Горы мира > Каракорум >

Хидден Пик. 7-16 марта 2011г

Гефрид и Алекс на высоте 5900m,
между Гашербрумом La (перевал) и Гашербрумом 1

Луи и Алекс ищут путь через ледник
на высоте 6300m ниже Гашербрум La (перевалом)

Луи и Тхиксон на восхождении в крутом и холодном
японском кулуаре на высоте 6650m
7 марта. В понедельник группа вышла на штурм вершины из базы в 4 часа утра. В их планах было: подняться и переночевать в промежуточном лагере С1 на высоте 6300м. 8 марта, во вторник подняться как можно выше и провесить перильные веревки по крутому ледовому склону. Ночевка в лагере С1. 9 марта, в среду, подняться по перильным веревкам и установить промежуточный лагерь С2. 10 марта, в четверг, достичь вершины Хидден Пика. 11 марта, в пятницу, спуститься в базу.

8 марта. После долгих часов ожидания в конце второй половины дня от Гефрида пришел долгожданный телефонный звонок. Гефрид и его группа весь день работали на новом маршруте в сложных погодных условиях. Была пройдена технически сложная крутая ледовая стена. К 7-30 вечера альпинисты достигли высоты в 6650 м. «150 м маршрута были особенно сложными» - передал Гефрид. На следующий день альпинисты собираются пройти стену и поставить следующий промежуточный лагерь на седле (около 7000м.) Если этот план осуществится, то велики шансы того, что в четверг они будут стоять на вершине Хидден Пика. 9 марта. Как видно по Messenger Spot –карте и позднее подтверждено по телефону, Гефрид, Льюис и Алекс спускаются. В настоящее время альпинисты находятся в лагере 1, далее они продолжат спуск в базовый лагерь. О причинах неудачи Гефрид не смог ничего конкретно сказать, в связи с неудачной попыткой преобладает разочарование. В ближайшие дни будет подготовлен подробный отчет. Самое главное, что все здоровы.

Лагерь № 2 на 7050м. Вид у Алекса очень грустный, и это не случайно.
Сильный ветер не прекращается с 2-х часов ночи до 9 часов утра

10-12 марта. Отдых, отчет о неудачной попытке. Попытка сорвалась из-за плохой погоды: штормовой ветер, облачность, предельно низкие температуры. Получен прогноз солнечной погоды на ближайшие дни. В базе 12 марта солнечно, относительно безветренно и тепло. Команда принимает решение повторить попытку штурма. Отказ от мысли пройти новый маршрут. Штурм планируется провести в альпийском стиле по классике (японский кулуар).
Далее – текст по заключительному отчету Гефрида Гёшла.

13 марта. В воскресенье, в 5 часов утра, загруженные снаряжением и питанием на четыре дня, мы отправились на штурм вершины. Шансы на возможный успех предприятия находились на грани человеческих возможностей. После нескольких часов продвижения по леднику Гашербрум, во время которого мы несколько раз проваливались в закрытые трещины, нами достигнута высота 5900 м. Здесь сделали небольшой перерыв, после чего был продолжен подход к Гашербруму Ла (Перевал между Пакистаном и Китаем, находится между вершин Броуд пик и Хидден Пик-Гашербрум1). На первую ночевку мы остановились через несколько часов подъема, расчищать место для палатки начали в 4 часа дня на высоте примерно в 6200 м, ниже Гашербрума Ла.

Из-за сильного ветра, дующего во втором лагере с северо-востока,
мы крепим палатку веревками.
Крышу было невозможно надеть.
Утром ветер, пришедший с запада, усилился.

Алекс и Гефрид в верхней части японского кулуара
на высоте 7000 метров, спускаются

Алекс и Льюис ниже перевала Гашербрум La, очень измучены
14 марта. Ранним утром в понедельник мы продолжили путь через сераки и трещины в менее опасную зону Гашербрума Ла. После полудня мы вошли в японский кулуар. С высоты 6600 м кулуар имеет сложный ледовый и скальный рельеф. В 5 часов вечера мы вышли из кулуара и на высоте около 7000 м нашли ровную площадку для палатки. Вершина смотрелась совсем рядом, рукой подать. Вопреки прогнозу, бушевал сильный ветер с северо-востока. Мы укрепили растяжками основание палатки, но не было никакой возможности установить крышу. Из-за этого нас ожидала холодная ночь, мы были менее защищены от сил природы. Тем не менее, на ночевку мы устраивались с оптимизмом, так как по прогнозу сила ветра должна была снижаться, и мы надеялись на благоприятные условия восхождения на маршруте до самой вершины.

Алекс и Гефрид в конце дня с тяжелыми рюкзаками
после долгого спуска с высоты 7000 м.

15 марта. После очень холодной бессонной ночевки, мы были готовы начать восхождение в 2 часа ночи. Несмотря на наши ожидания, ветер бушевал ночью без перерыва. Он дул со скоростью 80 км/ч, а это значило, что его скорость на вершине должна была быть не менее 100 км/ч. Изменений в погоде мы ждали до 9 часов утра, после чего вынуждены были признать, что у нас нет никаких шансов, попытка восхождения в таких условиях будет самоубийством. Для того, чтобы выжить, необходимо было спускаться вниз. Поздно ночью, грустные, мы добрались до базового лагеря. Впрочем, и внизу нам пришлось пережидать очень плохую погоду несколько дней. Около 50 дней мы боролись за первое зимнее восхождение на Хидден Пик, но на этот раз удача нам не сопутствовала.

16 марта. Отдельное заявление мы бы хотели сделать о нашем друге, докторе Карле Габле. Мы очень благодарны Карлу за огромные усилия, приложенные им для составления точного прогноза погоды. Альпинистам всех стран он известен, как один из лучших экспертов в области прогнозирования погоды в условиях высокогорья. Но даже самое лучшее образование, знание, опыт и техника не помогут предвидеть местные изменения погоды, особенно в горах Каракорума. Он не несет ответственности за то, что мы оказались не на высшем уровне. Мы должны признать, что природа все ещё скрывает от нас некоторые особенности, которые неподвластны нашим возможностям. И хорошо, что это есть.

Броуд пик. Эпилог

7.03.2011 г. понедельник

Из базы от Рафала Фрони.
Штурм вершины начался не лучшим образом. Ситуация с погодой на склонах вершины диаметрально поменялась. Сейчас в С2 бушует ураган со скоростью 100 км/ч, но это не самая худшая информация.

Поднявшись к С2, штурмовая группа обнаружила совершенно изорванную палатку. Ситуация в С2 выглядит следующим образом: Артур Хайцер и Али Раза, а также Али Садпара пытаются установить принесенную палатку (легкая палатка для установки лагеря С4-прим.перевод.). Роберт Шымчак и Кшиштоф Старек укрываются остатками изорванной палатки, используя ее в виде укрытия от ветра. Всех их ожидает тяжелая ночь.

Прогнозы на следующие дни вносят корректировки в силу ветра. Несмотря на оптимистичные вести по метеопрогнозу от Петра, получены сообщения от Карла Габла, который пишет о возможности увеличения скорости ветра: во вторник . 8 марта – до 70 км/ч, в среду с прогнозировавшихся ранее 20 км/ч до 45 км/ч, а в четверг, 10 марта- свыше 70 км/ч.

В настоящее время Мартин Качкан находится в такой же ситуации в лагере С1, палатка чрезвычайно изорвана. Ждем дальнейшей информации с горы. Что касается нашего завтрашнего выхода – сидим и ломаем голову: прогноз на четверг практически не оставляет нам шансы на штурм, но девиз экспедиции – надежда умирает последней.

В настоящий момент решение следующее: выйдем в качестве группы поддержки для того, чтобы восстановить промежуточный лагерь С2, кроме того поднимем еще одну (уже третью) палатку и самые необходимые вещи.
Скрещивайте пальцы, а мы не выпускаем из рук анемометр.

На снимке: Подход к лагерю 3.

8.03.2011г. вторник

Артур Хайцер передает:
В лагере 3 сейчас находятся Кшиштоф Старек, Роберт Шымчак, Артур Хайзер и Али Садпара. Обе палатки в этом лагере сорвало, укрываемся в остатках палаток прежних экспедиций.
В лагере 2 ночуют Рафал Фроня, Ярек Гаврысяк и Мартин Качкан.
Али Раза спустился в базу. В базе также находится Петр Снопчиньский.

На снимке: ночевка на снегу в лагере 3 в остатках палатки от предыдущей экспедиции.

9.03.2011 г. среда, 5.00-время Варшавы/9-00 по Пакистанскому времени Ежи Натканьский передает:
Запланированная на сегодня атака первой группы не удалась.
Артур Хайцер и Роберт Шымчак вышли вчера в 23.00 и через 6 часов борьбы отступили в связи с переохлаждением и потерей сил. Ветер, мороз (минус 45 градусов), бивуаки в разодранных палатках сильно подорвали физическое состояние группы. Кшиштоф Старек и Али Садпара спускаются в базу: У Старека – непрекращающийся кашель, обморожения у Садпары.

10.03.2011 г. Неудачный штурм.

Сообщение руководителя экспедиции Артура Хайцера
Перед выходом на штурм в группе шли дискуссии по поводу состава штурмовой группы и даты выхода. Прогнозируемое погодное окно, как это часто бывает в Каракорумах зимой, заменилось на форточку. По первоначальным прогнозам среда и четверг должны были иметь хорошую погоду, последующий прогноз сменился на хорошую погоду только в среду до обеда с малооблачной погодой и силой ветра только в 20 км/ч. Для того, чтобы штурмовать в среду (9 марта) из лагеря 3, необходимо было выйти из базы уже в понедельник. Таким образом, мы остановились на среде: день безветренный, но облачный. Мы посчитали, что солнечный, но ветренный четверг дает нам меньшие шансы на успех. В состав первой группы, выходящей в понедельник, вошли Артур Хайцер, Кшиштоф Старек, Роберт Шымчак, Али Раза и Али Садпара. Во вторник, с меньшими шансами на штурм, вышла вторая вспомогательная и штурмовая группа в составе: Рафал Фроня, Ярек Гаврысяк и Мартин Качкан. В базе оставался Петр Снопчиньский в качестве координатора всего штурма.

Седьмого марта (понедельник) – первый день атаки должен был быть по дате более счастливым. Мы знали, что будет дуть, но 90 км/ч в течении 9 часов подъема в лагерь 2 дали нам прикурить. К сожалению, в очередной раз палатка не выдержала напора ветра. Вместе с Кшиштофом мы провели ночь в остатках порванной палатки, Артур и пакистанцы с трудом поставили новую принесенную палатку.

Восьмого марта мы уже хотели было поблагодарить за заботу всех женщин, погода была хорошая, солнечная, но что стало с двумя штурмовыми палатками в лагере 3? И снова сильный ветер, наверное, чем-то мы женщинам не угодили? Вместо того, чтобы провести перед штурмом хотя бы несколько часов в более-менее комфортных условиях, нам пришлось вчетвером прятаться в остатках палатки, оставленной какой-то экспедицией, скорее всего прошлогодней (без пола, на снегу, снег под комбинезонами.). Настроение падало. Али Раза покинул наш состав из-за небольших отморожений пальцев ног.

Ситуация ко вторнику, 23 часам ночи-нулевой час начала штурма: 4 гостя, сидящих в засыпанной снегом тряпке на высоте 7200м, ноль места для движения, ограниченные возможности приготовления пищи. Температура за пологом – 45 градусов ниже нуля и сыпет снег.

В первый час штурма отстал Кшиштоф из-за мучающего его кашля. В 3 часа ночи вниз ушел Али из-за угрозы отморожения пальцев ног. На штурме осталось только 2 альпиниста. На высоте 7600 м, около 5 часов утра, закончилась атака Хайзера и Шымчака. Из-за снегопада выше лагеря 3 возникла угроза схода лавин, пересечение снежных полей и траверсы были очень рискованными. Около 5 утра, вспахивая по колено свежевыпавший снег, оба восходителя уперлись в серак, требующий навешивания перил. Надвигающаяся гипотермия вычерпала из них остатки сил. Было принято решение о возврате. Шымчак после неудавшейся атаки был очень истощен, кашлял и имел проблемы с дыханием, но все-таки спустился в базу самостоятельно. Почему нам не удалось?

Во-первых, принять решение о штурме было очень трудно. После трехнедельного ухудшения погоды трудно было не использовать хотя бы один день, но, быть может, большая терпеливость была бы более окупаема. Например, на этой неделе ожидается несколько ясных дней, но кто знает.

Было ли правильным решение о выходе в нестерпимо плохую погоду? Может быть, вместо понедельника, нам лучше было бы выйти во вторник с более благоприятной погодой, рассчитывая на то, что погода в четверг изменится в лучшую сторону? Этого не знает никто: Гефрид Гёшл рискнул и завтра мы узнаем, будет ли счастье на его стороне, ведь погода должна быть солнечная, хотя сила ветра должна возрасти до 50 км/ч.

Был ли причиной неуспеха выход на штурм ночью при температуре ниже 45 градусов ниже нуля? Может, лучше было выйти днем, а вернуться ночью? Может, лучше было бы запланировать установку лагеря 4, для того, чтобы штурм вершины мог полностью продолжаться в течение дня? Но как бы проходила очередная, выматывавшая силы, ночевка выше 7500м. Необходимо признать, что у нас не было ни сил, ни времени на закладку лагеря 4.

На этот раз нам попытка не удалась, но мы все в базе, целы и здоровы, хотя и немного кашляем. У нас в запасе ещё 11 дней!
Передал Роберт Шымчак.

На снимке: Артур Хайцер после неудачного штурма.11.03.2011 г.

Сегодня экспедицию покинули Ярослав Гаврысяк и Рафал Фроня. Оба начали трекинг по леднику Балторо до села Аскол, откуда есть возможность доехать на джипе до Скарду. В базе осталось 5 участников и 2 пакистанских восходителя. Они отдыхают после штурма вершины. Дальнейшие планы зависят от прогноза погоды. Артур Хайцер.

13.03.2011 г.

Начали думать об очередном штурме вершины.
Пока что прогноза у нас нет, но зато есть оптимизм. Наши поставщики прогнозов куда-то пропали, мы надеемся на время. Предыдущая атака вымучила их так же, как и нас. Знаем, что во время последнего восхождения мы испортили отпуск Карлу Габлу, извиняемся и рассчитываем на дальнейшую помощь. Мы рассчитываем также на Петра, товарища Фрони, хотя Рафала уже и нет в базе. Мы ещё ощущаем усталость, но и даем себе отчет в том, что несем ответственность за то, чтобы предпринять попытку штурма вершины до конца, конечно же, до конца зимы – 20 марта. Обдумываем тактику. Задача не простая. На этот раз нет избытка желающих занять место в первой шеренге. Во время штурма в промежуточные лагеря необходимо поднять палатки и спальные мешки.

Мобилизуемся, чтобы справиться с ситуацией. Сейчас солнечно, но вверху метет. Артур и участники.

P/S

Одновременно начинаем собирать потихоньку базу- что возможно. Сворачиваем и сушим неприменяемые базовые палатки. Упаковываем избыток снаряжения и продовольствия. Работы по горло.

От Ежи Натканьского
Фрагмент о прогнозе уже неактуален : как раз сейчас Пётр и Карл Габл передали прогноз. Он не очень благоприятный, но, несмотря на это, завтра утром кто-то из ребят (ещё не известно кто) выйдет на очередной штурм.
Рафал Фроня и Ярек Гаврысяк должны быть уже в Асколе. Вчера отзывались из Пайю. На леднике хватили лиха. Завтра поедут на джипе в Скарду.

14.03.2011 г.(понедельник)

Начался штурм вершины, уже без Артура Хайзера.
Прогноз погоды вынудил экспедицию ускорить деятельность. И хотя участники ещё полностью не восстановились, они должны двинуться вверх. Погода хорошая, но она может продержаться только до среды, максимум до четверга. В 10 часов утра по местному времени штурмовая группа приближается к лагерю 2 на 6300м. В составе атакующей группы произошли значительные тактические изменения – Артур Хайзер остался в базе.

Состав штурмовой группы:
-Роберт Шымчак,
- Мартин Качкан,
-Кшиштоф Старек,
-Али Мухамад Садпара.

До лагеря 3 группу будет поддерживать также Али Раза. В базе кроме Артура Хайзера остался Петр Снопчиньский.

Вот что сказал руководитель экспедиции Артур Хайзер:
«Я уже в возрасте и не восстановился после последнего штурма так быстро, как Роберт. Кроме того, все это время висит надо мной искушение играть первую скрипку в каждой строке. Я устал и появилась возможность отдать инициативу полностью молодым. Быть может, это их мобилизует и придаст дополнительные силы. Я уверен, что эта атака нет будет иметь ничего общего с названием моей книжки и эта вершина на этот раз нам сдастся.»
Привет из базы
Артур и Пётр.

15.03.2011г.

Сила ветра возрастает и на высоте 7000 м. достигает 50 км/ч. Дует с северо-западного направления (в левую рамку фотографии). Над вершинным куполом (смотри на снимок) сформировалась облачность, линзовидного типа, что говорит об очень сильном ветре и сталкивающихся мощных потоках на 8000 м. Солнечно, но небо покрыто цирусами, что говорит о ближайшем изменении погоды, которая может наступить в течение 24-48 часов. Наши штурмовики хотят выйти сегодня ночью из лагеря 3 в направлении вершины сегодня ночью.

Теперь на 10 градусов теплее, чем во время последней атаки (на 7000 м минус 30 градусов), скорее всего они выйдут также в полночь 15 марта, либо не позднее 2-х часов ночи 16 марта.

А сейчас они торопятся настолько, насколько могут, так как натыкаются на сильный ветер прямо с горы и в лицо.

С базы докладывает
Артур Хайзер.

На снимке: линзовидные облака на куполе вершины.

15.03.2011г. – 14.00 местного времени

Вся штурмовая группа находится в лагере 3, отдыхает, набирает сил для атаки. Роберт и Кшиштоф ещё чувствуют последствия последнего штурма – шли несколько медленнее остальных.

Тёмной лошадкой, на которую поставлены ставки, является Мартин Качкан: в последней атаке он не принимал участие. В лагере 3 сила ветра возрастает с каждым часом и это беспокоит. Установлены две палатки: условия для отдыха неплохие. На вершине дует ветер со скоростью 60 км/ч.

У нас 2 прогноза: один утверждает, что на рассвете ветер ослабнет, другой – что его сила значительно возрастет. Их справедливость придется определять на своей шкуре. Таким образом, на двое бабка сказала.

Артур Хайцер.

На снимке: Роберт Шымчак и Али Садпара в лагере 3.

16.03. 2011 года.

Четверо восходителей: Р.Шымчак, К.Старек, Али Садпара и М.Качкан покинули лагерь3 в первом часу ночи 16 марта и начали подход в направлении вершины. Видимость мизерная, температура – 30 градусов, дул слабый ветер. В 4.30 Кшиштоф Старек вернулся из-за медленного темпа движения.

Около 7 утра Роберт Шымчак и Али Садпара задержались у первой трещины и серака на высоте 7600 м, где пришлось навешивать перильные веревки. В этом месте группа провела оценку возможностей дальнейшего восхождения, затрудненной отсутствием видимости и очень плохой погодой. В это время исчерпавший силы Марчин Качкан начал спуск к лагерю 3. Спускаясь, он навесил перила на особенно опасные участки склона, для безопасного возвращения оставшейся двойки, которая решила продолжить подход.

Во время пути в направлении вершины погода не улучшилась. Из-за туч, покрывших весь небосвод от К2, Чоголизы до Броуд пика, не открывалось долгожданное солнце. В то же время ветер не был очень сильным и позволил подняться Роберту и Али до высоты 7830 м. Там их путь преградила огромная, широкая и длинная ледовая трещина, пересекающая на несколько сот метров весь склон ниже перевала, находящегося на высоте 7950 м. Им удалось найти чьи-то старые перильные веревки, но они висели свободно над трещиной и никоим образом не могли помочь её преодолеть. Роберт и Али искали другие возможности перехода, однако их усталость, фатальная погода и очень высокий риск, который бы несла попытка преодоления трещины, повлияли на принятие решения о прекращении штурма.

В 10.15 утра они начали спуск к лагерю 3, где их ожидала отставшая двойка альпинистов.

Артур Хайзер из базы
. 16 марта 2011 года

Как проинформировал руководитель экспедиции Артур Хайзер, больше не будет предпринято попыток штурма, так как по прогнозу обещают шторм уже сегодня, а завтра- осадки.
привет,
Ежи Натканьский.

На снимке: температура за палаткой в лагере 3.

Читайте не Mountain.Ru:

Зима в Пакистане. 19.02.2011. Броуд Пик

Зима в Пакистане. 12.02.2011г.