Автор: Александр Марюхин, г.Кропоткин

Киндыш.

Дети в горах

Наша группа состояла из восемнадцати человек: двух взрослых, пятнадцати старшеклассников и студентов и моего восьмилетнего сына Александра. Сразу отмечу, что брать его с собой в поход было довольно рискованно, но правильно. Во-первых, он уже имел предварительную подготовку подобного хождения. Во-вторых, имел большое желание и, в-третьих – физическую форму.

Вообще, дети в походах – это особая большая тема, интересный предмет для дискуссий, т.к. в любом случае, каждый ребенок создает дополнительную нагрузку на всю группу. Он не может нести долю группового снаряжения, ему сложно преодолевать препятствия. Он «тормозит» группу даже на лугах с крапивой и другими колючками, не говоря о переправах! Не сварит суп, да и дров не принесет, как взрослый. Он не поставит палатку, не высушит спальник и т.д. Несмотря на все это, детей нужно приобщать к таким нагрузкам.

Уже в Псебае обнаружилось, что на «носах» новых непонятно чьего изготовления кроссовок (прошитых!) у моего юного друга отслаивается подошва. Купил обувной водостойкий клей «Момент». Очень пожалел, что кроме «цыганской» иглы не захватил в ремнаборе прошивки.

На погранзаставе «Бурный» пришлось задержаться по причине недавнего введения новых правил пропуска в пограничную зону, по которой проходил наш маршрут. Дело осложнялось тем, что мобильная связь в этих местах не действует. Но все закончилось благополучно, и к вечеру мы, миновав кордон «Черноречье», где в Малую Лабу впадает Уруштен, поставил лагерь сразу за кордоном «Третья Рота». Здесь нужно заметить, что в таких прекрасных местах можно совсем недорого отдохнуть, скажем, в посёлке Никитино на базе отдыха «Художник» всего за 100 руб. в сутки.

Палатки ставили под дождем на срезанные листья папоротника на берегу Малой Лабы. Дрова найти несложно, развели большой костер и все что нужно высушили. Река – мощная, порожистая, с прозрачной вкусной водой.

Утром 2 августа сняли лагерь и двинулись в 12-километровый переход на кордон Умпырь. Живописнейшая чистая тропа, заботливо ухоженная егерями и пограничниками, с укреплёнными краями, с довольно крутыми подъемами и спусками, мимо озерца Запрудного, кишащего форелями, со смотровыми площадками в самых интересных местах, заслуживает как-то самостоятельно называться, как туристический объект. Про себя назвал её Санькиной Тропой, видя, как он мучается со своим перевязанным левым кроcсовком.

После тесного ущелья и узкой тропы Умпырь раскинулся широкими садами и лугами, на которых паслись и резвились кони, бродили и валялись коровы, вызвав ассоциацию-эпитет: «Затерянный мир». Большое подворье, стога сена, турлучная хата, конюшня, баня, срубленная на поляне, на берегу речки Ачипсты, впадающей в Малую Лабу.

ущелье Малой Лабы
Мосты, висящие над Малой Лабой, из толстых бревен и крепких досок, остатки старых, снесенных рекою мостов, луга, сеновалы, заросли дикой малины и земляничные поляны, большая поляна для туристов у подножия горы Кочерга (2365 м). Настолько все красиво, просто хочется назвать это раем. Вечером, закатным солнцем освещается на левом берегу гора Сергиев Гай (2400 м). Утром от дома егеря красиво смотрится снежная вершина Цахвоа (3345 м).

Моего сына Сашу, познакомившегося с мальчиком Максимом, гостившим с мамой и тетей у егеря, игравшего с ним, угостили варениками с черной смородиной, свежим молоком. Придя в лагерь, он признался, что никогда таких вкусных вареников и молока не пробовал. Немудрено: экология дает о себе знать. Искупались с сыном в ледяной воде Ачипсты. Походили по мостам, висящим над Малой Лабой. Очень впечатляет, что эти мосты, опоры которых сооружены из толстенных брёвен, заваленных камнями, периодически сносит мощным паводковым потоком.

Нас очень выручил гостивший у егеря его друг Володя, согласившийся прошить Саше обувь. До Умпыря от Третьей Роты мы добрались, перевязав нос левого кроссовка через заднюю петельку и середину подошвы бандажом из капроновой бечевы, которая соскакивала через каждые метров пятьсот, её нужно было всякий раз поправлять, а один раз она даже перетёрлась совсем. Володя прочно прошил обувь, я тут же пропитал её водостойким клеем, промазал клеем свежий шов. После этого у меня появилась уверенность, что в этом походе проблем с обувью у нас больше не будет. И это так и случилось: несмотря на все нагрузки и испытания наша обувь достойно их перенесла и прослужила до конца и до сих пор целёхонька.

Мне свои обычные российские замшевые полукеды не пришлось ни прошивать, ни проклеивать: как будто не ходил в них никуда – даже не отслоилось ничего!

За работой Володя рассказал, что он родом из Курджиново, сейчас работает в Красной Поляне, благоустраивает зоопарк на кордоне Лаура. Пригласил нас обязательно там побывать, особенно посмотреть на дикого кабана Ваську, который умеет забирать изо рта смотрителя зажжённую сигарету и потом курит её. Действительно, забавно было бы такое увидеть! И билеты туда недорогие: взрослым – 100 рублей, детям – 50, а до 7 лет – бесплатно.

5 августа продолжили маршрут вверх по Малой Лабе. Вдоль тропы – следы войны: окопы, блиндажи, землянки, много памятников погибшим здесь в кровопролитных боях советским воинам. Памятники ухожены, подкрашены, многие – из нержавейки, не нуждаются в подкраске и уходе. Представив те трудности, которые переносили бойцы в этих сражениях, когда любое ранение практически обрекало на смерть, ведь невозможно было отсюда донести раненого на «Большую землю», невольно думалось о том, какого низкого земного поклона от нас, за кого они отдали свои жизни, заслуживает этот подвиг.

В месте впадения речки Цахвоа перешли по висячему деревянному мосту Малую Лабу и двинулись вверх по Цахвоа по левому берегу. За спиной остались гора Челипсе (3097м) и Псеашха Северная (3255м). Места дикие, мало хоженые и нехоженые вовсе. Несколько раз теряли тропу. Вышли на водопады, текущие с горы Цахвоа, снова нашли тропу.

Отработали технику быстрого преодоления небольших переправ: самый ловкий переходил на другой берег, ему бросали конец крепкого шнура, который он с товарищем, стоящим на этом берегу, просто сильно натягивали руками над переправой, образуя нечто вроде страховочного перила. Это придавало уверенности менее ловким и, держась за шнур, они быстро и легко переправлялись. Никаких более замысловатых приспособлений мы в походе не использовали.

Бездорожье сильно утомило. Стали на ночлег на галечном островке к востоку от вершины Цахвоа. Довольно рискованно, так как случись ночной дождь, уровень реки вполне мог бы подняться на метр и выше, но просто было уже поздно и никакой более-менее приемлемой поляны не находилось. Всё обошлось благополучно. Вечером искупались в холодной реке – бодрит и обдаёт жаром.

утро на оз. Дамхорс
Утром 6 августа, просушив на утреннем солнышке спальники, палатки и прочее снаряжение, двинулись дальше вверх по реке. Сначала по левому берегу, потом, перейдя её вброд в широком месте среди заливных лугов, по правому. Сделали привал на заброшенной погранзаставе, потом ещё долго шли, преодолевая утомительные подъёмы, причём весьма крутые и опасные. Уже в сумерках подошли к истоку реки Цахвоа – озеру Дамхорс (1900м). В поисках места для стоянки пришлось ещё долго идти по отвалам из огромных, поросших лишайником валунов и кустами можжевельника между ними, прыгая с одного на другой, рискуя свалиться в темноте в опасную расщелину.

Выбравшись на более-менее ровное место, покрытое высокими луговыми травами, я поставил палатку, решив не подвергать своего восьмилетнего друга, шедшего за мной из последних сил, ночному переходу через плотные заросли кривых высокогорных берёз, болотца и речки, сбегавшие с лежащих в нескольких сотнях метров ледников. Воздух – морозный, мы – все мокрые. Саша уснул мгновенно. От жуткого холода нас спасала лампадка со свечой, горевшая в миске на полу палатки. С нами рядом в своей палатке остались ещё двое ребят – сосед по дому Игорь и Андрей из Петербурга.

7 августа, проснувшись рано, если можно назвать сном моё ночное бдение, на маленьком костерке из сухих можжевеловых веточек я вскипятил озёрную воду в полулитровом эмалированном ковшике. Разлил кипяток в наши кружки из гибкой пластмассы и заварил по пакетику зелёного чая «Greenfield» с жасмином, прихватив его в поход именно на случай автономной стоянки в отрыве от группы из-за герметичной, водостойкой упаковки каждого пакетика этого чая. Добавив в кружки немного мёда, выпили с сыном горячее с большим наслаждением, учитывая перенесённый ночью холод, дрожью выходящий из тела с каждым глотком. Восходящее солнце добавляло настроения: палатки высыхали на глазах. Ещё до обеда мы соединились с группой, пройдя по берегу через несколько речек, заросли и заболоченные места, что убедило меня в правильности вечернего решения.

Купались в озере. Вода – ледяная, прозрачная до дна. Солнце – слепящее и жаркое. Все ходят в плавках, но так недолго и «сгореть». Рядом – группа из Днепропетровска. У них неприятное происшествие: один из туристов сильно порезал пятку, которую ему зашил на погранзаставе солдат.

Разведка ушла изучать тропу на перевал. Сегодня моя очередь дежурить по «кухне». Питерцы Олег и Андрей занялись костром, а я приготовил суп, что хорошо, из овощей, которые я до сих пор таскал в своём рюкзаке, а это немаловажно перед завтрашним штурмом перевала Киндыш. Съели всё быстро и с аппетитом. На погранзаставе выменяли за сигареты у бойцов булку хлеба, который они сами пекут, и смаковали этот хлеб, особенно вкусный после сухарей.

Ночью пошёл дождь, малоприятный в этих местах. Могло задождить и на неделю. Такая перспектива нас не устраивала. Решили идти на перевал.

на Киндыш
От зеркала озера до верхней точки перевала перепад высот -1100м. Собрали лагерь. Снаряжение всё мокрое, рюкзаки – как свинцовые. Дождевики спасают мало – идём среди высоких мокрых трав и листвы. Подъём крутой и скользкий – чавкающая грязь, ветки, колючая трава, шаткие камни. Поднялись выше – ледяные речки и ручьи вброд, хлюпая мокрой обувью, по камням, по разнотравью – выше и выше. Дальше – только камни, снег и лёд. На снегу особенно опасно: без шиповок в мокрых кроссовках и кедах легко поскользнуться и скатиться в камни или пропасть. Но и то, как шутят туристы, доедет одна голова. Саша так и упал, но тут же сообразил: пальцы – в зернистый обледенелый снег, и завис. Помог ему подняться, обвязал шнуром за его ремень и пристегнул шнур к своему ремню. Не добавляет комфорта ледяной ветерок, от которого берётся коркой и индевеет одежда, брови и волосы. Сын сказал, что у него коченеют руки, особенно пальцы. Дал ему выпить медовой воды, он повеселел.

Когда наша группа перешла через хребет, а нам оставалось ещё метров сто высоты, снизу от Дамхорса к нам быстро поднялась туча, окутав непроглядным туманом. Шли по памяти, предварительно рассмотрев оставшийся участок тропы, идущей траверсом по шатким каменистым осыпям. Здесь уже не слышен рёв рек, ручьёв и водопадов. Всё осталось внизу. В наступившей невероятной тишине даже шумное дыхание рождает эхо, а стук разъезжающихся под ногами камней разносится многокаскадными громовыми раскатами: кажется, что во всём мире только и есть эти катящиеся камни.

с Киндыша к озеру Кардывач
Ну, вот мы и на перевале Киндыш – радость! Группы туристов из Ставрополя и Днепропетровска не хотят спускаться – любуются видами гор, чего никогда не увидеть внизу. А отсюда действительно, сказочно красивая панорама: сзади внизу – ледники, гора Аджара (2907м), гора Шепси (2819м). Сам перевал Киндыш – выше 3000 метров! Впереди по маршруту: слева – Ахук-Дара, справа – Лоюб (Лопата) (2970м). Внизу под ногами – озеро Кардывач, такое крохотное отсюда. Над ним вдалеке – сверкающий снегом и льдами хребет Ацетука, сразу за которым - Абхазия и в пятнадцати километрах по прямой - красавица-гора Агепста (3256м). Впрочем, Абхазия и, совсем рядом с нами, в нескольких сотнях метрах слева, сразу за ледником.

Когда Саша начал спускаться с хребта, повидавший всякое пограничник, сопровождавший группы, сказал мне о нём, что такого малыша ему ещё здесь не приходилось видеть. Едва мы начали спуск, небо очистилось, заслепило солнце, и камни под ногами стали высыхать буквально на глазах. Сразу же потеплело, с одежды пошёл пар. Такие резкие перепады температур и являются основной причиной разрушения гор.

Группа ждала нас на камнях сразу у нижнего края ледников. Разведка никак не могла найти тропу для безопасного спуска. Не хотелось терять время на траверсы. Решили спускаться прямо вниз по зарослям рододендронов. Тоже весьма рискованно, учитывая крутизну спуска и ожидающую неизвестность: а вдруг дальше пропасть?

Мы снова отстали от группы, но по приметам находили тропу и спускались сами. Перешли ручей-водопад и по его руслу спустились вниз в долину, прошли вперёд ещё метров триста и поняли, что мы обогнали группу, которая потеряла тропу и блуждала на спуске. Договорившись с лидерами, что они останутся дожидаться всех отставших, мы с сыном двинулись к озеру Кардывач занять лучшую поляну, на которую мы вышли ещё засветло, успев просушить вещи.

Казавшееся таким крошечным с перевала, озеро, расположенное на высоте 1820м оказалось довольно большим. Кристально чистая, ледяная вода, зеркальная поверхность, отражающая лесистые берега – недаром говорят, что это красивейшее озеро Европы.

На большой поляне у самой воды кто-то выложил очаг и установил над ним каркас для плёнки – баню. Но собрать дров для неё наших сил не хватало – хотя бы уж для костра – приготовить суп, чай, просушиться и согреться. Группа подошла уже почти в сумерках. Сашок уже спал.

Перемёрзнув на перевале, я как-то неуютно себя чувствовал, не мог согреться даже после горячего чая и сидя у костра. Разогрев полотенце, отнёс его в палатку, просунул внутрь спальника на спину сына. Этим вечером у меня возникли некоторые сомнения в целесообразности полного табу на алкоголь в походах. В подобных форс-мажорных ситуациях несколько глотков горячего чая с коньяком перед сном, возможно, не повредили бы, а скорее выручили. Это хорошо, что сила организма, жар костра и чая, порошок аскорбинки для профилактики, свеча в палатке не дали нам заболеть.

9 августа. В Кардываче купаться не стал после перевала и холодной ночи. С семи утра двинулись в путь, поставив задачей за один переход добраться до кордона Пслух. Нас ещё на поляне обошла ставропольская группа, ночевавшая на перевале.

Спустившись от озера вниз по реке Мзымте, довольно много времени потеряли на сверку паспортов на погранзаставе. Для сына, у которого открылся волчий аппетит, выменял у пограничников за кусочек сала три куска хлеба, которые он благополучно во время перехода и съел, запивая водой из ручьёв. За Энгельмановой Поляной, откуда уже началась грунтовая дорога, обогнали ставропольцев, сидящих у обочины «без задних ног». Жаль, что «проскочили» нарзанный источник, так хотелось кислой воды.

Встретили «УАЗик» «Телеспецназа», уточнили маршрут: идти долго, пройти большие подъёмы, брошенный бульдозер, потом кабину автомобиля, потом на развилке – не налево, а прямо, а на следующей наоборот - идти влево. Все эти ориентиры мы находили уже в темноте при свете фонариков. Мы с сыном и ещё двумя ребятами снова остались позади всей группы. Ребята валились с ног, но ставить палатку было негде. Тем более что этим мы задержали бы утром всю группу. Да и встреча с ночью с медведем, кабаном или волком не очень привлекала. Так, подбадриваясь, в одиннадцать ночи вышли к своим, разбившим лагерь у кордона на берегу реки Пслух. Ребята угостили меня нарзаном из расположенного в пятидесяти метрах источника. Так приятно после недели пресной воды выпить кислой минералки!

Пслух значительно ниже Кардывача и потому ночь была гораздо теплее, спали почти раздетыми. 10 августа утром осмотрел окрестности, вдоволь напился минералки из источника. Собрали лагерь, двинулись в Красную Поляну, встречая на своём пути многочисленных паломников за нарзаном: на машинах, на лошадях и пешком.

За мостом через Мзымту у впадения в неё реки Пслух уже образовался армянский посёлочек «любителей нарзана» - трущобы из кибиточек из чего попало. Предполагаю, что уже через год на их месте будут стоять основательные виллы. Предприимчивый народ имеет поразительное чутьё финансовой перспективы: в Красной Поляне, в Эстонке сейчас идёт строительный бум – селятся богатые люди, которые обязательно будут приезжать на источник нарзана. Как блестяще всё просчитано!

Дорога между Пслухом и Эстосадком (Эстонкой) пока грунтовая, но хорошая. По руслу Мзымты то здесь, то там с целью укрепления берегов строятся столь основательные гидротехнические сооружения, что не вызывает сомнений: в самом ближайшем будущем дорогу наверняка покроют асфальтом, если не вымостят разноцветной фигурной брусчаткой. Чувствуется приближение цивилизации: экскаваторы, машины, бульдозеры, экскурсии... Но всё - равно, в Эстонке цивилизация распахнулась неожиданно: современные магазинчики, пункты проката, автостоянка, фуникулёр, ресторан и кафе «Пирамида», летающие парапланы, вертолёт, используемый в качестве самосвала для перевозки бетона на строительство чьей-то виллы…

Дети истосковались по всяким вкусностям, накупили мороженого, чипсов, «пепси», «фанты». Пошли и мы с сыном за мороженым. Купили. Во дворике ресторана и кафе сооружён небольшой бассейн с проточной водой, в котором кишит крупная форель. Добрый хозяин заведения Юрий Михайлович дал моему сыну удочку, на которую наживили пару зёрен кукурузы из банки, и предложил ему поймать рыбку. Форель клюнула почти сразу. Саша потянул было, но не ожидал, что рыба окажется такой тяжёлой и сильной, приопустил немного, форель коснулась воды, ударила хвостом и сорвалась. Нас это не огорчило, потому что нужно было бежать на автобус. Группа уже сидела в салоне, оставив места и для нас.

Через Красную Поляну проехали, не успевая поворачивать головы налево-направо: такие красивые строят дома, при том, какая там прекрасная природа!

Очень долго стояли в очереди перед участком с реверсивным движением, который давным-давно окрестили в народе «Пронеси, Господи!» из-за частых камнепадов, опасного расположения на карнизе скалы над ревущей Мзымтой, название которой переводится, как «Бешеная». Это буквально через неделю «с хвостиком», 19 августа Владимир Путин открыл последний, четырёхкилометровый тоннель, позволяющий не пользоваться больше опасным участком дороги. Сейчас между Адлером и Красной Поляной время пути сократилось с двух часов до 40 минут. Представляю, какая теперь там будет стройка!

Собственно говоря, на этом наш поход и был закончен. Потому что езда на автобусе по Адлеру и Сочи, по Сочи на маршрутке на пляж возле парка «Ривьера» и обратно на вокзал, дорога в поезде домой – это уже другая, менее интересная тематика.

Главное, ради чего всё затевалось – узнать свои силы и возможности, увидеть красоту гор, ощутить на себе их дыхание, все эти впечатления заслоняли собой курортную и вокзальную суету. Всё выглядело немного игрушечным и смешным – гостиницы и дома отдыха, магазины и красивая чистая одежда людей. Горы вдохнули в нас ощущение какого-то большого приобретения, перед которым всё обычное и привычное становится немного меньше. Мы ждали поезд и говорили о том, какие мы теперь купим рюкзаки для ещё более трудного похода, какую обувь, снаряжение… Вспоминали, как где-то не так преодолели препятствие, и как бы это правильней было сделать, что в походе нужно, а что – только лишний груз. Самым приятным для меня было то, что об этом также размышлял и беседовал мой восьмилетний сын.