Автор: Попов Михаил, МАК "Фрилайн", г. Ессентуки

Восхождение на г. Казбек из Кармадонского ущелья, по пути А.В. Пастухова – 2005

Карта с ниткой маршрута
Состав группы:
руководитель - Письменный Евгений (г. Ессентуки)
Участники - Попов Михаил (г. Ессентуки)
Виктор (г. Пятигорск)
Симаченко Роман (г. Москва)
Кисса Макс (г. Москва)

С 25 сентября по 4 октября 2005г Пятигорским альпинистским клубом «Freeline» была организована экспедиция из пяти участников с целью восхождения на г.Казбек по пути подъема А. Пастухова из верховьев реки Геналдон.

Ледопад Майли
Маршрут на г.Казбек из Кармадонского ущелья впервые был пройден военным топографом Пастуховым в 1889г.

Этот маршрут связан с историей освоения этого региона. Он проходил по Майлийскому ледопаду, спускающемуся с северо-западной стороны Казбекского плато от северных склонов вершины Майлихох двумя грандиозными ступенями.

Из Пятигорска добирались на своем автомобиле до пос. Фиагдон, неподалеку от которого, обосновав свой лагерь, вели работы наши знакомые геологи из г.Ессентуки. Они нас приютили на ночь, предварительно накормив. Самое главное, они помогли взять пропуска в погранзону. В отличие от Нальчикского и Черкесского погранотряда, во Владикавказе пропуск могут делать не одну неделю…

Женя

Макс

Миша

Рома

Даргавс
На следующий день, в сопровождении начальника партии Ессентукской ГСП, мы отправляемся в пос. Кармадон. По пути посетили Город Мертвых в поселке Даргавс.

Уладив все формальности на пограничной заставе в Кармадоне, мы отправляемся к горячим источникам (верхние Кармадонские источники), у подножия ледника Майли. От заставы геологи довозят нас по дороге вверх по ущелью на своем УАЗе, к сожалению не далеко, так как она обвалилась во многих местах. Конечно, всех интересуют следы трагедии трехлетней давности. Видно как ледник срезал траву на высоте 200-300 м от дна ущелья. Невозможно себе представить как эта огромная масса льда, камней и грязи с бешеной скоростью неслась вниз, сметая все на своем пути.

Где-то посередине пути, дорога так разрушена, что приходится спуститься к реке и следовать вдоль ее берега, пробираясь через гигантские валуны и завалы сыпух. Через 4 часа путешествия под рюкзаками от конца колесной дороги мы добираемся до термального источника и становимся здесь лагерем.

Сам источник (вернее их несколько) и импровизированные ванны находятся в 100м от устья р. Геналдон. Интересный факт, что Верхнекармадонские («Кармадон» - «Теплая вода», t = 56 C) геотермальные источники находятся на высоте 2300м, были открыты в середине позапрошлого века местным охотником. К 1871 году произошло интенсивное отступание Майлийского ледника, и источники были освобождены ото льда. Ныне тело ледника находится в 1,5-2 км от этого прекрасного места…

В источнике
Первым делом купание, несмотря на начавшийся дождь и туман.

Вообще-то середина сентября у нас на Кавказе – прекрасное время, с устойчивой хорошей погодой, для восхождений. Нас же преследовала погода не очень хорошая, но стабильно - с 05-00 до 10-00 - ясное небо, затем начинают наползать тучи, и в 15-00 – начинался дождь или мокрый снег. В путеводителе указано, что малоснежно и самая устойчивая погода в этих местах - в январе-феврале, и рекомендуют её для восхождения.

Джимарай
Район очень суровый и высокий - это видно по скудной местной фауне: деревьев нет, а выше – царство снега и льда. Все вершины за 4500м. Само Казбекское плато раскинулось на высоте 4200м. Наверху постоянный мороз.

На второй день пытаемся найти поляну Шелестенко, описанную в путеводителе, с гляциологическим домиком, но так и не смогли найти… Предположив, что поляна была сметена ледником Колка во время трагедии три года назад, разбиваем лагерь на удобных площадках под маренным валом Майлийского ледника, неподалеку от скал. От Кармадонских источников 3-4 часа ходу. После обеда опять садится густой туман. Закрывая прекрасные виды вокруг нас.

Маршрут на плато
На следующее утро постарались выйти как можно раньше... Но получилось – как всегда, банально, проспали… Женя – руководитель нашей группы весь изволновался – описания маршрута практически не было, в путеводителе он был описан как удобный спуск с Казбекского плато. Тогда еще родилась идея описать маршрут восхождения на Казбек из Кармадонского ущелья. Главное, указано наиболее удобное и логичное место начала маршрута – Лавинный вынос. Его видно очень хорошо - ошибиться трудно. Начало подъема по лавинному выносу, затем выход на осыпные полки, и по системе осыпных полок поднимаемся зигзагами вверх по склону вершины «4211». В средней и верхней части встречается множество удобных площадок для ночевок.

Группа
Поднимаемся довольно быстро. С осыпных полок выходим на более пологий склон, тоже осыпной. Согласно писанию нашей «святой» книженции следовало выходить на верхнюю ступень Майлийского ледника и продолжать движение по нему, но… Это оказалось невозможным.

Немного поплутав в середине второй ступени ледопада, мы пошли другим путем! Просто мы поднялись по гребешку вершины «4211», который впоследствии нас и вывел на Казбекское плато (но на следующий день, а пока…).

До начала плато, и места отличных ночёвок в районе высоты 4211м не дошли совсем чуть-чуть – 200-300м. Разбили лагерь прямо на гребешке. Сказалась потеря времени утром, когда проспали, плутание на середине маршрута. Кроме того, давала знать высота (почти 4000м) всеми известными симптомами. Нет, худа без добра – это оказалось единственным местом на всём маршруте, включая вершины, откуда была телефонная связь «Мегафон».

Следующим утром, через 30 мин., мы вышли на край Казбекского плато. Отличные ночёвки на осыпях, но выглядит так, что до Казбека смотрится далековато, решаем подойти поближе и стать на леднике, прямо среди бескрайних просторов «великого» плато.

Казбек
Сомневаюсь, правильно ли мы сделали, так как ночевки на осыпях находятся ближе, в более комфортных климатических условиях. Поражает разница температур в этом месте и там, где мы устроили лагерь – на леднике. В снегах мы, естественно, намерзлись, да и жили, как ежики, постоянно в тумане.

Совершив, на следующий день, акклиматизационное восхождение на г. Майлихох (4635) по восточному гребню, к полудню вернулись к палаткам и принялись готовиться к следующему запланированному выходу - на г. Казбек.

г. Майлихох

Казбек с г.Майлихох
Во время восхождения на Майлихох любовались восходящим солнцем, розовым морем облаков и наслаждались простым, в техническом плане, маршрутом по гребню высокой горы. Красота неописуемая!

Казбек уже виден как мощный исполин – можно определить весь завтрашний путь.

Ночью почти не спим, всех волнует предстоящее восхождение. Все-таки пятитысячник. Что скажет погода?

Тактика очень проста – выйти, подобно на Эльбрус - ночью, к рассвету подняться на вершину и, до ухудшения погоды, спуститься к лагерю.

К тому же, три дня назад, мы наблюдали пятерых человек, которые со стороны незалежной Грузии, поднявшись на плато, удачно штурмовали Казбек. Их следы днем хорошо различались на снегу могучего исполина. Огромное спасибо этим ребятам! Мало того, что их следы очень нам помогли, и по ним мы вышли на вершину в утренних сумерках, парни проявили настоящую альпинистскую корректность – не сломали свои ступени на спуске.

Через четыре часа после старта от наших «Хоббитов», мы на вершине одного из пятитысячников Кавказа, 6-30 утра.

Восход солнца изумительный, поражает игра красок.

Несмотря на ветер и холод, замираем от восторга!

На вершине
А тут ещё наш Женя преподнес нам сюрприз – бутылку шампанского в честь восхождения и дня рождения Ромы – одного из наших участников из Москвы. День рождения на Казбеке – это здорово, да еще когда горы только пробуждаются ото сна!!!

Как положено - покричали, сфотографировались на фоне Российского флага, который прошёл уже около сотни вершин Кавказа. Наш план успешно реализовался.

Удивительно, но симптомы усталости и «горняшки» проявились на спуске. Отдохнув некоторое время в лагере, принимаем решение – вниз, в долину! Так надоели эти мороз, лёд, снега, хотелось на твёрдую землю и к горячим нарзанам.

Спустились быстро, по ходу отмечая, более лучшие пути подъема. Успели даже до захода солнца обсушиться и помыться в нижнем лагере на морене. Устроили пищевой беспредел - ели всё, что хотелось – очередная цель успешно достигнута!

Потом вспоминали этот песпредел с некоторым сожалением, когда решили удлинить программу на пару дней и сходить 2Б на г. Шаухох. В дальнейшем делили оставшееся продовольствие по маленьким кусочкам и поштучно.

г. Шаухох

Казбек со склона Шаухох

Джимарай со склона Шаухох

Хребет

Удивительно радушно встретил и проводил нас Казбек!

Когда спустились с Шаухох, окончательно испортилась погода – лил постоянный дождь. Поэтому запланированный день отдыха на горячих ваннах отменили, тем более что еды не осталось вовсе. Но по пути к заставе, все-таки, искупались. Блаженство непередаваемое!

На заставе нас ждала машина, домой!