2009-2010-2011 годы. Горные лыжи, ледолазание и прочие попытки топтать снег в ноябре – не в счет. В первый такой летний сезон мы знакомились с традициями и обычаями горовосхождений в Альпах путем бросков на Weisshorn и Lenzspitze, удивляясь увиденным и содеянным. Второй раз после Piz Palü халявили в Валь Масино. А третий раз можно уже в полной мере назвать последовательным спортивным мероприятием с использованием накопленного опыта. Также заметно отличалась погода в худшую сторону.

Схоженные горы :
L´Eveque, SW arete, AD
Dent Blanche, WandFluegrat, AD
Aiguille de la Tsa, AD-
Matterhorn via Leongrat до 4000 м (не сходили), AD+
Grand Combin via Col du Meitin, AD
Bergseeschjen, Toni´s Lust, (5с, II)
Самолет Москва-Мюнхен. Дружеская встреча в аэропорту с покупкой вина (6 бут) в продуктовом магазине Edeka на площади между терминалами. Далее на машине в кемпинг под Фуркой. Перед поездкой много читали Гогена, какой это хороший район, решили проверить лично. Там к нам приехал наш немецкий друг Штефан, с которым мы пили Pinot-Noir в кемпинге в Ранде два года назад, восхищаясь его соло на Вайсхорн.

Кирилл и Штефан. Интернационал в стиле РЕТРО.

Совершили акклиматизационный выход на хижину Sidelenhütte (2708м). Туман, мелкая морось. Куда идти выше не нашли, потому зашли в хижину и съели по пирогу, зарезервировали ночевку на следующий день (не делайте так!), чтобы сходить на Gallenstock. Утро встретило очередной порцией тумана, и мы отправились искать солнце за перевал на ледник Роны. По тропкам вверх мимо современного швейцарского артиллерийского укрепления (готовятся к битве с марсианами видимо). Подъем по леднику, затем направо на седловину Gallensattel. Тут, поняв, что погода плохая и не улучшается, звоним в Sidelenhütte гoворим, что не придем, с нас требуют CHF 25 cancelation fee с носа – не посмотрели на условия при резервировании - торгуемся, договариваемся на 20. Далее заходим на маленький скальный пичок, спуск по леднику, поиск Klеttergartena SilberSee - небольшого скального массива, пробитого для скалолазания, скальной тренировки (маршруты с лазанием до ). Находится на другой стороне ледника Роны чуть выше.

Скальные занятия в Klettergarten Silbersee

Там короткая скальная тренировка со скальными тапками и веревками. Спуск к месту стоянки автомобилей на перевале. Едим мороженое. На следующий день еще одна попытка сходить чего-нибудь, опять туман, гуляние вокруг жандармов-верблюдов, затем опять скалолазание по пробитым плитам Gross Furka и мелкий дождик.

Туманы.

Хороший район Фурка, но очень-очень ТУМАННЫЙ! Единогласно решаем валить в солнечную АРОЛЛУ! Попытку совершить акклиматизацию в скальном районе признаем затеей неудачной. Мы не достигли ни одной из целей. Надо было конечно лезть в снег.

Проехав по долине Роны, поднимаемся на машине к парковке в 100м ниже последней деревни, с рюкзаками идем на хижину Cab des Vignettes, которая стоит на скальном гребешке. На следующий день L’Eveque – Архиепископ.

L´Eveque – центральная пирамидка. Путь наверх - правый гребень на фоне неба, вниз - по левому снежному склону

Маршрут AD+ по скальному ЮЗ гребню. Правильный подход через снежное плато и далее на ближнюю к гребню седловину, обходя трещины. Мы попытались перейти через более пологую правую и потом на нашу с другой стороны пришлось вылезать по трехметровому вертикальному снежному надуву.

Снежный надув.

Красивый подход на L‘Eveque

Далее довольно крепкое приятное лазание, везде можно страховаться, есть и стационарные точки. Один участок «ausgesetzt», выше внутреннего угла. Выходить на левую грань вертикальной плиты.

Лазание на L’Eveque по внутреннему углу. (IV)

Остальное просто и логично. Спуск по раскисшему леднику километра три, ботинки мокрые насквозь. Вот это действительно ключевой участок. Идти осторожно с связках, обходя трещины.

Полдня отдыха в Арольском кемпинге. В обед выдвигаемся на Dent Blanche. Подъем к хижине Cab. Professeur G.Rossier идет в конце по снежному склону. Хозяйка в хижине – британская подданная – ее друг, настоящий Hüttenwart этой хижины ушел вниз отдохнуть, а она вместо него. Считая деньги, забыла посчитать нам проживание, посчитала только еду. Мы ей указали на ошибку, в результате ей пришлось собрать дополнительно деньги и с других товарищей, которые уже потирали руки, что накололи ее. А в напарниках у нее - настоящий Шерпа! С швейцарцами такой казус безусловно никогда не произойдет. В целом очень приятные впечатления от посещения этой хижины. Персонал разрешает разводить горелку на ступенях сарая и пить свое пиво.

Хижина под Dent Blanche. По красной стрелке - НЕ ХОДИТЬ! Ходить по белой.

Сам Dent Blanche. Наш маршрут вверх и вниз - по правому гребню

Прийдя в хижину, мы совершили ошибку, не разведав при дневном свете ночную тропу под маршрут. Следующим утром поплатились за это, свернув за хижиной ошибочно налево, вместо того чтобы пойти сразу же направо. В результате пришлось преодолеть в темноте с фонариками без страховки метров 100 неприятных скал, где можно хорошо упасть. Сам маршрут - как обычно скальный гребень AD с преодолением и обходом трех жандармов. Также типично для Альп - на маршруте довольно много народа, 5-6 связок. Надо быть внимательным.

Связываемся перед началом гребня

Обход жандарма на спуске

На вершине набежал туман, видимость плохая. Успеваем однако вскипятить чая и угостить всех, кто был там. Опытные гиды идут вниз как правило лазанием, выигрывая значительно в темпе. Мы дюльферяем, впереди тройка медленных бельгийцев застревает на жандарме, мы их в долго не можем обойти, погода ухудшается, сыпет ледовая крошка. Т.к. гроза бьет рядом, оставляем карабин «Иремель» производства 1990го года на петле и покидаем гребень стремительным дюльфером в обледенелый скальный кулуар на двойной веревке, хвост ее застрял в камнях, конечно, при сдергивании, но было уже не так страшно. Далее на обходе первого взлета вбиты металлическия колья спусковые. Один из них болтается – осторожно! Погода постепенно опять улучшается. Спускаемся. Кошки на маршруте не снимали ни разу. В целом это приятный маршрут, но требующий длительного внимания и физического напряжения. Это впечатление, возможно, заострено непогодой, в которую мы попали. После спуска и непродолжительной дискуссии меняем план и остаемся на вторую ночь в хижине. Наслаждаемся красивейшим закатом, Альпами и прекрасным швейцарским белым вином. Несчастные бельгийцы пришли часов через 5 после нас.

Последние метры спуска с гребня Dent Blanche с веревкой. Далее пешком.

С утра просыпаемся от суеты в хижине. Летает вертолет. Оказывается - спасы. Девушка из одной из групп то ли сорвалась, то ли вывалила на себя камни как раз на тех злополучных скалах, которые следует обходить по тропе, ведущей направо. Все это происходит в прямой видимости в 200 метрах от хижины. Группа совершился такую же ошибку что и мы, но, к сожалению, с последствиями. В результате пострадавшую, анастезированную трамалом увозит вертолет. С момент НС до момента эвакуации проходит примерно 2 -2,5 часа. Мы спускаемся.

Спасы.

Следующей горой выбираем Aiguile de la Tsa. Это маленький острый пичок, если ходить его с юго-востока. Со стороны Ароллы, гребень Dent Tsailon значительно длиннее. От него отказались из-за неустойчивой погоды и прогноза грозы. Наш маршрут в некотором роде для отдыха. Затаскиваем суммарно 4 литра пива и вина наверх. Не так чтобы этого нет в хижине, но ради спортивного интереса и национального самоуважения. Далее стандартно. Хижина Cab de Bertole напоминает подводную лодку с отсеками и очень шумным экипажем из треккеров. Подьем на нее и спуск по металлическим лестницам вниз на ледник, косой траверс по сыпухам желательно уже в светлое время, по легким скалкам, на седловину, по леднику минут 50 к подножью маршрута. Здесь оставляем ненужное снаряжение. Маршрут скальный, крепкий, короткий – 4-5 неполных веревок. Лазание не сложнее 4с-5а. Под вершиной трещина с заклиненным булыжником (geklemmter Block), на него можно наступать. Он качается, но выдержал уже сотни ног и рук.

Aiguille de Tsa. Стенка с заклиненным камнем

Все. Вершина с удобной площадкой для фотосессии. Дюльфер в сторону ледника по готовым станциям. Встреча на одной из станций с театральной парой французскоговорящих восходителей, обращающихся друг ко другу «Мон анж!» = мой ангел. «Не выдашь ли ты мне веревочку нежно».

Вид на Маттерхорн с вершины Aiguille de Tsa

Далее едем в кемпинг Velo VTT. Там отдыхаем, купаемся в бассейне, гуляем по поселку.

Бассейн

Мы долго думаем, куда бы нам податься. Простым голосованием выбор падает на Matterhorn с итальянской стороны через Leongrat. Штефан уже был на Маттерхорне, но ходил туда по классике – Hörnligrat. Вечером приезжаем в Червинью. Заходим в пиццерию. Применяя коронную фразу „Меццо литро вино россо, прэго“ завоевываем расположение хозяйки пиццерии и ключ от аппартаментов на 2 спальни. 50 евро за ночь за ночлег с видом на горы с пятого этажа на всех. Утром идем на бивуак Carrel на плече Маттерхорна. Погода так себе, туман, холодно, дует. Много снега и льда на скалах, стационарные веревки часто надо выдирать из сугроба. Пейзажи вокруг потрясающие - грандиозные заледенелые скальные бастионы, уходящие вверх и вниз на сотни метров. Картина зимняя. Полазав чуть по веревкам, приходим на хижину.

Подход к Сol de Carrel__________________ Восходение к приюту Cab.de Carrel

Сам приют

Константин. Человек и ледокол

Вид вниз на Col de Carrel c приюта

Холодно. Греться можно только разбиванием киркой льда намерзшего на платформу, разводим газовую плиту с большим местным баллоном газа. Вода из наколотого льда. Понимаем, что условия для восхождения не самые лучшие. Вечером уже в сумерках на хижину приходит тройка питерцев. Разговариваем, вместе пьем чай. На следующее утро никуда не идем, смотрим погоду. Двойка итальянцев, резво обогнавших нас на подходе к хижине, стартовали наверх этим утром в темноте. Возвращаются они, не сходив на вершину, только в 4 часа. Повернули от провала Enjambee перед вершинной башней. В этот же день мы в качестве разогревочного (в прямом смысле слова) мероприятия проходим наверх по перилам и без несколько веревок, чтобы оценить свой темп. За перегибом становится теплее и веселее. Напоминает «весну на заречной улице», текут ручьи. Они замерзли вечером опять, естественно. Просматриваем дальнейший путь и спускаемся. Засекаем время, потраченное на прохождение этого участка маршрута. Применяя нехитрый арифмитический расчет, приходим к выводу, что с нашей скоростью втроем или вчетвером подъем и спуск засветло в данных погодных условиях для нас невозможен. По нашему опыту спуск по типичному скальному гребню AD в Альпах занимает не меньше времени, чем подъем. Размышления на тему поделить группу и сделать попытку в двойке пресекаем по причине полит-некорректности. (потом будем долго выяснять, кто и почему сходил, а кто мерз пока счастливцы «где-то шлялись»). Питерцы собираются наверх. Желаем им удачи и с чистой совестью дюльферяем веревок шесть на седловину и далее полубегом в пиццерию. Прибыли туда как раз к ужину. Потом через несколько дней узнаем от ребят по смс, что на вершине они были в час дня, но им пришлось провести ночь но спуске. Хорошо, что все здоровы. Мы рады за них, но еще больше радуемся за себя, что не пошли. Еще больше утверждаемся в своей правоте, прочитав несколько недель спустя в интернете про приключения двойки наших соотечественников на том же маршруте со счастливым спуском с хижины на вертолете. Маттерхорн конечно впечатлил. Но спать в небе сидя неохота и на Rif Carrel в следующий раз придем с пуховками. Одеяла не греют.

Ночуем еще раз в Червиньи в апартаментах над известной пиццерией. Кирилл приобретает новые альпинистские ботинки Scarpa за 220 евро в местном магазине. Good deal! Опять раздумываем над тем, куда отправиться. Массив Гран Парадизо отвергается по причине удаленности от финальной цели нашего мероприятия – Гошененских альп (где Суворов ходил). Выбор падает на Grand Combin. Вершина в самом западном ущелье долины реки Роны. Оттуда открываются отличные виды на французские Альпы, массив Монблана.

Приезжаем, подходим на хижину Cab Valsorey. Там приветливая французская швейцарка Изабель. Покупаем немедленно у нее вкусный грушевый пирог, котрый она приготовила сама, чем распологаем к себе. Благодаря этому имеем моральное право готовить чай и суп на следующий день на горелке за камнем возле хижины и пользоваться скидкой на проживание для членов профсоюза. Альпкнижку изучила с любопытством. Сказала, что родилась «в тот же хороший год, что и хозяин этого РАРИТЕТА» и в юности ходила Kuffnera на MontBlanc. На прощание мы ей вручили остатки недопитого коньяка и найденное на горе не знамо чье кайло.

Вид Монблана с хижины Cab.Valsorey

Сам маршрут обычен. Вот здесь ночная тропа промаркирована огромными турами и светоотражателями внизу. Метить надо в темноте на седловину или чуть правее и не забывать, что у других парней с фонарями могут быть другие идеи. Лазание стандартное, живых камней правда многовато для Альп. Следует внимательно ориентироваться, смотреть по сторонам и следовать по пробитым станциями. В стороне от протоптанной тропы скалы сильно разрушены. В одном месте пытались уйти направо по широкой полке. Туда не надо, а надо прямо вверх (пробито). До Combine de Valsorey 3 взлета, нижний из частично разрушенных скал, верхние 2 комбинированные. Наверху красивый фирновый гребень и главная вершина. Виды на Монблан прекрасные. Подъем – довольно приятный и логичный. Еще веселее спуск. Мы попробовали сначала подюльферять чуть в стороне от маршрута, это нам решительно не понравилось и мы сбросили прямо по снежно-фирновому 40 градусному склону метров 600 вниз на три такта «до тех пор, пока луна не появится между ног» © Андрей Петров. Камешки чуть летали, но страшно было не очень. Для выхода на путь подъема пришлось траверсировать вправо в конце крутой снежник. Гораздо лучше делать это вверху, внизу гораздо камнеопаснее.

Паравоз ______________________ На вершине Grand Combine

На хижину возвращаемся весьма рано, успеваем пообедать, выпить Fendant, потом бежим вниз к машине, купаемся в речке, перекусываем и стартуем в сторону Андерматта.

Fendant и Штефан

Едем опять вверх по Ронской долине. Покатавшись на поезде в туннеле, успеваем доехать прямо до кемпинга в Goschenen. На следующий день ознакомительная прогулка под скалы и лазание по простым дорожкам. Лазание простое, но и шлямбуры редкие.

Граниты в Гошененских альпах

На следующий день совершаем финальное восхождение в тапках по великолепному скальному маршруту Toni´s Lust (Радость Тони) на Bergseeschijen. 10 веревок лазания 4-5 к.т. по отменным гранитам.Тепло, надежно пробито, прекрасная погода и настроение. Очень важно в середине не свернуть влево на более простой путь, а следовать по шлямбурам. Ключевая веревка шестая по счету. , очень красивая крутая плита над желобом. (стоппер, пролет большой!)

Первая веревка –колом, вторая – соколом, остальные – мелкими пташечками.

Костя _________________________ Дима

Выход наверх. Последняя веревка

Bergseeschijen = страж горного озера. По стенке идет дюжина маршрутов.

После несложного спуска направо с участками проволочных перил купаемся в озере, возвращаемся в долину и пьем ябочное вино – бодрящий сидр. До новых встреч, альпийская конфедерация!

Итого:
- Goschenen ждет нас опять определенно
- Arolla великолепна. Туда можно с детьми
- Matterhorn как всегда устоял, впрочем, признаем, что были ненастойчивы
- Dent Blanche покорился, но грозой напугал. Бегать по гребням надо еще быстрее и быстрее….

PS:
А в этой книжке мы много полезного прочитали. Там написано, какие жандармы с какой стороны обходить