Горы мира > Арктика и Антарктика >

Автор: Александр Ручкин, СПб
Фото: А. Ручкин, Predrag Vuckovich (Сербия) и Thomas Senf (Швейцария).

Невероятная Антарктика

Команда

миражи

Нависания Хуберов
5.11. Рейс Москва-Стамбул. Валера Розов, Сергей Краско и я, Александр Ручкин, летим в Антарктиду. В Стамбуле встреча почти всей команды. Три турецких экстремальных видео оператора: Селим, Тенгиз и Ойтун, два экстремальных фотографа: Томас из Швейцарии и Предрак из Сербии. В Кейптауне еще должны присоединиться Юрий Байковский, Максим Иванов и Кристоф из Франции. У каждого свои задачи, кто прыгнуть, кто залезть, кто снять, покататься на лыжах или кайтах в Антарктиде. Почти на всех в Москве Валера закупил валенки. Антарктида все-таки. Наша цель залезть на одну из красивейших вершин Антарктики, Ульветана (2931м), что в переводе с норвежского означает волчий клык.

Если посмотреть сверху на расположенные вершины, они напоминают волчью пасть. А сами вершины острые клыки. Ульветана, самый большой клык, в 1км высотой. Задача максимум, залезть по норвежскому маршруту на Ульветану и прыгнуть бейс с вершины. Жизнь и погода сами внесут свои коррективы. Все это находится на Земле Королевы Мод, в одном из прекраснейших горных уголков Антарктиды. Мы словно перелетные птицы летим на юг, догоняя лето. Улетели из поздней осени, в продолжающееся лето в Турции. В Стамбуле тепло. Ходим в футболках.

6.11. Поздно вечером летим в ЮАР, в Кейптаун. Из-за тумана рейс постоянно откладывали. Благодаря турецким друзьям сидим в банковской вип зоне, с вай-фаем, едой и напитками. Смогли улететь только утром. Лететь больше 9 часов. Выспались. Прилетели в наступающее лето за экватором на Африканском континенте.

7.11. Привезли в Фриц Хотел. Маленький двухэтажный отельчик в колониальном стиле со старинной мебелью и небольшим двориком с цветущими пальмами и южными деревьями. Фрукты и красное вино, с одноименным названием Фриц, стоят в холе и пополняются по мере убывания. В каждом номере тоже стоит по 2 бутылочки красного вина. Заботятся о здоровье постояльцев до и после Антарктиды.

8.11.-9.11. Магазины, закупка продуктов, необходимых в Антарктиде: посуды, упаковок, ящиков, бочек и прочего… Упаковка грузов в баулы. Это последний оплот цивилизации, где можно что-то купить. Брифинг в Антарктиду. Понятно мусорить нельзя, мусор с собой. Самое страшное и пока не представляемое: нужно мягкие коричневые камни, сделанные нами во время всей экспедиции, забирать с собой из Антарктиды.

10.11. Вылет в Антарктиду из Кейптауна. Все как положено, международный аэропорт паспортный контроль, проверка. Подвезли на автобусах к Ил -76-му. Сфотографировались и залезли. Здравствуй, Родная. Наш борт, все заколочено фанерками и завешено флагами. Непонятно только для облегчения все сняли или не доделали. Летели 5,5 часов, сели на ледник, в 5 утра. Вышли холодно, после Африки, наверно, всего -13С по Цельсию, дует ветерок, солнце светит вовсю, правда, низко над горизонтом, но как днем. Пока фотографировались, замерзли как собаки. Все погрузились на нарты и укатили. Я, Селим и Сергей остались отделять наши шмотки при разгрузке самолета. Загрузка была хаотичная, летело около 65 человек с разных экспедиций в разные уголки Антарктиды. И чтобы наши вещи куда-нибудь без нас не направились, мы и были поставлены на страже Валерой. Прошло 2 часа, а самолет все еще в режиме разгрузки, здесь не терпят суеты как в Азии, чтобы от жары не потеть, а здесь в Антарктиде просто от того что уже замерзли, Антарктика. Прибежал на смену Валера и еще другие товарищи иностранцы. Мы пошли в огромную кухню-столовую греться, пить чай ...

11.11. Целый день в Антарктиде на Аэрбазе. Привыкаем к холоду. Знакомимся с флорой и фауной, полярниками и приезжими. Сидим в столовой, пьем чай, кофе, с перерывами на завтрак, обед, ужин.

12.11. Утро вылета на Ульветану. Сбор груза. Завтрак, и в самолет. Завели, но не летим. В левом двигателе проблемы, вышли, пошли пить кофе. Пилоты борются с движком. Вылетели с аэродрома поздно. Но успели, темноты летом не бывает в Антарктике. Солнце ходит по кругу, лишь слегка касаясь горизонта. Виды сногшибательные, хорошо, что сидим в креслах самолета, давно бы упали. 1.15 часа и 160 км полета над ледниками, и мы над Ульветаной. Из-за больших снежных наддувов, пилоты смогли высадить нас далеко от стены. 1300м носили от посадки самолета поближе к стене. Запрягали себя в системы, привязывали баулы и тащили по снегу как кони зимой. Сделали 2-3 ходки. С Томасом ставим большую палатку кают - кампанию, народ подносил еще грузы. Кают-компания «Аляска» двойная, утепленная палатка, сделанная в Канаде. К ней в придачу маленькая чудо печка-капельница, керосинка с трубой. Как сказал полярник, печка хорошая, только чтоб она завелась, потрудиться надо. Палатка с печкой и создавали уют нам в Антарктиде долгими почти летними вечерами. Потом каждый копал яму под площадку для своих палаток. Термометр на часах замерз на отметке -23С градуса по Цельсию.

13.11. Втроем Валера, Томас и я пошли на поиск безопасного пути на гору. Почти 4 км по леднику. Нашли проход через ледовые сераки и повесили пару веревок. Веревки для быстрого выхода на плато. Томас быстро лезет первым. У него отличная акклиматизация, он вернулся с экспедиции из-под Кызыл-Аскера, в Киргизии, закаленный холодом и непогодой. Мне пока тяжело, чувствуется, что нет акклимухи. Дошли до перемычки, где будет АВС, наш передовой лагерь. Томас пролез еще одну веревку норвежского маршрута, и побежали вниз. План на день выполнен.

14.11. Утро и подготовка к выходу выше АВС. Заброска грузов в АВС, идут все и видео операторы тоже. Подход занимает около 4 часов. На перемычке в АВС остались мы с Томасом, все пошли вниз. Поставили палатку, оделись и решили обработать, пока светит солнце на маршруте. Провесили еще 3 веревки, веревки кончились. Взяли бы больше веревок, можно было бы и дальше работать, забросили еще железа и спустились. Солнце садится в облака, плывущие над ледником, и вершины плывут словно острова в огромном замерзшем океане. Залезли в палатку, приготовили еду и легли спать. Высота АВС 2400м. Ночь прошла хорошо, становится холодно, как только ушло солнце.

нейтральная территория

Начало Ульветаны

Планетяне такие смешные

Ходьба по стенам
15.11. Утро, холодно, встали в 8.00. Лежа, не выходя из палатки, приготовили завтрак. В 10 вышли на обработку. Веревку дорабатывал Томас. Валера попросил залезть на голову сыра и посмотреть точку прыжка, он решил оттуда спрыгнуть для тренировки. Сыр - это огромный скальный откол весь в дырках, очень похожий на сыр. Томас легко залез по ледовой речке 30 метров до провала и потом лазанием по скале и по дыркам в сыре пролез еще метров 25. Полазили по сыру, вполне можно спрыгнуть, спустились, посмотрели точку отрыва. И бегом вниз в АВС. Туман, промозгло, решили на сегодня хватит и в базу, греться и разлагаться. В 18.00 вечера были уже в базе. Валера решил прыгнуть и на завтра выход всех операторов на сыр, прыгать и снимать. Предрак пожег глаза и подвернул колено, у него выскочила шишка. Валера как доктор спас оператора, с помощью Дезинфктора-Хеннеси и шприца, удалил инородную жидкость. Операция прошла успешно. Хромой начал ходить.

16.11. Валера, Предрак, Юра и два турецких оператора Селим и Тенгиз, пошли в АВС на заброску и подготовку к прыжку на завтра. Максим и Кристоф тоже помогают забросить груз в АВС и посмотреть красивый вид сверху. У нас с Томасом день отдыха. Мы грелись, пили, отъедались и ели. Серега и Ойтун ходили на заброску к камню, и определить место посадки и съемки приземления под стеной. Томас вечером приготовил национальное блюдо, похожее на плов в презентации швейцарского гида. Оказалось, что у Томаса есть описание маршрута Хуберов на Ульветану, и решено лезть по их гребневому маршруту, где очень легко искать точку прыжка для Валеры, идя до вершины.

17.11. Подъем в 4.30, выход в 6.00, очень холодно. За час добежали до камня, одели системы, и в 9.30 были уже в АВС. Народ готовится к съемкам и прыжку. Поднимались по перилам долго. Из альпинистов только Томас, Валера и я. Остальные с очень большой мотивацией снять хороший материал, но очень далеки от горовосхождений, хотя и взяли по несколько уроков перед поездкой. Учатся прямо по ходу. Валера прыгнул, все сняли, народ поехал вниз, а когда все закончилось, около 16.00 мы с Томасом полезли вверх дальше обрабатывать маршрут. Спустились с сыра, я заложил 10 метровый траверс лазанием до щели вправо и потом вверх до хорошей полки еще метров 25-30. Бегом пролез еще 15 метров ИТО-шных щелей, потому что холодно. Когда я спустился вниз, Томас уже был синий и замерзший как сосулька. Спустились в АВС около 20.30, продули связь, поели и спать.

18.11. Встали поздно (путаница страшная, солнце светит и днем и ночью, понять, сколько времени по солнцу невозможно) в 10.50, кофе, и в 12.00 уже лезли по перилам. В 13 уже долезли до конца перил, и Томас продолжил работать начатую мной вчера веревку. Пролез еще 10 метров вертикали и заложил траверс. Я подлез. Томас пошел влево, еще, оказалось тупик. Внизу он увидел станцию Хуберов. Ниже, значит, лезем не туда. Дюльфернули 15 м вниз на полку. Здесь за углом уже тень. Опять холодно. Я полез первым по нависающей стене. Сначала лазанием 10 м-15м потом ИТО, когда закончились все карабины и френды, пришлось спускаться. Не долез всего 5 метров до другой хуберовской станции на болтах. Холодно, просто жуть. На последних френдах сделал станцию и бегом вниз, трясет от холода. До АВС спустились быстро, по пути спрямив запутавшиеся перила до полки. В 20.00 уже были на верхнем плато. Прибежали в лагерь поздно, часов в 21.00 Все отмечают первый Валерин полет в Антарктиде, поздравляют и показывают на компьютере, как это было. Запускали фонарики Максима и Кристофа производства Чайна. Бумажные с подогревом из пластмассы, этакие мини воздухоплавательные шары. Внутри она горит, нагревая воздух, и он должен лететь. Но мороз такой, что он, еле нагреваясь, успевает замерзать и не летит. Уржались со смеху, когда Валера, Юра и Кристоф подбрасывая их на руках, бежали вслед за ними метров 500, чтоб они не опускались. Перед этим все загадали желания, и чтоб они сбылись, Максим выдал шарики. У кого полетит, значит, желание сбудется. Но удалось запустить только Томасу. Максим высказал предположение, что желания надо загадывать реальные и скромнее. Спать пошли около 24.00-00.00, когда солнце уже вставало.

19.11.10. Подъем, кофе. После завтрака легкий, сухой душ замерзшими влажными салфетками и смена белья. В Антарктиде начинаешь понимать смысл рекламного выражения свежесть морозного утра. Повесив на солнце и мороз вещи, бывшие на тебе на выходе, к вечеру они свежие и чистые с запахом морозной Антарктиды. Народ уходит (операторы и Юра на подход) в АВС для завтрашних съемок отрыва. Мы планируем на завтра ранний выход для обработки маршрута и возможного выхода на послезавтра на гребень и на вершину. Народ разбрелся по Антарктиде, Валера и Сергей ушли смотреть еще одну стену, которую видели Максим и Кристоф, когда искали место, где можно покататься на лыжах, а также возможность поймать ветер и испробовать кайт.

20.11.10. Как всегда, ранний подъем в 4.30 и выход на гору. Около 10.00 в АВС. Полезли, съемки одновременно. Чуть затягивается обработка. Когда вылезли на полку, перед нависанием, солнце почти уходило за гребень. Сначала пролез Томас 20 метров ИТО до ниши в стене, потом продолжил я, еще метров 20 ИТО нависания и шкуродер камин еще 7-10 метров. Долгожданный выход на гребень еще через 30 метров. Спуск в АВС.

21.11. Подъем в 6.00. Выход на стену в 8.00. По обработанным перилам за 2.45 долезли до конца перил. И пошли, Валера лезет первый. Томас его страхует, я – последний, пытаюсь снимать видео-процесс. Свободное лазание вперемежку с несложным ИТО, с которым Валера справляется довольно быстро. И в 16.30 мы были на вершине Ульветаны, Волчьего клыка высотой 2931м. Провели там целый час. Красиво, но холодно, напоминает космический пейзаж другой планеты. Огромные ледяные пространства, от которых веет холодом. Валера спускался с вершины в другую сторону, искал точку прыжка, но ничего не нашел. Спустились быстро в надежде согреться. В АВС были в 21.00. На базе уставшие были в 00.00 и с приходом встретили рассвет. Сергей ждал нас горячим чаем и едой. Сил осталось мало, только дойти до спальника. Пока мы лазили, прилетал самолет и увез Юру, Максима и Кристофа. Нас осталось 8 антарктиков.

22.11.10 День отдыха, кофе. Пейн-кейк в исполнении Томаса в Антарктиде, просто верх кулинарии.

23.11. Второй день отдыха и разложения тел и вещей. Сожженных и черных от солнца лиц не узнаем, покрытых поджаренной корочкой. С губ слезает слой других губ, уже ненужных. Очки, помада для губ и крем от солнца - просто незаменимые вещи в косметичке полярника-антарктика. Антарктида нас балует хорошей погодой. Каждый вечер связываемся с радистом на станции и спрашиваем прогноз. Радист спрашивает сначала у нас, какая погода под Ульветаной, потом говорит, какая будет у нас. Думаю, это возможный прогнозируемый прогноз, на основе нашей погоды. Обещания радистов, что будет Близзард, отодвигается, и это к лучшему. Сергей Краско все равно готовится к встрече с ветром и строит стены из кирпичиков фирна вокруг палаток.

Ходьба по стенам-2

Укрощение замерзших кошек

Перелет Тунгесписсен - Ульветана

Все дело в клюве
24.11. День съемок второго прыжка. Утром ранний подъем, как всегда, в 4.00. Чуть теплее, чем в прошлый раз, но все равно холодно. Камень, кошки, система и подъем в гору. Все встретились в АВС. Попили чай, перекусили. Поднялись до провала, где у норвежцев висели платформы. Я полез первым опять провешивать сыр. Веревки были сдернуты. Предрак страховал, Томас фотографировал с веревок, провешенных на полку по Хуберовскому маршруту. Поднялся Валера, быстро переоделся и прыгнул. Начали дюльферять и собирать веревки. Я спустился, весь обвешанный веревками, как запутавшийся парашютист. Томас продергивал веревки последним. Спустились в АВС с кучей веревок. Запаковали в баул и сбросили в пропасть с отвесной скалы. По нашему замыслу он, набравши скорость, должен был выкатиться далеко на леднике. Через 15 секунд баул сказал БУМ. И остался лежать на горизонтальной полке под стеной. Нашим надеждам не удалось сбыться, чтобы он просквозил по ледовому склону и выкатился к базовому лагерю. Собрали наш АВС-лагерек и, груженные как ишачки, с подкошенными ногами, понесли его к базе. Оставляя на плато немного снаряги для нового восхождения и для прыжка с носа корабля через день отдыха.

25.11. День отдыха. Утро, как всегда, кофе…..зубы….глаза. Наша кают- компании просела в снегу, и пол стал не ровным. Решили восстановить. Положили на бок, выровняли кривизну, заодно перебрав все запасы продуктов, и усилили оттяжки у палатки на случай непогоды. Стали готовить сани к отъезду на Холтану. Ужин, посмотрели видео-комбинацию восхождения и прыжка Валеры.

26.11. У меня день рождения. Валера решил подарить мне на день рождения вершину 2277м с труднопроизносимым норвежским названием Тунгесписсен и прыжок с нее (шутка, конечно). Я, конечно, как герой детских сказок в надежде, что все это произойдет быстро и у нас с Томасом останутся силы, попробуем залезть на вершину, которую еще никто не ходил, а если ходил, то хотя бы новый маршрут. Заначка снаряжения ждет нас на верхнем плато. Ранний подъем. Валера прыгает с носа корабля (так похож) с вершины высотой 2277м. На нее такой же заход, но длинный подход. На плато, через сераки, потом по плато вправо до конца. Идем 3 часа, не меньше. Дует ветер, становится холодно. Скалы причудливой выветренной формы, все в дырках и плавных линиях. Быстро нашли точку, Валера оделся, мы приготовились, навесили перила, несколько десятков секунд, и все кончилось. Опять улетел. Внизу Валеру встречают операторы и Серега Краско. Ноги идут как-то вяло, ходьба по снегам, фирнам и льду в кошках и без кошек сил не прибавляет. Каждый выход отнимает 15-20 км, кучу времени, сил, жирка скопленного за многие месяцы, а добавляет мышыц и мозолей на ногах. Сил на первопроход не остается, идем вниз. На обратном пути с Томасом прошли под нависающим ледопадом к нашему баулу с веревками и столкнули его в пропасть. Покатился красиво и выкатился на ледник. По связи сообщили, что баул сброшен, лежит и ждет на леднике. На эту встречу с баулом прибежали с санками Селим и Ойтун. Мы, уставшие, медленно возвращались, как могли к Базе, еле волоча ноги. А вот тут-то и день рождения подошло. Переоделся в праздничные одежды, после заморозки. Бывшую одежду в употреблении опять вывешиваю на мороз, потом стряхиваю, отогреваю и надеваю как чистую. Пришли около 16.00, попили чайку. Валера с Сергеем дежурят, я пошел выровнять тело в горизонтальном положении под спальником. В 18.45 ужин был готов, и день рождения началось. Валера подарил бутылочку Хеннеси. Турецкие друзья достали еще водочки. С каждым тостом становилось теплее и веселее. Серега сварил вкусный компот. Валера вспомнил про дымовые шашки. Пошли и запустили парочку. Предрак как раз сидел в туалете за стенкой из снега. Что-то навеяло, наверно, и забросали его шашками. Оранжевый дым с запахом заставил Предрака выбросить белый флаг из форта укреплений. Все подыгрывали и Предрак тоже. Смеялись до слез, которые тут же замерзали.

27.11. День отдыха и день подготовки одновременно. Валера решил сделать маленький поход под другую красивую гору Холтану, залезть на нее и спрыгнуть. Отобрали еды и снаряжения, Томас связал узкие детские санки вместе, которые по отдельности переворачивались, а вместе связанные боками, стали устойчивее к боковому переворачиванию.

28.11. Подъем. После завтрака в путь. Все восемь оставшихся двинулись в путь. Тянем двое санок по очереди, одни со снаряжением, другие с продуктами и палатками. Шли 4,5 часа, из базлага под Ульветаной, под Холтану. Поставили палатки, выпили чай и в путь. Валера пошел смотреть место приземления, Томас и я пошли на обработку маршрута, Тенгиз снимать наше антарктическое лазание. Подход занял 1час 10 мин. Оказались на узком гребне перемычке между вершинами Холтаной и Хольстид. Сняли кошки, оделись потеплее и полезли по теплым скалам. Сразу провал чуть меньше в рост человека. Томас, как профи-гид, показал, как такие вещи проходятся. Стоишь ногами на одном краю, падаешь руками вперед на другой край. Стоишь в раскоряку, ноги на одной стороне, руки на другой, и вот теперь думаешь, как из этого положения выйти. Моего размаха ног и шпагата не хватает. Пришлось хорошо держаться руками и перебрасывать ноги, одна за другой, на противоположную сторону. Очень узкий гребень, оставили сидеть Тенгиза на одном остром пике гребня для съемок. Отсюда виден весь гребень, который надо проходить. Сами прошли на равновесии 70 метров, среди двух пропастей, по круглому с дырками очень узкому, похожему на сыр, рельефу гребня. Такое ощущение, что порода состоит из мелких замороженных камней, и оттаявшая верхняя корка при небольшом усилии откалывается и отламывается. Если нагружать целый зацеп величиной с ладонь или откол, он держит, мелкие отламываются. К этому уже привыкли, и Томас пролез 2 веревки несложного, но стремного лазания, с редкими и очень ненадежными промежутками. Тенгиз так и остался сидеть на гребне и сказал, что если бы мы еще час лазили, он бы замерз напрочь. Вернуться он сам не мог, веревки все у нас, а по гребню с провалом надо лезть со страховкой. Вернулись в наш лагерь уже ближе к 20.00. Поели, и в спальники спать.

29.11. Встали в 5.00 утра. Очень ветрено, холодно и пасмурно. Позавтракали и снова легли. К 8.00 утра ветер успокоился, и мы пошли наудачу. Тучи разошлись. Солнце светит, мы полезли. Я первый, Томас второй и Валера третий. Свободное лазание опасное, но интересное. Узкий красивый гребень с обрывающимися отвесными стенами в обе стороны. Иногда на веревку 2-3 промежуточных точки. Весь маршрут 8-10 лазательных веревок. В 15.00 уже были на вершине. Виды невероятные. Валера прыгнул, как всегда быстро, и мы побежали вниз. Прошли почти все пешком, друг друга подстраховывая. 1,5 веревки дюльфернули до провала и потом еще 3 дюльфера: два по 50 метров и один почти 60 метров. Оказались на границе снега, льда и скал. Кошки на перемычке. Нам нужно преодолеть по очень плотному фирну крутой склон в 50 метров. Томас выдал айс-экс в виде камня.

Когда стало круто, мы, вырубая в твердом фирне ступени этими айс-эксами, наконец-то вышли на перемычку к долгожданным кошкам. Спустились к 20.00 к нашим палаткам, где нас уже ждал ужин, и мужики, собравшие лагерь. Через час мы уже двинули свои бренные тела к нашему родному, базовому лагерю под Ульветаной. Солнце уходит за очередную гору, а мы тянем за собой сани, поочередно меняясь, как выдохлось тело.

К 1.00 следущей белой ночи или дня, так как солнце уже светило вовсю, мы пришли в наш лагерь. По дороге домой до Ульветаны, на горизонте, мы наблюдали миражи в Антарктиде. Солнце, нагревая фирн, отражал тепло, и теплый воздух, поднимаясь вверх, искажал горы и превращал их в невероятно причудливые формы. И это при – 25С градусах по Цельсию, когда кристаллы на часах отказываются показывать температуры ниже, если их держишь в руках, для измерения. Из-за этих искажений мы долго не могли видеть наши палатки. И только GPS подтверждал, что осталось совсем немного. 4 часа от Холтаны до Ульветаны. Уставшие, легли спать. 30.11. К 19.00 должен прилететь самолет и забрать нас из-под Ульветаны. Собираем грузы и пакуем. Верится с трудом, погода облачная, туман и слабый ветер. Погода портится, поэтому нас забирают раньше, вдруг задует на неделю-другую. А у нас обратный рейс из Антарктиды 4-го декабря. Запрягаемся и возим. Сделали по 4 ходки к месту, где, возможно, сядет самолет. 45 мин ходьбы туда и обратно. Успели все принести. Прилетел. Загрузили, полетели. Взяли только нужные вещи и повезли нас в Оазис на Новолазаревскую в гест хаус. Здесь на 600 м ниже и теплее, среди скал и холмов. Сразу в баню. Просто мейджик какой-то. Из холода в жару в Антарктиде. И теплая постель на втором ярусе. Фантастическая реальность.

1.12. Уже декабрь. Как все быстро пролетело в Антарктиде, даже некогда было отдыхать. Пару часов бродили, думали, найдем пингвинов. Не нашли. Ужин. Владимир Васильевич, начальник бани, устроил выдачу сертификатов посещения антарктической бани, рассказы об Антарктиде и концерт русских песен под гармошку. Сон сладкий. Невероятно спится.

2.12. Опять не верится, что декабрь. Все остановилось от того, что никуда не спешим, никуда не лезем, никуда не собираемся переходить, переезжать, перелетать, прыгать… У нас после завтрака экскурсия по антарктической станции Новолазаревская. Все заморозилось и осталось в развитии, как при Советском Союзе, много техники и лишнего старого оборудования, кувалдочкой подправить, и все заработает. Народ скучает по общению. Рассказывает с удовольствием о своей работе и расспрашивает, зачем мы здесь. После ланча у нас экскурсии по пещерам и трещинам в ледниках. Красиво, необычно, ледяные цветы геометрических форм на стенах и потолках, пузырьки во льду под ногами замерзшие по пути к поверхности. Успели в баньку на часик сбегать перед ужином погреться. После ужина показали видео и фото с нашей антарктической экспедиции под Ульветану. Собралось много антарктических зимовщиков со станции «Новолазаревской», посмотреть зачем мы приехали в Антарктиду.

* * *

Спасибо всем кто помогал организовать эту экспедицию и осуществить мечту побывать и прикоснуться к уникальной планете под названием Антарктика.

RED BULL

Alex

Отлично!

антарктика

Саня, спасибо! Ваще здорово! Пеши исчо!