Автор: П.П.Захаров – (по материалам журнала «Мужской характер»)

К 120-летию Кавказского Горного Общества (КГО)

Кавказское Горное Общество - одна из старейших общественных организаций на Кавказских Минеральных Водах.

Пятигорк. Парк «Цветник»

(Перед входом в кафе «Цветник» - памятник Кисе Воробьянинову) В конце XIX века представители прогрессивной интеллигенции Пятигорска, составили и отправили в Петербург Министру Земледелия и Государственных Имуществ, проект устава Кавказского Горного Общества. 14 декабря 1901 года этот проект был Высочайше утвержден.

Что же явилось отправной точкой создания такой общественной организации? Конечно, прежде всего, это местоположение города Пятигорска в системе Кавказских Минеральных Вод: живописное вулканическое предгорье с красивыми вершинами лакколитов, близость Эльбруса. Второй причиной стала постройка в 1895 году железнодорожной ветки от Кисловодска, что привело к резкому увеличению количества отдыхающих, стремившихся поближе познакомиться с местными красотами природы. Третья причина – это сами пятигорчане, страстно влюбленные в свой край. Местная интеллигенция понимала важность (а значит и необходимость) создания общественной организации, которая наряду с туризмом и альпинизмом, занималась бы изучением гор Кавказа.

Даже на уровне сегодняшних достижений отечественного альпинизма и туризма, трудно переоценить огромную роль, которую сыграло в первые годы появление КГО. В большей мере своим возникновением оно обязано энергичной деятельности неутомимого альпиниста и путешественника Рудольфа Рудольфовича Лейцингера. (Страницы истории русского альпинизма. Лейцингер Р.Р. Mountain.ru 9.02.2011).

Именно он первым поднял вопрос о создании Общества в Пятигорске. И вот 23-го июня 1899 г. в «Николаевском цветнике» Пятигорска (до сих пор краса и гордость жителей города) состоялось первое собрание лиц, сочувствующих учреждению Горного Общества. Собралось 50 человек под председательством доктора Оттона Антоновича Чечотта - хорошо известного в то время отличного знатока Кавказа. На этом собрании были выработаны основные положения будущего устава, определены цели, средства и состав общества, определена сумма ежегодных взносов – 5 рублей. Основной идеей Общества было – «служить проводником альпинизма на Кавказе, привлекать в наши горы возможно большее количество туристов». Вскоре Правление Общества начало выписывать из Швейцарии такие необходимые принадлежности альпиниста, как ледорубы, кошки, горные палки (альпенштоки), палатки и другое снаряжение.

Дом Кавказского Горного Общества в Пятигорске

Дальше следует привести основные хронологические даты деятельности КГО: 1902 г В первый же год своего существования Общество поставило вопрос об устройстве приюта для туристов на вершине Бермамыта (35 км. от Кисловодска). Серьезную помощь Обществу в этом деле оказал директор Кавказских Минеральных Вод В. В. Хвощинский, передавший в распоряжение Общества разборный «Деккеровский» барак (с кроватями, деревянными диванами и 4 умывальниками), который устанавливался на летнее время. При бараке постоянно работал буфет. После того как этот барак пришел в негодность, московский промышленник и кисловодский дачевладелец Н.А. Балин подарил КГО 1000 рублей на строительство туристического приюта на Бермамыте. Вскоре сюда была проложена вполне приличная дорога. В августе 1912 г. члены Общества Н.С.Григорьев (Кисловодск) и петербургский инженер С.Н.Чаев благополучно достигли вершины Бермамыта на автомашине марки «Опель». Сегодня такое представить себе очень трудно – там царит настоящее бездорожье, по которому, не всякий «внедорожник» поднимется к месту бывшего приюта.

1903 год. Кавказское Горное Общество получает свой флаг. На полотнище цветов государственного флага России начертаны буквы «К.Г.О.»

И выпускает свой знак. В серебряном овале с черным ободком четыре выступа. Ободок покрыт белой эмалью, по которой идет золотая надпись: «Кавказское Горное Общество. Пятигорск». Овал покрыт финифтевыми изображениями горных вершин с хижиной и деревьями у подножья. В нижней части овала золотой полу-венок с золотой пластинкой и датой образования Общества. Члены Общества должны были носить знак на банте из ленты Российских национальных цветов, продетым в золотую серьгу. На оборотной стороне гравировались данные владельца: его звание, имя, отчество и фамилия.

Личный знак члена КГО

1907 год. «Неугомонный швейцарец», так его называли друзья, открыл в своей усадьбе ученический приют, по сути дела - школьную турбазу, которая принимала до 250 учащихся одновременно. Проживание в «Ученическом приюте КГО» было бесплатным. Ученикам помогали снаряжением, давали консультации, закрепляли за каждой группой опытного гида (и это совершенно бесплатно!) с целью популяризации туризма, альпинизма и экскурсий. Это направление деятельности КГО нашло полную поддержку в Российском обществе туристов, при котором в 1907 году была создана специальная комиссия «Образовательные экскурсии по России». После получения написанной Р.Р.Лейцингером брошюры на эту тему, попечитель Кавказского учебного округа издал специальное распоряжение «Об ученических экскурсиях», в котором в частности говорилось: «Доставляя учащимся возможность приятно провести время, способствуя правильному развитию их физических сил, сообщая им бодрость духа и ясность мысли, развивая и укрепляя их силу воли путем борьбы с теми препятствиями и неудобствами, которые нередко приходится преодолевать, экскурсии способствуют развитию у молодежи чувства любви к природе, наглядно и непосредственно знакомят детей с ее силами и неисчерпаемыми богатствами, развивают любознательность, изощряют наблюдательность, усиливают самодеятельность давая возможность детям получить самое чистое и высокое наслаждение от картин природы, экскурсии содействуют развитию эстетического вкуса, стремления ко всему истинно прекрасному знакомя на памятниках седой старины с прошлой историей предшествующих поколений, представляя между тем возможность наблюдать современную жизнь родного народа со всеми ее радостями и горестями, экскурсии могут заронить в сердца юношей и детей семена сознательной любви к Родине и деятельное влечение работать на ее пользу и тем самым способствовать выработке здравых жизненных идеалов, созидание которых составляет ближайшую задачу шкалы».

Ну, впрямь подходящие мысли и слова для сегодняшнего состояния детского туризма!

И далее. Подчеркивалось, что просвещением молодежи стали заниматься очень известные на Кавминводах люди, к примеру: краевед и фотограф Григорий Иванович Раев, ученый-химик, поэт, фотограф, издатель журнала «Кавказские курорты» Виктор Михайлович Будрик и другие. В разное время оказывали поддержку КГО и знаменитости того времени: Его Императорское высочество, Великий князь Дмитрий Романов, князь Григорий Голицын, эмир Бухарский Сеид-Абдул-Хан, генерал от инфантерии Александр Фрезе, министр путей сообщения Сергей Рухлов, ученые, издатели.

Список почетных членов КГО мог бы украсить любое собрание высших российских сановников: великий князь Дмитрий Константинович, Кавказский наместник граф И. И. Воронцов-Дашков, эмир Бухарский Сеид-Абдул-Ахад-Хан, тайный советник Н. А. Султан-Крым-Гирей, несколько министров, генерал-губернатор Терской области генерал-лейтенант Г. Колюбакин, председатель Русского Горного общества в Москве А. К. фон Мекк.

1909 год. На ЮВ склоне Эльбруса, на так называемом «Кругозоре», на высоте более 3000 метров, силами КГО был сооружен каменный приют, положивший начало реализации планов Лейцингера, согласно которым предполагалось проложить пешеходную тропу на вершину величайшей горы Кавказа (!). В 1910 г. после смерти Лейцингера общее собрание Общества постановило назвать эту хижину Лейцингеровской.

1912 год. КГО прилагает много усилий для улучшения существующих и прокладке новых колесных дорог в горах Центрального Кавказа. В Министерство путей сообщения направляется ходатайство о проведении колесной дороги до ледника Азау и подножия Эльбруса. Спустя некоторое время на эти цели было ассигновано 1000 рублей. В этом же году Правление Общества решило принять все меры, чтобы приобрести на правах долгосрочной аренды участок земли на горе Бермамыт для устройства там более благоустроенного приюта. Документы того периода подтверждают это: «…для продвижения этого вопроса Общество начало переговоры с уполномоченными Кабардинского народа и, получило, в конце концов предложение от присяжного поверенного Шаханова, состоящего уполномоченным Кабардинского народа и сопредельных племен, прислать на Бермамыт комиссию от Горного Общества для отмежевания участка и предварительных переговоров об условиях аренды».

1913 год. В отчетном докладе Российского Горного Общества за этот год говорилось: «Идеи альпинизма захватывают у нас, в России, все более и более широкие массы, и интерес к горам с каждым годом возрастает. Особенно это сказывается на Кавказе, где организован «Главный Комитет поощрения туризма». Это Общество предполагает устроить гостиницу и завести своих проводников в районе Безенги, что значительно продвинет вперед развитие горного туризма и альпинизма в горах Центрального Кавказа. Этому будет способствовать строительство высокогорной хижины на ледниках Безенгийской стены, организация системы проводничества и выдача письменных удостоверений проводников подготовленных из горцев Карачая и Балкарии.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война на годы остановила во всем мире альпинистскую деятельность. Ураган 1917 года, разрушивший до основания уклад жизни в старой России, полностью свел на нет и работу Кавказского Горного Общества. «Ежегодники КГО», вышедшие в свет в 1904–1913 гг., давно попали в разряд раритетов.

Так выглядел раздел рекламных и других объявлений в «Ежегодниках КГО».

Просуществовав сравнительно небольшой срок, КГО оказало большое влияние на развитие культурной жизни народов Кавказа, а также на развитие отечественного туризма, альпинизма и экскурсионного дела. Вызывает восхищение та горстка людей успевших так много сделать и явивших нам удивительный пример реального патриотизма.

P.S.
Выдержка из мероприятий КГО наших лет и посвящений Р.Р.Лейцингеру:

• Ноябрь 1986 года, в г. Пятигорске открыта Окружная станция юных туристов городов Кавказских Минеральных Вод (ОкрСЮТур).
  • Март 1989 года, ОкрСЮТур проводит в Пятигорске, 1-е Всероссийские соревнования школьников по горному туризму.
  • Апрель 1990 года, проводится первая городская конференция «Кавминводы - МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».
  • Апрель 1992 года, на базе ОкрСЮТур создан Центр детско-юношеского туризма и экскурсий (ЦДЮТиЭ) города Пятигорска. Размещается в усадьбе Р.Р.Лейцингера.
  • Октябрь 1995 г., специальная комиссия установила место захоронения Р. Р. Лейцингера на старом кладбище. Два года спустя, на его могиле был установлен памятник.
  • Сентябрь 1997 года, на фасадном здании усадьбы Р. Лейцингера установлена мемориальная доска.