Люди и горы > Люди >

Автор: Максим Буев, Санкт-Петербург

Русский поход к вершине Арктики. Часть I. Начало

...В прошлом мае, сидя в лагере «11» у мотоциклетного холма на стандартном маршруте на склонах г.Денали, что на Аляске, между мной и моими товарищами по экспедиции разгорелась дискуссия о том, какая гора у нас станет следующей. Вершина Денали еще не была нами покорена, но погода стояла такая чудесная, вещи были сухими, солнце жарило нещадно, а мы нежились в его лучах, ловя первый в сезоне загар, что разумные мысли о возможной неудаче отошли на второй план. Мы позволили себе отвлечься и унестись в мечтах вперед, ибо, как мы хорошо знаем, «лучше гор могут быть только горы».

Максим Буев в лагере «11.000 футов», г.Денали, май 2010г.

Будучи на одной из «семи вершин», вопросы, разумеется, следовали о горах из этого же, несколько странного, списка, которым «болеют» несчитанное число любителей гор по всему свету. Тогда же, на вопрос моего лондонского приятеля Саймона, стану ли я пытаться когда-либо подняться на Эверест, я ответил, что прежде чем перенести мои скитания по горным склонам в «the Greater Ranges», как нередко называют Гималаи англичане, я, возможно, отправился бы в Гренландию... К тому времени, я уже знал о существовании г.Гуннбьорнсфельд (Gunnbjornsfjeld, 3693м), высшей точки Арктики, и о возможности потенциальной организации восхождения на нее с одной из европейских групп, представители которой, базируясь в Швейцарии, проводят некие исследования в Гренландии, и, переодически, предлагают присоединиться к их экспедициям. Тогда же и решил, что по возвращению «в долину», надо будет уделить этому вопросу больше внимания...

Лето

...Внизу, «в долине», летом закипела обычная повседневная работа.
Периодически же, я возвращался к мыслям о «следующей» горе. Из «странного списка» у меня за спиной было четыре вершины. Если оставаться в его узких рамках, то на Винсон в Антарктиде или Карстенз в Индонезии - надо много денег, на Эверест – много времени. Ни того, ни другого пока не было. Можно было поехать на Эльбрус, где, по неопытности, меня постигла неудача четыре года назад. Но, тогда же, сам опыт полета из С.Петербурга на ветхом Ту-134, в тот самый день когда другая, более современная, «тушка» питерской авиакомпании «Пулково» разбилась над Донецком, настолько отвратил меня от мысли о повторном полете внутренним рейсом в Минводы, что я даже искал обходные пути проникновения на Кавказ, например, через Грецию. Смешно? На самом деле – нет.
После того знаменательного полета, больше походившего на поездку на старом раздолбанном «Икарусе», я нередко вспоминал фразу из фильма «Дом у дороги», где герой Патрика Суэйзи, бестрашный поклонник восточных единоборств, участник уличных драк и драк в барах, нередко доходивших до поножовщины, говорил: «я не летаю на самолетах – это слишком опасно». Наверное, он говорил об Аэрофлоте и прочих его «осколках».

Так или иначе, я снова подумал о Гуннбьорнсфельде. Поблуждав по просторам интернета, я, к своему удивлению, узнал, что на данный момент, не было ни одного российского восхождения на эту гору. И вообще, Гренландия была свидетелем пока лишь 5-6 серьезных путешествий отечественных искателей приключений. Так, несколько лет назад участники «Русского экстремального проекта» поднялись по вертикальной стене одной из гор на южной оконечности острова. Три года спустя прославленный Федор Конюхов инициировал серию пересечений ледового щита острова на специальном полярном буере, парусной лодке на лыжах – тримаране. Кроме того, была еще пара частных отечественных экспедиций, предпринявших отдельные попытки исследовать ледяной покров в том или ином месте. Склоны же Гуннбьорнсфельда, находящегося в восточной части Гренландии, среди многих еще непокоренных вершин хребта Уоткинса, до сих пор так и не видели отечественных альпинистов.

Максим Буев и Андрей Погудин в одной из лондонских библиотек.

Постепенно идея начала обретать форму. Я рассказал о ней своему коллеге – Андрею Погудину из Перми. Андрей, который в горах бывает не так часто как я, к моему удивлению идеей загорелся...и почти сразу же согласился составить мне компанию.

Осень

Осень ушла на дальнейшие исследования региона, маршрутов и вариантов организации логистики для экспедиции. Так, оказалось, что на март 2011г. некие англичане запланировали первое в истории зимнее (астрономическая зима заканчивается в день весеннего равноденствия, что 22 марта) восхождение на вторую и третью по высоте вершины в Арктике, Qaqaq Kershaw (3683m) и Qaqaq Johnson (3669m), также находящихся в Гренландии. За их внешний вид эти вершины более известны под неформальными именами Доум и Коун, что означает «купол» и «конус», соответственно. Эта экспедиция будет освещаться телерадиокомпанией BBC и продлится две недели. Если повезет с погодой, и останется время, участники собираются подняться и на Гуннбьорнсфельд, который находится в одном дне пути от подножия Доума и Коуна. В конце осени 2010г. Пол Уолкер, основной организатор английской экспедиции, предложил мне и Андрею к ним присоединиться. Предложение звучало исключительно заманчиво, однако, сомнение вызывали два факта. Первое – это погода в горах Уоткинса в марте. В отличие от более поздней весны и лета, мартовские температуры, естественно, ниже, ветра - сильнее, и смены характера погоды более непредсказуемы. Первое и единственное на данный момент зимнее восхождение на сам Гуннбьорсфельд, ведомое тем же Полом Уолкером пять лет назад, увенчалось успехом далеко не с первой попытки. Так что, в случае, если штурм Доума и Коуна продлится дольше, чем запланировано англичанами, второе зимнее восхождение на Гуннбьорнсфельд не состоится. Мы же, горим желанием, доставить российский флаг на самую вершину Арктики. Вторым же фактором, вызвавшим сомнение, было время, остававшееся до начала мартовской экспедиции. К тому моменту, помимо идеи собственно восхождения, у нас возникла еще одна мысль, как использовать наши намерения для благой цели. На реализацию этой новой идеи пары месяцев явно недостаточно.

Благотворительность

В ноябре 2006 года журнал «National Geographic» опубликовал статью о Рейнхольде Месснере, где великий восходитель из Южного Тироля, итальянских Доломит, поведал следующую историю.
В 1978 году Месснер и Петер Хабелер, его друг и партнер по многим восхождениям из Северного Тироля, австрийской части Доломит, впервые в истории достигли вершины Эвереста без использования бутилированного кислорода. По их триумфальному возвращению с горы, в Тироле был организован местный фестиваль, чествовавший дерзкий успех экспедиции. Тогда же кто-то спросил Месснера, почему он не взял с собой на вершину флаг своей страны. В ответ Месснер рассмеялся и сказал: «Я не лез наверх ради Италии, или Южного Тироля, или ради Австрии или Германии. Я отправился туда ради себя самого. Я взял с собой свой носовой платок – это и есть мой флаг. Никто не отправляется на Эверест ради кого-то. Ты лезешь на гору сам, и сам с ней разбираешься».

Что сказал Месснер об Эвересте, верно и в приложении к другим горам: альпинизм – вещь сугубо эгоистическая. Не так важно, какую цель преследует восходитель – удовлетворение ли личных амбиций, борьба со своими комплексами, познание ли себя и окружающего мира, общение с Создателем, или просто стремление вновь ощутить прилив адреналина, и то самое чувство, которое Высоцкий так метко описал словами «ты - счастлив и нем». Так или иначе, мотивация в первую очередь личная, хотя, безусловно, есть и заметные внешние эффекты – например, честь и признание стране (перво)восходителя в случае дерзкого успеха. Кто-то, у кого есть деньги на дорогостоящие экспедиции, отправляется в них как на отдых, другие же – ищут спонсоров, чтобы заниматься любимым делом за чужой счет. В последние лет десять-пятнадцать, однако, в странах западной Европы, Японии и США, традицией стало использовать любое дерзкое начинание – будь то горный поход или марафонский забег – для сбора средств на благотворительные цели. Иными словами, люди, собирающиеся в отчаянное для них приключение, пытаются косвенно вовлечь в него не только непосредственных участников события, но и более широкий круг – родственников, коллег, друзей, а с развитием интернета – и всех посетителей своих специально созданных web-страничек. Привлекают с целью организации их предприятия в нечто более значимое, некое событие, приносящее пользу уже не только «отчаянным эгоистам», но и другим людям, зачастую совсем далеким от самого приключения, и даже о нем неведающим.

Выглядеть это может так. Участники какого-либо спортивного соревнования или экспедиции объявляют и проводят кампанию по сбору пожертвований в пользу того или иного благотворительного фонда в поддержку своего участия. В самом простом случае, тот или иной человек, собирающийся пробежать марафон или залезть на гору, просит своих друзей-знакомых оказать ему поддержку, но не просто словами, а пожертвованием в какую-нибудь благотворительную организацию. Когда же этот человек выходит на дистанцию – он как бы делает это уже не за себя, а и за тех, кто стоит у него за спиной, «поставил на него», веря в его результат! Таким образом, с одной стороны, моральная цена неудачи возрастает. Эгоизм предприятия уходит на второй план. А с другой стороны, разница с тотализатором в том, что «ставки» идут на доброе дело.
Отличная традиция, как мне кажется, и было бы здорово, если и у нас в России люди начали привыкать к подобным идеям!

Фонд «Подари жизнь!»

Задумав путешествие в Гренландию, Андрей Погудин и я решили организовать сбор средств на благотворительность и в поддержку нашей экспедиции. Решили помочь детям, но конкретных идей сначала не было. Потом, достаточно неожиданно, мои родители, знакомые с нашими намерениями, посоветовали обратить внимание на российский фонд «Подари жизнь!», который помогает детям, больным онкологическими заболеваниями.

Фонд «Подари жизнь!», известен в просторечии также как «фонд Чулпан Хаматовой и Дины Корзун». Он был основан актрисами около 5 лет назад, хотя команда фонда существует уже давно. За несколько лет существования фонда, его основатели, работники, волонтеры, создали маленькое чудо в нашей стране, которое помогает менять к лучшему жизни больных детей и их родителей. Уверенный в том, что собранные средства будут действительно потрачены на пользу, я, через личный сайт актрисы, написал Дине, с объяснением нашей инициативы. Дина ответила фактически сразу же, и переслала мое письмо в московское представительство.

Рождение идеи

...И вот мы, в преддверии экспедиции, стали рассылать фандрейзинговые письма – маленьким и большим фирмам, компаниям и корпорациям в России и за рубежом, приглашая сотрудничать с нами, и поучаствовать в нашей благотворительной миссии. Пока, на данный момент – ответов очень мало: российские компании, кому мы писали, либо уже вовлечены в благотворительность через свои каналы, либо воспринимают нашу идею с недоверием. Это и не удивительно, поскольку, как писалось выше, подобный благотворительный аспект альпинистских и других экспедиций для нас еще в новизну. Но время до отлета в Гренландию еще есть. И скоро мы собираемся провести презентации нашей экспедиции в Санкт-Петербурге и для русской общины в Лондоне, с которым мы связаны по работе, где также будем стараться собрать деньги в пользу фонда «Подари жизнь!».

Таким образом, подготовка к экспедиции продолжается. Дальнейшая информация о нас доступна на нашем сайте: www.TheRussianArcticExpedition2011.com, а также в Twitter’e (RusArctic2011), и группах Вконтакте и Facebook’e. Вся история только пишется. Пока же, и Вас, наш читатель, мы призываем внести свою лепту в поддержку нашей экспедиции, которая, как мы надеемся, доставит российский триколор на самую верхнюю точку в Арктике. Посетите сайт фонда «Подари жизнь!», и сделайте пожертвование на счет фонда, сколько можете. «С миру – по нитке», как говорится, - вместе мы можем многое.