Люди и горы > Люди >

Автор: Михаил Левин, Челябинск

Орлушу жалко

Подогревая интерес к намечавшемуся зимой 2009г. Фестивалю ветеранов альпинизма и скалолазания, Л.Р.Правдина писала:

"Скалы в окрестностях Кисловодска - прекрасное место как для массовых занятий скалолазанием, так и для проведения соревнований самого высокого ранга. Места для лазания в ущелье реки Березовка смотрят на юг, что позволяет в солнечную погоду комфортно тренироваться зимой (летом - жарковато!)

Кисловодск был, безусловно, зачинателем Всероссийских скалолазных традиций на Ставрополье. Организаторами и вдохновителями массовых соревнований были Р.А.Горда, М.С.Левин, И.Я.Хайкин, Ю.И.Рощин, В.А.Жуков.

Самые первые соревнования на Кубок Кисловодска, вскоре переименованные в Кубок Героев Медиков, были проведены с 28 января по 8 февраля 1980 года на скальном массиве "Глазки". В двух видах - индивидуальном лазании и домбайских связках - участвовали спортсмены Москвы, Ярославля, Новочеркасска, Кирова, Запорожья, Одессы, Таганрога и Литовской Республики. Победителями стали спортсмены Московского энергетического института Александр Каячев и Наталья Васина.

С 1984 по 1989 годы на Кисловодских скалах проходили соревнования Кубка России по скалолазанию с участием сильнейших спортсменов Советского Союза..."

1985г., Всероссийские старты в Аликоновском ущелье.

Здесь неожиданно выяснилось, что гостренер Владимир Николаевич Шатаев прекрасно знает эти места! Мы разговорились, - но далее я процитирую его интервью "Алтайскому краю":

"В 1951-1952 гг. после школы на каникулы я выезжал в Кисловодск. У меня там жила тётя. Приезжал к ней и три месяца проводил на каникулах. А перед глазами всё время был Эльбрус. Мы с местными ребятишками ходили по всяким пещерам, узнали, где Долина нарзанов, Кольцо Гора, Бермамыт, Джинал-Гора и прочие местные достопримечательности.

И однажды я уговорил человек десять пойти под Эльбрус. В итоге вышло, что мы пошли вдвоём. Я и один из москвичей, который тоже там где-то отдыхал. Остальных матери, естественно, не пустили. Нам было по 15 лет.

Мы взяли с собой только по одеялу, даже спичек не было. И пошли 70 км от Кисловодска к Эльбрусу. С точки зрения сегодняшнего дня, это была авантюра чистой воды. Мы подошли под эти ледники с севера, поиграли в снежки, в час дня чуть не утонули в Малке - и когда я вернулся в Кисловодск, то другу, Евгению Луценко, дал слово или клятву, что до 25 лет поднимусь на Эльбрус. Начал изучать литературу, думал, как пойду на Эльбрус один, где-то возьму обувь и прочее. Но, почитав книги, понял многое, поумнел. Решил, что надо идти другим путём."

И вот в Аликоновке на соревнованиях связок В.Н сказал мне то, что можно было бы определить как подсказку "идти другим путём":

- Подумай: может, надо бы сделать связки соревнованиями для альпинистов? Антонович и вы все убедились, что скалолазы Европы не признАют наши связки никогда. Подумайте: надо ли включить в ЕВСК отдельно разряды за альпинистские связки как за соревнования по технике альпинизма...

Я выслушал В.Н., но не стал искать революционно настроенных единомышленников - сейчас жалею.

А тогда представил себе обворованных скалолазов, равнодушных к альпинизму, - как они возмутятся, узнав, что связок не станет в Чемпионатах России и СССР по скалолазанию! Галиакбаров и Черешнев, Чертов и Вершинин, Рахметов и Красильников, Каячев и Лисовой и большинство девушек "не заражены горами"... а рады будут альпинисты Першин и Туркевич, Балезин и Дюков, Пахомова и Самойлина и грузины...

Прошло несколько лет, и от имени Федерации альпинизма и скалолазания Башкортостана я начал просить ввести в ЕВСК "Юношеское горное многоборье": забег в гору, индив.лазание на трудность - и, конечно, связки.

Ответы были отрицательными: сменяющие друг друга председатели Федерации альпинизма СССР Е.Тамм, В.Путрин, Э.Мысловский опасались, что соревнования по технике альпинизма понравятся и взрослым: " Чтоб не в горы ездить, а на ближних скалах выполнять разряды вплоть до КМС, как у туристов". А от А.Волкова ответа я не дождался.

Бедные связки! "Домбайские" исчезли из программ Чемпионатов после 1984г. ("крымские" - ещё раньше), но соревнования связок и команд прижились в "Школе" очных классов альпинистских Чемпионатов. Интересно, что первую "Школу" я в Арча-Каныше в 1980г. проводил вместо общей жеребьёвки - и по своей схеме, как "азовскую связку" (есть на Урале Азов-гора...).

Потом были судьбоносные заседания в Европе: в перечне принимаемых "ими" видов с 1987г. нет связок, а с 1990г. - нет и международных соревнований на СКАЛЕ.

Два "детища" И.И.Антоновича: "Домбайские" связки и "Крымские" связки. У В.Балезина "альпинистские" связки, я в 1982г. придумал свой собственный вариант - "Новые Домбайские связки", взяв из "Крымских связок" лучшее и ориентируясь на возможность проведения соревнований альпинистов зимой на Урале ("азовские" - их вариант).

В "Крымской" схеме и моей установлен общий для всех связок лимит времени, остальные схемы - или позволяют связке работать столько времени, сколько ей надо, чтоб завершить дистанцию, или вводят контрольные нормативы на нескольких промежуточных финишах (отсеивают "не скоростных"). Зря: за 20 минут сильнейшие всё равно уйдут дальше всех!

При двух трудных верёвках высоты подъёма с обязательной сменой лидера получаем лучший результат в пределах 20 минут. Можно дать три верёвки подъёма, но здесь возникают трудности с контролем безопасности, и приходится на каждой станции подвешивать судью.

А можно попробовать обойтись без судей: на Георгиевских скалах для Фестиваля 2010 г., где лазить хотят все, С.Дашкевич пробил три десятка маршрутов с развешенными судейскими оттяжками - для стояния "в живой очереди". Среди финалистов МСМК по альпинизму С.Тарасов, КМС М.Борич, Т.Шадрина (1р.), а также скалолазы МСМК М.Пиратинская, МС Е.Цыпышев, КМС В.Киприянов и Д.Степанов.

Д.Степанов - единственный, кто пролез все трассы для остальных я суммировал рейтинги. Следующий шаг: спортсмены два дня контролируют друг друга сами. Кризис жанра.

Проект Регламента Чемпионата РФ 2011г. в т.н."Скальном классе" предлагает многодневный Марафон: будет 60 маршрутов, среди которых нет общих обязательных, нет обязательной смены лидера, нет лимита времени, а, главное, есть маршруты большой протяжённости - до 120-180 метров (или больше?) И будут их условные рейтинги, установленные Е.Дмитриенко - надеюсь, с не очень большим разбегом.

А теперь вернёмся к началу этой статьи: Е.Дмитриенко хорошо знает Берёзовское ущелье, но почему бы ему не побывать в Аликоновском ущелье? Ещё не поздно.

Тырныауз... но не будем о грустном а на Ахмет-Кае гнездятся орлы, Ю.Кошеленко свидетелем. Орлушу жалко.

И, честно говоря, жалко классические связки.