Автор: Павлов Александр. г. Одесса, Украина

Отчет о горном походе 4 к.с по Центральному Кавказу

11:08 – выход из Улутау. Идем вниз по дороге, выходим с територии альплагеря, доходим до разваленных корпусов тур. базы и сворачиваем с дороги на тропу, уходящую в сторону д.р. Кулумкол - су, обходим кош справа по ходу и доходим до моста через Кулумкол – су. Переходим на правый берег и движемся по натоптанной тропе до ступени (травянистой). Поднимаемся в верхнюю долину. Сразу после ступени имеются стоянки. Чистой воды не видно. Затем тропа уходит вверх по морене и пересекает ручей, текущей со стороны Кичкидара и приводит к озеру. Мы пересекли ручей и ушли траверсом по турам в сторону средних кичкидаровских ночевок. Стоянки очень хорошие, много ровных мест со стеночкой, чистая вода. Повторно(первый раз был, когда заносили заброску) сходили на просмотр пер Фрешвильда. Много обвалов и камнепадов в верхней и средней части.
16:00 – встали на лагерь.

6:00 – выход в сторону перевала Кичкидар. Выходим на ледник, простой, открытый. Затем начинаем подъем влево на хребет. Подъем мелко и средне осыпной (200 м). Вышли на верхние Кичкидаровские ночевки. Вышли на ледник, организовали связки.
8:00 – начали движение в сторону седловины перевала по открытому разорванному леднику, огибая трещины. Через переход доходим до закрытого ледника. Еще через переход подходим под перевальный взлет. Преодолеваем ледово-снежный перевальный взлет в связках (200 м)
12:00 – выход на седловину правее жандармов. Поставили лагерь на выкопанной площадке под скалами рядом с мульдой в которой озеро.

4:00 – выход. Начали спуск с седла правее жандармов. Снежный склон (450) сверху карниз (длина склона 200 м). Провесили 2 веревки после чего начали спуск в связках в 3 такта. У основания перевального взлета небольшой бергшрунд. Преодолевается без особых проблем. Из за того, что возникли проблемы со снежным якорем, спустились на снежные поля к 7:40. Затем начали движение вдоль предстоящего траверса до пер. Фрешвильда 2Б. Путь представляет из себя закрытый ледник с явными трещинами. Подъем с полей на перевал Фрешвильда 2Б пологий закрытый ледник, местами разорванный.
9:00 – вышли на перевал Фрешвильда 2Б. Погода начинает ухудшаться. записка в туре ближе к скальному выступу немного выше перевала. С обратной стороны перевала уже слышны частые камнепады.
9:20 – начали движение с перевала в сторону г. Юном. Подъем начали в районе 2 – ого правого кулуара, сначала с одновременной, потом с попеременной страховкой. Для преодоления камина пришлось провесить около 30 м перил. Затем вылезли на гребень и с попеременной страховкой продолжили движение в сторону вершины. Путь по гребню читается легко, много жандармов и изгибов, почти все препятствия обходятся с правой стороны. Много рельефа, страховка организуется легко. Лазанье простое, за исключением нескольких участков по 5-10м.
12:00 – вышли на вершину. Погода – идет снег, туман. записка в банке, привязанной к перу самой верней точки.
12:20 – начало спуска. Сначала движемся с одновременной страховкой. Далее провесили 15 м дюльфера влево по ходу на полку, и затем около 40 м дюльфера на небольшое снежное седло перед жандармом. Справа краниз. С седла провесили вниз по ледовому склону (500 - 600) 2 по 50 м дюльфера. Прячась от камнепадов за скальными выступами, провесили 2 косых дюльфера в право по ходу и вышли на скально – осыпное ребро. По нему снова поднялись с одновременной страховкой на хребет. Таким образом обошли 2 жандарма. Далее по хребту, обходя жандармы слева по ходу, по их границе льда и скал, вешаем 25 м дюльфера. Спускаемся на снежное седло с карнизом (50 м). Одеваем кошки и продолжаем идти с одновременной страховкой. Преодолеваем слева по ходу (по скалам и осыпи) последний жандарм и поднимаемся на ровную часть хребта (широка часть.) Сначала она скальная, затем снежная. Справа по ходу снежные карнизы.
21:00 – спускаемся по крутому снежному гребню обратно к палатке.

7:00 – выход. Начали траверс зайцев слева по ходу с одновременной страховкой. Прошли по границе скал и льда, иногда выходя на скалы.
8:00 – вышли седловину пер. Кичкидар. Между жандармами. (ложная седловина)
8:20 – продолжили траверс. Преодолели жандарм Зайци слева по ходу по границе льда и скал.
9:00- вышли к основной седловине пер. Кичкидар 2Б. записка на скалах со стороны вершины Кичкидар.
9:15 – начало траверса г. Кичкидар. Осыпной равномерный подьем. Страховка одновременная, легкое лазанье. Ближе к вершине среднее лазанье.
10:20 – вышли на вершину Кичкидар, рядом с вершиной пологая полочка, записка там же в туре.
11:00 – начали движение с вершины. Первая петля непосредственно на остром пике вершины. провесили 20 м дюльфера до первой полки. 40 м до второй, забирая влево по ходу, 40 м – до крутой косой полки, отвесный дюльфер(<<Тут фото 2-10.jpg>>) до крутого льда (ок 60 гр), затем 35 м горизонтальных перил до снежной седловины. На седловине тур с запиской заблудившихся альпинистов, которые не нашли перевал Чегемский.
14:00 – обед
14:30 – выход. Огибаем жандарм слева по ходу со сбросом высоты. Выходим на длинную снежную седловину перевала. Чемский 2Б. В конце седловины на скалах внизу тур. Сняли записку. Продолжили движение, траверсируя снежный купол в сторону пер. Донкина. После Купола по снежному склону спускаемся на скальное седло пер. Донкина 2Б (17:00) – гроза, снегопад.
17:10 – начинаем спуск в сторону верхних Кичкидаровских ночевок. Идем по закрытому леднику. Местами обходим трещины. Сначала прижимаемся к правому борту, почти под скалы, затем выходим на среднюю часть. По следам на леднике выходим к верхним Кичкидаровским ночевкам. Прямо от них спускаемся по мелко- и средне- осыпному склону на ледник, по которому выходим к средним Кичкидаровским ночевкам (18:10).

5:00 – выход по леднику в сторону пер. Голубева 2А
6:25 – подошли под пер. взлет. Формируем связки и начинаем подъем. Перевал ледовый. в нижней части небольшой берг с мостами по краям. Прошли в связках через левый мост. В верхней части становится крутовато и сужается. Возможны камнепады, при спуске на эту сторону рекомендуются перила.
7:10 – вышли на пер. Голубева. седловина достаточно широкая осыпная, тур с запиской в 2 метрах выше седловины. Спуск средне – осыпной, в связках выходим на закрытый ледник, движемся огибая трещины и забирая немного вправо. Ближе к основанию ледник становится более разорванным и открытым. Движемся, придерживаясь левого берега долины. Ледник заканчивается и начинается крупно – осыпная морена + конгломерат. Обойдя ледопад и бараньи лбы, пересекаем ручьи вытекающие из ледника и поднимаемся на правобережную морену, за которой озеро с оборудованными стоянками.погода сильно портится
12:00 – встали на лагерь. Ливень, снег, порывистый ветер.

10:00 – выход. Дождь, сильный ветер. Спускаемся по конгломератному склону в сторону начала ледника Башиль. Есть тропа. Видимость вниз ограничина. Следует передвигатся аккуратно, что бы не скидывать вниз на тропу камни. Выходим к леднику, одеваем кошки и пересекаем его. Подходим под правый берег долины Башиль. Начинаем подъем по конгломерату в сторону Лычатских ночевок. Преодолеваем крутой конгломератный гребень с выходом на довольно пологий травянисто – осыпной склон, по которому идет тропа. По тропе к 13:00 выходим на Лычатские ночевки. Места хорошие в моренном кармане, со стеночками. Вода в колодце. Ставим лагерь. Пасмурно, мелкий дождь. Сильный морозный ветер.

6:00 –выход,. Пересекаем морену и движемся в сторону пер. Бодорку. Выходим на ледник, одеваем кошки. Ледник открытый, практически без трещин. Пересекаем ледник слева-направо и выходим на закрытую неразорванную часть ледника. Через пару переходов подходим под перевальный взлет. Ледник здесь закрытый с большим количеством трещин и разломов. Огибая их по центральной части ледника к 10:30 выходим на пер. Бодорку 2Б. Погода облачно, ветер.
11:10 – выход. Траверсируем снежный склон в сторону пер. Бодорку Сев. скальные выступы обходим слева, внизу виден бергшрунд. Через 20 мин выходим на пер. Бодорку Сев.. Начинаем спуск в сторону пер. Чат. Спускаемся сначала по снежнику, потом вдоль ранклюфта, затем пересекаем его и через 600 м выходим по закрытому леднику на седловину пер. Чат 3А. Ставим на площадке лагерь. Обед.
15:30 – выходим радиально на пик Баумана. Через 1 час на вершине. Подход в связках по леднику, снежно-ледовому склону и простым скалам. До Вершины 1 веревка 40м простых скал. На пике места очень мало, необходима страховка. записка в банке в трещине со стороны долины Башиля.
Вернулись в лагерь в 19:00

6:00 – выход. Начинаем спуск в сторону долины Чегема. Идем по закрытому леднику, придерживаясь левого борта ледника. Затем подходим под нунатак, обходим его слева по ходу и забираем влево. Выходим к языку ледника и спускаемся с него. Снимаем кошки связки. Далее движемся по осыпи между бараньими лбами. Затем траверсируем склон влево и выходим на гребень морены. Пройдя по нему 600 – 700 м (Камнеопасно, необходимо ставить наблюдающего) спускаемся с него к речке, вытекающей из озера. Переправляемся через нее в 100 – 200 мот озера, по камням и спускаемся по крупно – осыпному склону к языку ледника, и по нему приходим на правый берег реки. По турам через 20 мин выходим к сев. Приюту. Здесь пограничники проверяют пропуска. Далее по тропе спускаемся на язык ледника Китлод и пересекаем его. Двигаясь по правому берегу долины, изредка встречаем туры. Хорошая тропа начинается в месте сужения долины и появления деревьев. По тропе через 50 мин выходим к нарзанному источнику. Еще через 35 мин, пересекая 2 реки по мостам выходим в хвойный лес выше т/б Чегем. Ставим лагерь в 13:00. Часть группы уходит за заброской, остальные занимаются восстановлением снаряжения.

8:30 – выход. Переходим ручей и идем по тропе. Тропа уходит вверх и идет по лесу, затем выводит в моренный карман. (пр. берег). Далее тропа пропадает, появляется много коровьих троп. Идем по травянистому склону, забирая левее по ходу в ущелье Тютюргу. Выходим в долину, по ней течет много ручьев. Движемся по центру долины, постепенно забирая вправо на гребень древней морены. По гребню выходим на ровные площадки рядом с высохшим озером пряо под языком ледника Тютюргу Зап.
12:30 – Бивак. Осмотр ледника, разведка, выявление опасных мест. В 2006г, этот перевал был не пройден из-за повышенной камнеопасности.

5:00 – выход. Движемся в сторону пер. Шаурту по леднику Тютюргу . Огибаем язык ледника слева по ходу по морене и выходим на сам ледник. Движемся в кошках и в связках. Далее ледник выполаживается и становится закрытым. Переходим на правую сторону ледника Выходим в цирк из которого видно седловину перевала Шаурту Зап 2А. Начинаем подъем на перевальный взлет. Преодолеваем бергшрунд, провесим 5 – 10 м перил. Далее выходим на осыпную седловин перевала. Седловина шириной в 2-3м, тур со стороны пика МВТУ.
8:50 – начинаем спуск по осыпному склону ледника Шаурту. Через 40 мин выходим на пологий снежники поворачиваем в сторону пер. Спортивной Дружбы. Подходим под перевальный взлет пер. Спорт. Дружбы. У основания есть бергшрунд ок 3 м. От берга прямо по ледовому склону вешаем 7Х50 м перил, сначала немного вправо, затем в средней части забирая больше влево. Таким образом не выходя на ледовое «пузо» и не заходим в камнеопасные зоны по краям ледника. Далее склон выполаживается, в связках с одновременной страховкой, обходя трещины выходим на седловину перевала. На осыпи со стороны Башиля 50м ниже, на готовых площадках склона п.МВТУ ставим бивуак (15:30) есть места под 2 палатки, вода - только в солнечное время или снег осмотр маршрута на пик Ак-Тау

6:00 – выход. Траверс в направлении вер. Ак – тау. Движение по снежному, местами ледовому склону в связках. В центральной части разрушенный жандарм, обходится справа. Самое крутое место подъема – до 45 гр. Идем с одновременной страховкой. На крутых участках оставляем 8 буров, которые потом используем для спуска.
7:50 – на вершине. вершина осыпная, тур явный. С вершины прекрасный обзор на Безенгийскую стену.
9:30 – спуск по пути подъема в лагерь на перевале.
10:10 – начинаем спуск в сторону лед. Безенги. Спускаемся слева от снежной седловины перевала по осыпи (200 – 300 м). Далее начинаются скальные сбросы. Вешаем 2Х50 м дюльфера, (Камнеопасно!) спускаемся на небольшой закрытый ледник Скальный. Скалы отвесные, при выходе на ледник большой ранклюфт, шириной в 2-3м и глубиной до 10м преодолевали маятником. Движемся по центру ледника в связках. По сторонам очень интенсивно летают камни. Доходим до открытой, разорванной части ледника. Огибая трещины, доходим до его основания и вешаем 2х50 м дюльфера, (т.к спусковой кулуар справа сильно камнеопасен) чтобы спуститься на морену прямо перед ледником. В метрах 300 от ледника на ровных осыпных площадках обедаем (15:20).
16:20 – выход. Движемся вниз по осыпи по левому берегу реки. Далее, в районе небольшого водопада, переходим на правый берег, на травянистый склон и спускаемся по нему. Выходим на тропу и по тропе, огибая скальный сброс, выходим на ночевки «Ядра» у водопада (18:00).

9:30 – выход. Спускаемся от площадок по травянистому склону вдоль оврага, где течет река. Через 400 м выходим к крутому (около 450) конгломератному склону (150 м), выходящему на ледник Безенги. Вырубая ступени в конгломерате, выходим на ледник, закрытый покрывной мореной. Пересекаем его (на правую сторону) м выходим на тропу. По ней к 11:40 выходим в а/л Безенги.

8:20 – выход. Идем от а/л Безенги вверх по леднику Безенги. Тропа идет по правому берегу ледника и заканчивается в районе Миссискоша. Далее выходим на середину ледника и движемся по ней. Проходим два больших камня и через 1 переход доходим до поворота ледника. Забираем по открытому разорванному леднику на правый берег и начинаем подъем по тропе. Пересекаем речку и по скальным выходам выходим на практически ровную (с небольшим перепадом) морену. В начале морены есть место для палаток с водой. Движемся по гребню морены в сторону австрийских ночевок. Непосредственно перед ночевками морена упирается в скалы. Тропа уходит серпантином по осыпи и проходит под скалами, и через 300 – 400 м выходит на Австрийские ночевки. Здесь есть домик спасателей.

14:20 – встали на ночлег.
28.08.2010
Австрийские ночевки - (пер. МВТУ 2А, 4016м + пер. Спартак 2А, 4110м)=2А
6:10 – выход. Движемся по правому берегу долины по осыпи, затем выходим на открытый ледник. Далее ледник становится закрытым. Прямо по ходу впереди перевал Дыхниауш 2Б На снежнике видна тропа. По ней выходим в верхний цирк, откуда видим пер. МВТУ 2А. Подходим под перевальный взлет (около 80 м : 30 м снежник+ берг у основания и 50 м осыпь).
10:35 – выходим к туру пер. МВТУ 2А. Седловина не явная и не широкая.
10:50 – начинаем спуск. Сначала 50 м осыпи (400), а потом 150 м снежник с небольшим бергом у основания. Спустились в цирк и начали подъем на пер. Спартак. Пер. взлет – берг – 10-15 м, снежник 60 - 70 м, мелкая осыпь 350 – 400 .
13:30 – вышли на перевал Спартак 2А. Есть место под палатку. Встали лагерем. , разведка и осмотр маршрута на Башхаауз и на ледних Крумкол.

6:00 – выход. Траверсируем склон в сторону пер. МВТУ. Постоянно набираем высоту. Проходим у основания небольшого снежника и выходим на скальный отрог гребня. Формируем связки и движемся до гребня. По гребню движемся до вершины, периодически организуя промежуточные пункты страховки.
7:40 – на вершине на вершине не большая осыпная полка. Тур явный, прекрасный вид на Северный массив и Безенгийкую стену 8:10 – начали спуск по пути подъема 9:40 – в лагере. Решаем понаслаждаться последним днем на высоте и устраиваем дневку…

6:00 – выход. В Связках спускаемся по центральной части ледника. Начинается лабиринт ледопада.
8:00 - Спускаемся по правой стороне левой ветки ледника Крумкол. Много разведок и неудачных путей, много прыжков через трещины.
9:00 – выходим на нижнюю пологую часть ледника. Она открыта и не разорвана в правой по ходу части. Спускаемся до языка. Далее вправо-вниз по правой стороне реки по травянистым полкам и осыпям спускаемся на зачехленный ледник Башхаауз. Обед.
12:30 – по левой стороне ледника, а ближе к языку по правому борту выходим на правый берег долины Дых-Су
16:15 – в лесной зоне на берегу ставим бивуак, ручьев с чистой водой мало.

7:30 – выход по берегу, прижимам осыпям, зарослям, буреломам и прочим прелестям спускаемся до слияния справа с рекой Черек Балкарский.
12:15 Не доходя до слияния 300м есть мост, от него натоптанная старая пастушья тропа по описания идущая до старого города. Тропа хорошая с мостами через все притоки. При наступлении сумерек разбиваем бивак рядом с тропой на травянистой полочке. Вода в ручье 50м от лагеря.

7:30 – выход по тропе. Через пол километра выходим на деревянный наклонный мост через Черек Балкарский. Переходим на правый берег и по дороге спускаемся в 11:20 в пос Верхняя Балкария. За полтора км до поселка на границе погранзоны стоит застава.