Горы мира > Западная Европа >

Автор: Дмитрий Шатров, Торонто-Москва

Восхождение на Монблан. Часть 1.

Монблан. После Эльбруса (5642) - самая высокая точка Европы, возвышающаяся на высоту 4810 метров над уровнем моря. Легендарная, манящая вершина в самом центре Альп, место ежегодного паломничества тысяч альпинистов со всего мира. Лед, камень, непредсказуемая погода, повышающая сложность отдельных участков маршрута до четвертой категории… Традиционно, все восхождения на Монблан начинаются в Шамони - альпинисткой столице и приятном туристическом городке у подножия гряды. Существуют два маршрута: прямой, идущий по часовой стрелке через Aguille du Midi (3842), и обратный, когда вы совершаете восхождение суточным марш-броском через Aiguille du Gouter (3863). Наша экспедиция решила пойти по классическому прямому пути, с обходом всей гряды Монблана и заходом на основные ее вершины.

24-70/2.8 (ISO 200, f/9.0, 24 мм, 1/800)

Такой вид открывается со смотровой точки любому желающему, кто не пожалеет 26 евро и не побоится подняться на подъемнике из теплого Шамони на продуваемую со всех сторон площадку Aguille du Midi. Если вы все-таки рискнули, имейте в виду, что на этой высоте даже летом температура редко поднимается выше десяти градусов.

За какие-то двадцать минут подъемник доставит вас из жаркого туристического лета в холодную альпийскую зиму. Очень забавно наблюдать японских туристов, шумной гурьбой высыпающих из вагончика. Первые несколько минут они восхищенно щелкают своими "мыльницами" направо и налево, а потом с повизгиваниями устремляются греться в закрытый ресторан, специально выстроенный на вершине.

Aguille du Midi - место уникальное. Снимаю шляпу перед мастерством инженеров, умудрившихся возвести целый жилой комплекс в отвесной игле на высоте без малого четыре тысячи метров. В том году я уже показывал вид на эту постройку. Кстати, вертолеты кружат над Альпами все время. Это и коммерческие вертушки, и машины спасателей. Порой на ледниках только их присутствие и говорит о том, что вы в цивилизации...

Выход на маршрут прозаичен. От туристов тропу отделяет только крохотная калитка с символическим запором. Все правильно, если у кого мозгов нет и захочется геройства - тогда и замок не спасет: два шага в сторону, и перед тобой откроется пропасть.

Aguille du Midi - не только точка заброски, но и начальное место экипировки. Полчаса уходит на то, чтобы полностью собраться и подтянуть снаряжение: ботинки, кошки, самосбросы. Начало маршрута напоминает муравьиную тропку, натоптанную поколениями ушедших вперед муравьев. Большинство приходит за однодневной акклиматизацией. Такие группы спускаются чуть ниже, иногда стоят дневным лагерем, набирая "высоту", а потом возвращаются в Шамони последним вагончиком, чтобы потом пойти на восхождение "обратным" маршрутом.

На первых минутах это не тропа даже, а настоящая колея. Эдакий горный час-пик. В первый день нам предстоит совсем мало работы. Для "нового" человека подъем с 1400 метров до 3800 - вещь далеко не самая гуманная. В висках стучит, дыхание учащенное. Если остаться на этой высоте более чем на три-четыре часа, то придет "горняжка", а потому наша задача - спуститься в долину метров на 400 ниже и встать лагерем. Акклиматизационный выход и легкая физическая нагрузка - остальное организм сделает сам.

Вечер первого дня. Эта изрытая трещинами махина - гора Mont-Blanc du Tacul (4248). С ее обратной стороны бушует непогода, накрывшая нас плотным слоем града не далее как за час до этого. Удивительно, первый раз попал под градины, оставляющие после себя синяки… Поток альпинистов иссяк. То ли непогода погнала всех в Шамони, то ли прямой маршрут в самом деле не пользуется такой популярностью, но к закату кроме нас в долине стояло всего две палатки.

Продолжение следует....

Монблан высшая точка Альп. Назвать его вторым по высоте в Европе после Эльбруса никак нельзя. Куда тогда отнести Дыхтау и другие "пятитысячники" Кавказа?