Горы мира > Западная Европа >

Автор: Михаил Гущин
Фото: Андрей Козелько и Михаил Гущин

Восхождение на Монблан.
Шамони - станция канатки L’Aiguille du Midi – Mont Blanc 4807 (2Б)

12.08.10 – 14.08.10
А.Козелько, М.Гущин

Никаких разрешений и билетов для восхождения на Монблан не требуется.

фото 1. Схема района

фото 2. Открытка. Вертолетная фотография массива Монблан.

От станции канатки (1030м) в Шамони до верхней станции L’Aiguille du Midi (3842 м) вагончик с одной промежуточной станцией пересадки идет около 15 мин (8+8 мин.). Билет туда-обратно 42,5 €, только наверх - 38 €. Билет действует в течении летнего сезона.

С верхней станции траверсом ходит канатка до вершины Helbronner в Италии (25 мин. около 5 км длиной). От Helbronner можно спустится на канатке в Италию.
На верхней станции есть туалет, но в наше посещение он не работал, и вообще производил впечатление закрытого уже давно. Есть здесь и смотровая площадка, но у нас была плохая погода, видимости никакой, и на смотровую площадку мы не ходили. Надо иметь ввиду, что в плохую погоду вагончики ходят не до вечера, нет пассажиров – закрывают раньше, т.к. основную массу пассажиров вагончиков составляют туристы, поднимающиеся на смотровую площадку и спускающиеся вниз. При выходе из вагона держимся левой стороны и метров через 15 по коридору попадаем к выходу на ледник. Если держаться правой стороны, попадем к станции отправления в Италию и к остальным помещениям.

Выход на ледник представляет собой обыкновенную решетчатую дверь из двух половинок. Нижняя заперта на замок, верхняя открыта. Просто перелезаем через нижнюю половинку двери, за дальнейшие шаги вы несете личную ответственность, о чем говорит табличка рядом с дверью.

фото 3. Табличка перед выходом на гребень из здания канатки.

На табличке написано:

«Лыжники Остерегайтесь!
"Vallee Blanche" - сложный горный мрашрут: он не обслуживается, тропы не маркируются, противолавинная работа не ведется, не патрулируется.

Ледниковые лыжники!
Риск ледовых обвалов и падения в трещины.
Высокая лавинная опасность в некоторых секторах.
Сответствующая одежда жизненно необходима.

Необходим полный набор специального горного снаряжения: обвязка, кошки, веревка, снежная лопата, зонд, оборудование поиска попавших в лавину - радиомаяк.
Приглашение высококвалифицированного горного гида настоятельно рекомендуется.»

Все дальнейшее движение в связках и кошках. От таблички 10 м по ледовому коридору выход на снежный гребень ( ~ 100 м, шириной около метра, уклон 10 градусов, одновременная страховка, 40 мин. ). Далее гребень расширяется, забирает вправо и выходит на ровное плато Col du Midi 3532 м. Палатку поставить можно где угодно. В 50 м выше плато гостиница Refuge des Cosmiques, условия не знаем, мы там не были.

фото 4. Открытка. Вертолетная фотография массива Монблан.

фото 5. Подъем на плечо Mont Blanc de Tacul с плато Col du Midi.

По плато 30 мин до подъема на плечо Mont Blanc de Tacul. Склон 30 градусов, трещин много, но они неширокие. Через единственную большую трещину, перерезающую весь склон, перекинута лестница без перил (5 м 60 градусов), выше лестницы по склону стационарные перила (5 м 40 градусов).

фото 6. Лестница через трещину.

фото 7. На ребре Mont Blanc de Tacul.

Подъем на первую ступень (ребро Mont Blanc de Tacul) от ночевок на плато ~ 3 часа. По гребню просматривается путь восхождения на Монблан де Такуль. С ребра влево-вниз по дуге спускаемся на плато Col Maudit 4035 м. Много мест для палаток.

фото 8. Вид с ребра Mont Blanc de Tacul на Mont Maudit.

По противоположному склону выход на перемычку в гребне Mont Maudit. Сначала траверс под снежными сераками, затем подъем ( ~30 градусов снежный склон) до бергшрунда. От бергшрунда снежно-ледовый участок на перемычку - ~45 градусов , 80 м, в середине скальный остров, выход на перемычку - полуметровый карниз на сторону подъема.

Стационарные перила, наверное, есть всегда. У нас они начинались в двух метрах выше бершгрунда и не доходили 5 м до перемычки. До скального острова были параллельно три веревки с узлами через пять метров, от скального острова - единственная веревка. Дюльфернуть на спуске по этим перилам мешают узлы и сильное натяжение, поэтому все провешивают собственные и продергивают. Почему перила не от берга и не до верха - непонятно. От ребра Такуль до ребра Маудит 3 часа.

фото 9. С перемычки в гребне Mont Maudit налево-вверх гребневой маршрут на Маудит (снято со скального острова под перемычкой).

На перемычке налево траверсом выйти на плато между Маудит и Монбланом (~25-30 градусов, 30 мин до плато, на полпути на широком сераке место на три палатки).

фото 10. С перемычки в гребне Mont Maudit вид на Монблан.

На плато много мест для палаток. Пересекаем плато (200 м), на северную сторону с плато висят большие карнизы. По склону подъем на предвершинное плато (~25-30 градусов, 1,5 часа от плато). С предвершинного плато по 30 градусному склону два часа до вершины (то, что кажется вершинной с предвершинного плато ей и является).

фото 11. На вершине Монблан.

Вершина – узкий гребень, тура нет.

Спуск по пути подъема.

Все времена даны для группы средней физической подготовки без хорошей акклиматизации. На восхождение выходят в час-два ночи. Мы вышли в 4:20, весь склон был в огоньках фонариков, и первые участники уже выходили на ребро Такуль. Мы были на перемычке на ребре Маудит в 11:20 и встретились с первыми участниками, которые уже спускались с Монблана.

Если группа не обладает хорошей физической формой и достаточной акклиматизацией, лучше стартовать на вершину из палаток с первого плато под Такуль или со второго плато под Маудит.

Светает в шесть, темнеет в девять.
Мы все время двигались в связке, совершенно реально провалиться по колено или глубже в засыпанную трещину. Трещины есть даже на вершинном взлете. Во многих местах реально существует вероятность срыва, если оступиться, и не скажу, что выкат будет безопасным. Надо быть готовым к зарубанию и к помощи партнеру по связке.

Подъем через Aiguille du Gouter технически, да, наверное, и физически существенно проще (не более 2А). Весь он проходит по широким снежным полям и гребням без сбросов высоты. Ночевать там можно в любом месте, а перед выходом на вершинный гребень вроде даже стоит холодная хижина (Dome de Gouter 4304). Можно пройти Монблан на проход, du Gouter – Монблан - Aiguille du Midi, в обоих направлениях.

Весь район каждый день облетает вертолет, даже в плохую погоду.
Наличие сотовой связи на всем маршруте мы не проверяли, но под Aiguille du Midi она была, а на сераке под Маудит ее не было.

В Шамони много гостиниц. Цены от 40 € и выше. Про 40 € только слышал. При въезде с французской стороны в Шамони находится гостиница Меркури, сутки 80€, бронировали по интернету. За гостиницей в лесу кемпинг – палатки свои, кухня под крышей и душ, вроде 20 €/сутки. Ночевали в гостинице название_не_помню, 60 €/сутки. В Шамони есть бюро по туризму, его адрес нам дали в информационном бюро на нижней станции канатки, там можно получить информацию о свободных номерах в гостиницах, вторую гостиницу нам подсказали именно в бюро.

Полезная ссылка - действующие цены на все подъемники в Шамони.
На этом же сайте в секции «Sites» описаны схемы, расписание работы всех подъемников по сезонам и прочее. Походите по выпадающим менюшкам этой секции и найдете всю интересующую информацию по каждому подъемнику.
Походите по другим секциям сайта, тут много информации.

съёмки докфильма канала Арте о восхождении на Монблан

Здравствуйте, Меня зовут Лиза Алисова, я журналист, живу и работаю в Париже. Я с большим интересом прочитала Ваш рассказ о восхождении на Монблан на сайте mountain.ru Дело в том, что коллеги с франко-германского телеканала Арте попросили помочь им, они собираются снимать фильм о людях, которые совершают восхождение на Монблан. По мнению некоторых проводников, люди из России и бывших советских республик, - одни из самых упорных, одновременно романтически настроенных и иногда бесшабашных. Поэтому мы хотим найти людей, которые бы планировали восхождение в этом августе (то ест через полтора месяца). Может быть вы знаете таких людей? Или могли бы посоветовать, где, на каких сайтах или форумах можно поискать? Или повесить объявление? мой мейл: lisa.alissova@gmail.com Заранее Вам благодарна, С уважением, Лиза Алисова тел. 00 33 6 62 84 27 82