Автор: Дмитрий Супонников. Алма-ата

Талгар 2010

Два года подготовки, разведки, заброска снаряжения под маршрут… Мы собирались на пик Молдо-Баши в Киргизии.

пик Молдо-Баши, 4622 м

Всё и все уже были готовы, лето вступило в свои права, а в Киргизии начались погромы и беспорядки. Рисковать, равно, как и ехать отдыхать в страну, где идёт война, не хотелось…

Пятнадцать лет назад мы с друзьями отправились в недельный поход к пику Талгар. Эта вершина, самая высокая в хребте Заилийский Алатау (Северный Тянь-Шань), хорошо видна из города Алма-Ата.

пик Талгар, 4973 м

К счастью, тогда у нас вовремя появилось понимание о недостаточной технической готовности мероприятия, да и времени катастрофически не хватало. Объев малиновые кусты по пути вниз, мы вернулись в город.

наша команда

Итак, лето 2010-го. Готова группа, резервированы отпуска и даже куплены билеты.

озеро Иссык

10 дней на всё – и, после прикидок от пика Комсомола до пика Баянкол, задерживаемся где-то между. На Талгаре. Наша команда – шестеро увлечённых горным спортом ребят. Не до фанатизма, но – силы позволят многое . Собравшись с разных уголков ex-USSR, мы сбиваем команду, мобильную и адекватную, готовую достичь цели, только бы она была.

Первый день путешествия должен был уйти на подъём по ущелью Иссык до слияния с рекой Жарсай. Именно отсюда, в июне 1963 года, сошёл мощный сель, практически полностью уничтоживший озеро Иссык и обрушившийся затем на одноимённый город, расположенный в устье ущелья. Все ущелья, прилегающие к пику Талгар с северной стороны, находятся на территории Алмаатинского заповедника, формальные правила пребывания в котором достаточно сложны и, чтобы гарантированно не иметь проблем, мы заранее озаботились получением пропусков. Логистически эта задача была нелегка, но Макс - идейный вдохновитель предстоящего восхождения- самоотверженно взялся за её решение и не прогадал. В руках у нас был формальный допуск в заповедник, хотя отмечу, справедливости ради, что обход кордонов, возможно, мог обойтись дешевле.

мы на старте

Отличная погода – дождик в дорогу. Мы встречаем нашего последнего участника, Мишу, в аэропорту и тут же уезжаем в горы. С корабля на бал.

маршрут экспедиции

Дождь. Мокрая трава, брод реки, буреломы и практическое отсутствие троп. Ещё раз дождь. Самый неприятный момент – намокание. Когда ноги уже полностью в воде, то разница в сухой и дождливой погоде нивелируется. Не жарко, нет надоедливых мух и палящего солнца. В целом – хорошее начало.

Для восхождения был выбран наиболее простой маршрут – по южному ледовому склону, 3А к.с. Такой выбор увеличивал потенциальный успех мероприятия, тем более, что не все участники в группе имели желаемый альпинистский опыт. После долгой подготовки к скальному Молдо-Баши, нас ждали ледовые стенки Талгара. Тактически мы планировали добраться на ледник Корженевского (самый большой на Сев. Тянь-Шане) через перевал Кок-Булак, а затем выйти к леднику Горина, где разбить базовый лагерь.

маршрут подъёма

Практически вовремя, потратив половину запасного дня, мы ставим палатки под маршрутом, забрасываем снарягу под стену и готовимся к раннему выходу. Смотрим на предполагаемый путь подъёма – очевидно, что ледник живёт какой-то своей жизнью – в сравнении с фотографиями предыдущих лет здесь многое изменилось. Появилось больше разрывов и отвесов, видны следы ледовых обвалов.

перед началом восхождения

У нас две связки. Миха-Маша-Макс и Миша-Дима-Слава. У Михи с Машей намечается свадьба, сразу вспомнилось довольно своеобразное правило – не ставить в одну связку участников из одной семьи. Чтобы, в случае трагедии в одной связке, не погибали все. Но мы настроены позитивно!

Крутить буры начали почти сразу с началом подъёма по технической части маршрута.

на вершинном гребне

В целом всё выходило ровно и без напрягов. К средней части склона снег стал настолько глубок, что под ледобуры приходилось копать целые ямы, поэтому срезаем выход к гребню - поднимаемся по вертикальной стеночке высотой метров тридцать. Сперва лезет Мишка, срывается и отдаёт ледовый инструмент мне...

Выход к вершине - широкий, как футбольное поле, снежный гребень.

остатки а/л Талгар, уничтоженного селем).

На север свисают внушительного размера карнизы, которых, впрочем, нет на самой макушке. У Славы даже пробивается звонок по мобильному телефону - далеко внизу виднеется Алма-Ата. Остальные звонят по спутниковому. На юго-востоке видны массивы Центрального Тянь-Шаня. С погодой нам определённо повезло. Уже за полдень, а над головой - чистое тёмно-синее небо.

Спускаться по раскисшему снегу, весьма неустойчиво лежащему на ледяном склоне, оказалось местами сложнее, чем подниматься. По крайней мере, крепких слов было произнесено гораздо больше именно на спуске, и, когда был выкручен последний бур, все облегчённо вздохнули.

Утром, собрав мусор, оставленный в районе нашего базового лагеря предыдущей экспедицией, двинулись к перевалу Суровый. Со второй попытки выйдя к нужной седловине (звонок другу для утчнения координат!) начинаем спускаться в ущелье Среднего Талгара...

Через два дня мы, уставшие от бесконечных буреломов и звериных троп, нахоти попутку на кордоне лесника и уезжаем домой. А за нашими спинами, весь в оранжевых красках вечернего солнца, самый высокий пик Заилийского хребта - пик Талгар.

Москва - Алма-Ата, август 2010 г.
Дмитрий Супонников

Читайте на Mountain.Ru

Первопроход на пик Прежевальского

Талгар. Первопроходы. Полная версия

Талгар в августе и в снегу