Горы мира > Западная Европа >

Автор: Инес Паперт, BD
Перевод Анна Пиунова, Mountain.RU

Инес Паперт. Шотландский микст

После моей первой поездки в Шотландию в 2010, мне не терпелось вернуться и поработать над более сложными маршрутами, возможно, даже пролезть некоторые из них. Мистическая аура, строгая горовосходительская этика и моё собственное огромное уважение к традициям зимних восхождений, - всё собралось здесь, в Шотландии.

За несколько недель до отъезда пришла уверенность: всё в твоей голове, важнейшая сила – ментальная, я готова к пугающей Шотландии. Мне больше не снятся кошмары, в которых я срываюсь и падаю оземь. Я просто мечтаю о маршрутах чуть сложнее, чем в прошлый раз, когда нам так повезло с погодой и c состоянием маршрутов.

Мотивация росла, но накануне вылета мой напарник неожиданно отменил поездку. Может быть, из-за плохой погоды, холодов и сильных ветров, в общем, он проводит свои зимние каникулы в летнем Таиланде.
Трудно принять, но, ничего не попишешь, это уже случилось, прошу своего старого друга из Австрии Чарли Фрицера (Charly Fritzer) составить компанию. За два дня до самолёта он говорит: «Да».
Как и в прошлом году с нами едет фотограф Ханс Хорнбергер (Hans Hornberger).

Наш приятель Ян Парнель (Ian Parnell) здорово помог. Это он списывался и созванивался с местными парнями, собирая свежую информацию о состоянии маршрутов и льда.

В этом году не так повезло с погодой, как в прошлом. Иногда, когда заливал дождь, и завывал ветер, приходилось собирать волю в кулак и выталкивать себя ранним утром на улицу. Но это составляющая игры, ещё одной ментальной игры. В Шотландии неделями можно ждать, когда небо очистится и выглянет солнце.

В первый же день мы заблудились в тумане и дожде, мы даже не нашли Coire an Lochain в Cairngorms. Дождь поливал, как из ведра, ветер дул с невероятной силою, видимость нулевая, а мы не взяли с собой компас.

Следующим днём мы поднялись в компании местных Пита Макферсана и Грега Босвелла (Pete Macphersun, Greg Boswell), оба очень талантливые клаймеры.

Мы с Питом вылезли на онсайт "Daddy longlegs" VIII, 9, а Чарли с Грегом пролезли "The Ventricle" VII, 8.

На третий день погода удивила. Светило солнце. И после обычного для здешних мест часового подхода, мы с Чарли повторили фантастический маршрут на Бен Невис (Ben Nevis) "To those who wait" IX, 9.
Всего несколько недель назад 20-летний Грег Босвелл (Greg Boswell) сделал первопрохождение и предложил нам стать вторыми.

"To those" – фантастическая, захватывающая воображение, нависающая трещина с более-менее хорошими местами для страховки. Мы вычислили, что «эксентрики» – наиболее надёжные девайсы для этого маршрута.

На вершине Бен Невиса встретили Дэйва МакЛауда (Dave Macleod), решаем объединить силы следующим днём. К счастью, у Дэйва есть «волшебный ключик», который открывает любые двери на пути. Это сократило подход и ратио клайминг/треккинг стало лучше.

Вместе с Дэйвом проложили новую линию, заканчивающуюся в большом камине, впервые пройденном двумя хорошими приятелями и сильными альпинистами Яном Парнеллем и Яном Смолбаутом (Ian Parnell, Ian Smallbouth).

Мы дали своему маршруту название"Triple X": нас трое и сам маршрут состоит из трёх напряжённых питчей.

Моим личным достижением в этой поездке стал первопроход в Cairngorms. Мы присоединились к Симону и Нейлу, которые предпочли полазить рядом с "Falling out Corner". Поскольку Нейл взял огромный участок сразу за мной, я лидировала на ключе и что есть сил старалась не упасть на том хилом железе, что закладывала по ходу лазания.

На потолке, на половине пути, мои ноги вылетают, и ледовый инструмент тоже. Второй инструмент на соплях, делаю огромный силовой перехват и – уфф! - возвращаюсь на прежнюю позицию. Несмотря на то, что точки не надёжные, лазание интересное.

После 30-метрового ключевого отрезка, пройденного на онсайт, делаю, наконец, станцию. Чарли поднимается ко мне и лидирует на последнем, более простом, участке к вершине.

Маршрут нарекаем "Bavarinthia" IX, 9, потому что я из Баварии, а Чарли из Каринтии (Carinthia).

Есть ещё одна вещь, которой учишься в Шотландии: нам, так называемым «альпинистам», следует хорошенько подумать, прежде чем бить шлямбура.
Пробивка маршрута сверху вниз не всегда оправданна, даже если, как в случае с Шотландией, скалы не то, чтобы очень прочные.

Если мы хотим сохранить здешний элемент приключения, мы должны принять условия игры, этику первопрохождений. Открыть и глаза, и разум, и новые маршруты прокладывать в традиционном стиле, или, на крайний случай, сократить использование шлямбуров.

Мы должны говорить об этом и у себя, в Европейских Альпах.

Без помощи и поддержки шотландцев, мы бы не прошли эти сложные и прекрасные маршруты. Спасибо за помощь, дружбу и поддержку: Ян Парнелль, Симон и Сара Эсли, Грег Босвелл, Дэйв МакЛауд, Пит Макферсан, Микаэль Твидли (Ian Parnell, Simon and Sarah Yearsley, Greg Boswell, Dave Macleod, Pete Macphersun, Michael Tweedley) и другие.

Список пройденных маршрутов

Daddy Longlegs (VIII), Coire an Lochain, Cairngorms (онсайт)
To Those Who Wait (IX), Ben Nevis (второе прохождение)
Triple X (VIII), Ben Nevis (онсайт, первопроход с Дэйвом МакЛаудом)
The Demon Direct (IX), Cairngorms
Happy Tyroleans (IX/X), Cairngorms (онсайт)
Savage Slit (XI), Cairngorms
Bavarinthia (IX), Coire an Lochain, Cairngorms (онсайт, первопроход)