Горы мира > Западная Европа >

Автор: Дмитрий Шатров, Торонто-Москва

Восхождение на Монблан. Часть 6.

"Любая связка, достигшая перевала де ля Бренва после вершины Моди, должна застыть на месте
с чувством глубокого удовлетворения, так как, наверное, это последняя возможность испытать триумф,
не ощутимый на главной вершине из-за усталости..."
Жорж Малори, The Alpine Journal, 1918

День третий. Стоящая в снежном укрытии палатка - это наш приют на перевале de la Brenva (4303м), последняя точка ночевки перед финальным броском на вершину Монблана. Под катом я расскажу, как мы тут очутились и откуда взялись похожие на таблетки нафталина "кирпичики" снега.

Предыдущая ночь выдалась штормовой (франко-итальянские ветра изрядно потрепали нашу палатку), но утро снова подарило хорошую погоду. Ранний подъем и завтрак через силу. Горячий чай и свертывание лагеря. Очень не хочется тащиться наверх, тем более, что сегодня предстоит сложный день. Первые сто вертикальных метров тело нехотя просыпается, недовольно отзываясь на всякое над собой насилие. Затем разгоряченная кровь и адреналин вводят организм в рабочий режим.

Время от времени нам попадаются связки альпинистов, буквальное летящие по маршруту. Тут все дело в подходе. Традиционно альпийские восхождения - это крохотный рюкзачок с минимумом вещей, еды и воды. Никаких спальников и палаток. Задача группы - пройти маршрут "от и до" за неполные сутки. Любая стационарная ночевка означает существенное увеличение веса рюкзаков, что в разы снижает темп движения. Мы же идем в так называемом "гималайском" стиле, когда формат "все на себе" позволяет двигаться по маршруту в полном автономе многие дни. Так на Монблане не ходят уже лет двадцать: ассоциация гидов Шамони предпочитает скоростные восхождения. В этом и элемент коммерции, и не такие строгие требования к оснащению группы.

На отметке 4170 метров дорогу преграждает трещина. Обходим ее по хорошо набитой тропе. Снежный карниз держит человека, но это лишь иллюзия надежности. На восхождении важно не только страховаться самому, но и все закреплять на страховку. Именно все. Во избежание. У меня есть один знакомый альпинист, пожилой и очень опытный. Так вот он даже в городских условиях прежде чем показать отснятые "мыльницей" кадры, сначала сажает ее на карабин, чтобы камера случайно не упала. Это конечно уже маразм, но в горах беспечность наказывается, в чем мне в очередной раз пришлось убедиться на следующей трещине. Из клапана моего рюкзака выпал на лед прусик - веревочка такая нужная - и пока я нагибался, прусик змейкой утек в черноту. Причем, вот ведь зараза, нашел именно ту лазейку, которая вела на дно самого глубокого ущелья ледника.

Это северная экспозиция горы Моди, фрагмент последнего участка. Путь к перевалу Моди технически не сложен, за исключением малоприятного финального участка. Я специально выставил этот кадр, снятый накануне, чтобы проиллюстрировать свои слова. Подступы к снежно ледовой стенке и выход к заключительному взлёту преграждает бергшрунд, иногда представляющий серьезную техническую проблему. Этот взлет проходит через отвесный пятидесятиметровый ледовый кулуар, требующий установки станции на ледовых бурах либо через выступающие скалы.

Подъем по снежно-ледовому кулуару к плечу вершины Maudit (4465м). Увы, широкий угол охвата сцены не передает крутизну склона… Маршрут осложняется еще и то, что на этом участке постоянно работает несколько групп альпинистов, идущих в обоих направлениях. Два десятка человек в одном бутылочном горлышке - это перебор.

Взлет пестрит множеством веревок разной степени старости и рваности. Полагаться на них, конечно же, нельзя. Более того, нужно внимательно следить за тем, чтобы перестегивать жумар только на свою веревку.

Выход на перевал Maudit, даже не верится! Наконец-то можно глотнуть чаю и немного перевести дух.

С перевала идёт траверс юго-западного склона горы Maudit.

На траверсе открывается потрясающий вид на Монблан. Если повезет, завтра в ночь мы двинемся к вершине, а пока нам предстоит незначительная потеря высоты и спуск до перевала de la Brenva. Впереди появляется двойка усталых альпинистов. Они идут очень медленно и на приветствия не отвечают, а это в горах редкость. Видно, что подъем дался им не так легко.

Спустя час мы спускаемся на отметку 4300 метров, к перевалу de la Brenva. Место ночевки ровное и гладкое, как попа младенца. Группа устала, но расслабляться нельзя: узкая ложбина ледника, окруженная скально-ледовыми стенами, грозит превратить перевал в маленькую аэродинамическую трубу, что уже было наглядно продемонстрировано минувшей ночью. И что делать? Зарываться в снег от самого главного врага - ветра.

Для ситуаций, когда на восхождении нужно бороться в большим количеством снега, используется специальная лопата, острая и легкая. С ее помощью можно выжить в холодную ночевку, вырыв маленький окопчик некое подобие берлоги. Можно расчистить или углубить палаточную площадку. Или вырезать из плотного снега кирпичики и построить дом, если группа встает лагерем на несколько дней. Но на сборах мы считали каждый грамм (знали бы вы, какими словами мне пришлось оправдывать каждую линзу в рюкзаке!), а потому лопата осталась в Шамони. Из черпательных инструментов под рукой оказалась только кастрюля.

У всей группы наблюдаются легкие симптомы "горняшки", а самое действенное лекарство в такой ситуации - это физическая работа. И мы начинаем творить! Горняшка превращает в детей даже сорокалетних мужиков, а потому кое-кто, увлекшись, принялся при помощи чашки выстраивать поверх стены снежные куличики… Подтаявший на ослепительном солнце снег моментально схватывается на холодном ветру, и к ночи это будет настоящая крепостная стена.

Работа закончена и начинается томительное ожидание. С вечера заготавливаем термоса чая, кипятя кастрюлю за кастрюлей, и с последними лучами солнца ложимся спать, чтобы в два ночи проснуться по будильнику на финальный бросок.

К предыдущёй части _______ Продолжение следует....