Горы мира > Крым > мыс Айя

Автор: Андрей Жерноклеев, г. Москва

Крым. Юго-западная стена мыса Айя. Маршрут "Стрегор"

Название маршруту дали – “Стрегор”. В память о Ю.Стрельникове и Н.Горюнове, пропавших на Кавказе зимой 2004 года.

Категории пока нет, только описание участков. Поскольку продолжение до верха стены в ближайшее время сделать не удастся, а прохождения уже были, даем описание “в народ”.

Подход от КПП санатория “Мыс Айя” - около 30 минут.

Маршрут класса “sport-route”. Снаряжение - 15 оттяжек и 2 петли (для подстраховки на 5-ом участке). Обязательна веревка в 60м (или 2 веревки меньшей длины) и каски.

Маршрут “Стрегор” начинается на 10м правее начала маршрута “Ворота”, который летом 2004 года, силами А.Жилина и В.Могилы - был восстановлен и оснащен станциями в своей нижней части (до выхода на правую полуарку карниза “Ворота”).

Особенности породы вблизи моря не позволили полностью очистить стену на маршруте. Попадается достаточно хрупкая порода. На отдельных участках третьего и четвертого участков, вблизи новых точек - проходит старинная сгнившая шлямбурная дорожка неизвестного маршрута, “под перестежку”. Некоторые старые ушки уже обломались, а втулки раскрошились. Предположительно - маршрут Горбенко, но подтверждения этому пока нет, ибо выше карниза следов лазания нет.

Сейчас подготовлено 6 участков из 12-15 (оценочно).

1-ый участок: лазание на ногах (25м, 6а+).
2-ой: (25м, 6b).
3-ий: (25м, ). Есть небольшое нависание.

4-ый: самый сложный (до 7b, 20м). В начале участка – карниз, с большим подхватом. Немного страшновато было за него браться. Дальше - лазание существенно упрощается, выходя из-под нависания в щель (5c, 25м) Осторожно! Пока есть “живые” камни.

5-ый: На этом участке можно использовать петли для подстраховки, расстояние до первого крюка - 6-7 метров, но лазание несложное (, 25м).

6-ой: Последняя веревка, интересное лазание по щели (6b, 25м).

Нитка маршрута “Стрегор” сейчас доходит только до средней части стены. При спуске по пути подъема - маятники небольшие. Для ухода на маршрут “Ворота” нужно траверсировать влево 15-20 метров по полке, до большого дерева под правой “воротиной”.

Станции на сдвоенных шлямбурах (10мм). Кроме одиночного – в середине 4-ого участка, который при спуске лучше миновать и уйти сразу на 2 участка вниз.

Полное прохождение подготовленных участков (в 2005 году):

С.Надточий “Тер” (Симферополь),
О.Пугач (Симферополь)

А дальше?

Интересно, будет ли продолжение этой эпопеи? А то получается, что на огромной стене (для крыма - одна из самых протяжённых, если не самая - на воротах я насчитал 12 верёвок) - маршрут проложен только до середины. Шестиверёвочных мультипитчей по крыму сейчас - пруд пруди. А десятиверёвочный - наверное, первый будет.