Автор: Сергей Дашкевич, "Manaraga-team", Discovery, Екатеринбург
Фото: Михаил Борич, Сергей Дашкевич

Ерыдаг свободным лазанием, 2010 г.

Для справки, прохождения (включая попытки) маршрута Воронина 6Б:

1. 2001 - Дагестан. Руководитель - Воронин. Восхождение совершено зимой
2. 2002 - Очный чемпионат. Санкт-Петергбург. Не совершено вследствии травмы участеика
3. 2002 - Очный чемпионат. Екатеринбург. Ярунов, Новосельцев, Кофанов, Блинов.
4. 2006 - Челябинск. Морозов, Бакин, Кондрашлв, Сидоренко, Тарнакин, Устьянцев. Восхождение совершено зимой.
5. 2010 - Очный чемпионат. Ростов. Дмитриенко - Максюков.
6. 2010 - Очный чемпионат. Москва. Иванов-Савельев.
7. 2010 - Очный чемпионат. Иркутск. Веретенин - Башкирцев.
8. 2010 - Очный чемпионат. Челябинск. Кондрашов - Валеев.
9. 2010 - Екатеринбург. Дашкевич - Борич. Первое прохождение свободным лазанием
10. 2010 - Волгоград. Москалев-Михалев
11. 2010 - Бурятия. Клепиков-Кузьменко
12. 2010 - Иркутск. Глазунов - Ищенко.
- Парни, чемпионат из Каравшина переносится в Ерыдаг. Поедете?
- Не очень хочется, но, пожалуй, поедем.

...............................

- Ерыдаг тоже отменяется, но билеты уже взяты. Надо ехать - Мишке для "мастера" нужна 6Б.
- Честно говоря, не интересно мне просто пролезть 6Б.
- Но это надо просто сделать и всё.
- Вот пройти ее исключительно свободным лазанием - это интересно…

Борич на участке R2-R3. Приятное несложное лазание

Борич на R4-R5.
Несложный траверс в начале и переход на щель.
Первый ключ на маршруте.

Дашкевич на участке Р9-Р10 (карниз).

Участок R10-R11.

Дашкевич на участке Р18-Р19. Ключевая веревка

Р19-Р20. По песчаниковой жиле

Станция Р21. Вторая ночевка. Дашкевич

Станция Р21. Вторая ночевка. Борич
Поездка в горы этим летом пошла как-то не по плану. Готовились к одному, а вышло совсем другое. Каравшин отменился из-за событий в Киргизии. На предложение участвовать в марафоне (Ерыдаг) согласились уже без особого энтузиазма. Отмена же соревнований за пару дней до выезда уменьшила и без того невысокую мотивацию. Только наш тренер, Толик Ярунов, сохранял оптимизм. Его аргументация была достаточно простая: Мишке нужна 6Б для мастера. У меня же прохождение 6Б особого интереса не вызывало, поэтому я придумал проект - не просто залезть, а сделать это исключительно свободным лазанием. И не важно, сколько дней это займет.

Компания в этот выезд у нас собралась небольшая. Всего 4 человека: мы с Мишкой, да два Толика, Сушков и Ярунов. Ерыдаг встретил нас пустотой. Дождь, туман и никого кроме нас. Из развлечений имелось: просмотр прогона стада коров через лагерь два раза в день и устранение мелких неприятностей с пограничниками в связи с плохо оформленными пропусками. От прошедшего недавно чемпионата в классе "спринт" осталась огромная свалка мусора у реки. На свалке нашлись изрядно потрепанные и промокшие описания маршрутов. По ним мы и ходили.

Решив, что для акклиматизации хорошая погода не обязательна, в полном тумане сходили на Шалбуздаг. Затем для разминки слазили втроем по маршруту Полякова 5Б. Сходили по схеме "из лагеря в лагерь". Лазание несложное, тем не менее, пара трудных мест нашлось. Все прошли лазанием, за исключением одного места. Мишка не захотел бороться и все таки встал крюконогой в оттяжку, тем самым запоров чистое прхождение маршрута. Спускались в тумане с видимостью 10м по gps - развлечение то еще. Вскоре подъехали ребята из Волгограда. Собирались тоже на Воронина. Конкуренты, однако…

Первую неделю в районе погода носила характер скорее "ергацкий", чем "ерыдагский". Ежедневные туманы и дожди с обеда и до ночи иногда разбавлялись идеально чистым небом с утра. После очередного дня сидения в лагере решили продолжить разминку и сходить первопроход. Ввиду неустойчивости погоды, выбрали интересную, но непродолжительную нитку между маршрутами Полякова и Самодеда. Рельеф оказался неприятный - вертикальная развальня, местами с какой-то гнилой коркой. Даже шлямбура бить некуда. На фифах, я думаю, особых проблем в ИТО пройти нет. Главное - не бояться. Нас интересовало исключительно чистое прохождение. Пролезли пол стены, когда нас накрыл небольшой заряд дождя. Известняк, смоченный дождем, мгновенно стал скользким как мыло. О свободном лазании на таком рельефе можно было забыть. Продолжать восхождение смысла не имело. По связи передали, что у Волгограда срыв с переломом ноги и сотрясом на маршруте Некрасова 5Б. Поехали вниз помогать. Парни оказались быстрее. Внизу их уже ждала лошадь.

Тем временем, погода начала потихоньку устанавливаться. Почему-то мы решили связать это со сменой фазы луны (при таком раскладе мы могли надеяться на продолжительную хорошую погоду после имеющейся в наличии десятидневной непогоды, и надо сказать, что в своих ожиданиях мы не ошиблись). 25 июля вышли на Ефимовские ночевки под маршрут Воронина 6Б. В 2005 году мы с Кленовым и Дэви в рамках очного чемпионата лазали по соседнему маршруту Шановазова 6Б. Цели прохождения лазанием тогда не ставилось, поскольку в формате очного чемпионата упор делается на время, а не на стиль. Имея опыт прохождения соседнего маршрута, мы с Мишкой выбрали для себя примерную тактику восхождения.

Свою тактику мы строили, настраиваясь на полностью свободное прохождение маршрута. Мы рассчитывали примерно на 5-7 дней лазания, так как не знали, сколько времени уйдет на прохождение веревок в районе карниза. На Шановазове на нескольких веревках выше и ниже карниза (да и на самом карнизе) довольно сложное лазанье и очень плохо с организацией точек страховки (исключая шлямбура). Если пробовать пройти его свободным лазанием, то большие расстояния между точками при, ориентировочно, восьмерочном уровне лазания вам будут гарантированы. К подобной засаде мы и готовились. Поскольку восьмерки на онсайт (тем более традом) мы пока не лазим, то брали с собой крюконоги, чтобы заитошить веревку, определить места для точек и отработать прохождение веревки сначала с верхней страховкой. Воспользоваться такой схемой, к счастью, нам не пришлось. На прохождение одной подобной веревки могло уйти несколько дней. Ночевать при таком подходе надо там, где придется, и, как следствие, возникает необходимость в платформе. Воды взяли 21 литр. По Мишкиным прикидкам, получилось около 70 кг стартового груза на двоих (думаю, что он все оценивал сверху, а потом еще кг 10 к своей оценке накинул просто так). А что, восстанавливаться надо как-то :. От планов свободного прохождения обоими участниками пришлось отказаться. С таким грузом это было бы чересчур долго. Схема была такая: первый вылазит веревку, затем вытягивает основной баул через блок-зажим. Эта же грузовая веревка является страховкой для второго, который под собой тянет баул с платформой и поправляет основной баул.

Итак, 25 июля мы сидели с Мишкой под стеной Ерыдага. Целый день ниже по долине и выше по стене ходили облака. Вокруг никого не было, стену внимательно просмотрели в бинокль в течение полчаса, когда с нее вдруг уползли облака, подогрелись спиртом, поорали в темноту песни, пытаясь разогнать неуверенность в осуществлении задуманного. По версии первопроходцев, нас ожидало ИТО уровня А3 на 1100 метрах маршрута. Нам предстояло расставить точки над "i", убрав все "А".

Проснувшись на следующее утро пораньше, по темноте проскочили водопад и начали лезть. Мишка вызвался поработать в первый день (еще б его кто спрашивал - прим. М.А.Борича). Напрягать как-то начало с самого начала. Какие-то развальные щели. Мишка что-то ложил туда для страховки, но это скорее для собственного успокоения. Благо, срываться он не собирался. Лазание на первых веревках не сложное - 6а, местами 6b по французской системе. Веревка шла, огибая щель, то влево, то вправо. Попробовал жумарить с двумя баулами под собой. В принципе можно, но как-то уж больно тяжело и медленно получается. До пятой веревки шло несложное лазание, местами приятное, а местами даже красивое. Думаю, у предыдущих восходителей эти веревки тоже особого напряга не вызвали. Пятая веревка заставила задуматься в реальности наших планов. От нормальной такой полки с отличной станцией на местных шлямбурах Мишка полез сначала траверсом на семь метров влево, а затем вверх по щели, сходящей на "нет". С окончанием щели закончились и места под свои точки. Мишка долго стоял, магнезился - решался на длинный пролаз. С направлением движения, он, как выяснилось, не угадал - полез длинный равновесный участок примерно уровня 7b. Посередине в каверну поставил якорь, вылез на три метра выше и соскользнул… Полет был впечатляющим. Сильно жалею, что за минуту до этого убрал камеру. Мишка летел метров 15, выдернул тот самый якорь из каверны и повис ниже меня. Полок по пути не встретилось, поэтому отделался только слегка ободранной кожей на костяшках на паре пальцев. Я послал Мишку заново бороть участок. На этот раз он осмотрелся получше и увидел следы от фиф. Здесь явно "ито-шили". Итоговый расклад тянул на 6с, но страховать было все равно стремновато. Мишка не подкачал - уверенно пролез участок.

Дальше было легче. По всяким отколам мы потихоньку лезли в сторону карниза. Особых напрягов помимо тягания баулов не наблюдалось. Видимо, полет все же подкосил Мишкины силы. Чем ближе к карнизу тем он все медленнее проходил участки. С каждым бывает такое - на сегодня "наелся". Через "не могу" пришлось поменяться. Не сильно охота лезть, когда весь день тягаешь баулы. Карниз на деле оказался не такой страшный, как смотрелся снизу. Пока на удобной полке переодевались, пообедали, начали лезть, времени ушло порядочно. Несколько равновесных движений под карниз, а дальше меня ждало приятное лазание по щели. До сумерек успел пролезть от карниза только полторы веревки. Пора было готовить место под ночевку. Платформу установили довольно быстро. Развели немного спирта, быстро поели и отрубились.

Толик утверждал, что мы должны на следующий день долезть до большой полки, которая является окончанием первого бастиона - основной части стены. Мы такого оптимизма не разделяли. С утра нас подкосила сборка платформы. Она разобралась только на половину до состояния буквы "Г". Сколько мы не бились, но сделать что-то с ней на весу не получалось. Был мой день работы на маршруте. Попытка Мишки одеть на себя баул с платформой провалилась - его просто переворачивало. Пришлось жумарить с этой оглоблей под собой. Намучались - это не то слово.

Борич на R21-R22 Выход из грота по камину

Большая полка в конце первого бастиона.

Конец стенной части маршрута

4. Шановазов, 2005г.
5. Воронин, 2001г.
6. Родошкевич, 1981г.
От ночевки шло не сильно сложное, но неприятное в плане организации страховки лазание. Очень много корки и гнилой породы. Ориентироваться было не сложно - мы лезли в направлении возвышающегося прямо над нами большого внутреннего угла. Интересные технически веревки начались с этого самого внутреннего угла. Одна стенка его вертикальная, а друга нависает. Щель сужается. Я лез в скальниках RockJock фирмы LaSportiva. Это специальная горная модель с мягкой подкладкой под пяткой. Оказалось, что в таких скальниках нормально можно лазить только участки V категории. На 6а уже напрягаешься, 6b лезешь с огромным трудом, равновесная 6с принципиально не проходима, особенно если зацепки под ноги маленькие. Для маршрутов уровня альпинисткой 5А-5Б вполне пригодно. В общем, я долго мучался. Самая засада была, когда нужно было ногу поставить в какую-нибудь небольшую каверну. Эти скальники туда просто не влазили, а нога внутри съезжала с опоры. Удовольствие то еще. Наверное, отчасти из-за этого я оценил категорию веревки как 6с. Уж больно тяжело она мне далась.

Следующая веревка заставила меня громко материться в адрес создателей маршрута, Толика (он нам его посоветовал), всех прошедших его до нас, да и нас самих. Было абсолютно не понятно куда лезть. Рельеф - полная хрень. Упадешь - точки не выдержат. Кругом одна вертикальная развальня. На пути встречается несколько песчаниковых жил разной толщины. Понять, какая из них именно наша, с ходу тяжело. Сомнения отпали лишь тогда, когда я пролез до полочки, над которой метрах в пятнадцати виднелся небольшой карнизик, а под ним крюк с привязанным контрольным туром. Вот оно! Под карниз вела песчаниковая жила. Было видно, что в ИТО на фифах особых проблем она не представляла. Лазание же оказалось примерно 7a. Позже из разговора по телефону с Волосатым, мы узнали, что где-то здесь упал и сломал ногу Джек Башкирцев во время чемпионата. Пока рассматривал, что делать дальше, подошел Мишка с баулом. Я его огорчил, что, наверное, здесь наш проект и закончится. Мишка моих сомнений не разделял (Мишке к тому времени после борьбы с баулом и Г-образной телегой этот проект вместе со всеми этими горами были уже до лампочки, еще Серега предложил поменяться, но как-то ненавязчиво - прим. М.А.Борич). Попробовать стоило. Одел спортивные скальники (на три размера меньше нормального). Ноги стояли на мизерах, и, как следствие, стали держать руки. Напрягала необходимость заложиться. Удобных мест - чтоб спокойно стоять, не было. Участок заборол с третьей попытки. Обе первые потратил, улетая с отколовшимися мизерами под руки. Зато, когда наконец долез до карниза, радости не было предела. Это было похоже на эйфорию. Казалось, что основные трудности пройдены. Переоделся назад в RockJock, не послушав Мишку. Это была моя ошибка.

Выше карниза лезешь по песчаниковой жиле, которая образует в породе желоб-камин. Эта веревка особых проблем не представляла. Вот следующая - это да… Мне очень понравилась. Не почувствовав сразу засады я полез в тех же скальниках. Даже не представляю, каким образом пролез пять метров от станции. Ну, не лезется 7а в Rock Jock. Съехал до станции, переоделся в Миуру, и заново полез. Меня ожидала серия потрясающих равновесных движений по мизерам, местами вкрест. Точки тяжело, но ставились с лазания. Особенно запомнились съемные шлямбура, которые удалось поставить с лазания в существующие дырки, а также скайхуки, оставленные под страховку. Метод прохождения участка предыдущими командами очевиден (идет дырочкая скайхучная дорожка).

Веревка оканчивалась впечатляющим гротом, образованным жилой песчанника. Глубина его достигает 12 метров. Увидев такое место и соотнеся сгущающиеся сумерки с нашим физическим состоянием, решили здесь и заночевать. Места там оказалось немного. Сейчас, зная рельеф, мы бы пролезли дальше. На тот момент нам было непонятно, что нас ждет впереди. Ночевка не самая удобная, но жить можно. Расширили площадку баулом, быстро поужинали и легли спать. Всю ночь ворочались, так как по ширине мы влазили с большим трудом, а баул периодически стремился из-под нас выскользнуть.

Утром, выглянув из грота, стало ясно, что на вершину мы сегодня вылезем при любом раскладе. Оставили в гроте лишнюю воду, продукты и полезли дальше.
Была Мишкина очередь работать. Особых затыков в этот день не было. Неожиданно напрягла только самая последняя веревка (третий бастион). Здесь проходят все маршруты северо-западной стены. В 2005 году мы уже пролезали эту веревку. Начало идет через большой карниз. Тогда мы пролезли его в ИТО на якорях. Сейчас нам предстояло решить эту проблему в рамках свободного лазания. Походили по сторонам, высматривая и прикидывая возможные расклады по лазанию и места под точки. Вроде получалась интересная, но вполне реальная серия движений. Так или иначе, но с ходу пролезть не удалось. Потратили попытку. Со второй попытки Мишка сделал какой-то хитрый жим и буквально выдавил себя на вертикаль из-под карниза. Он оценил этот участок как 7а. И когда казалось, что уже все закончено, появилась очередная засада - выше карниза по маршруту прошел грязевой поток, и последние 20 метров пришлось лезть в распорах по камину, стенки которого покрыты слоем местами сухой, местами мокрой глины от 1 до 5 см толщиной. Эти последние метры Мишка лез около часа: сказывалась усталость, да и надежность рельефа была, мягко говоря, сомнительная.

Вылезли, покидали вещи в баулы, скинули с себя лишнее барахло и побежали на вершину. Сделали отсечку. Получилось 32 часа, два с половиной дня. Оказалось, что время у нас неплохое, хотя за скорость прохождения мы абсолютно не заморачивались. Мне кажется, что маршрут реально пройти в нонстопе за день (особенно, когда знаешь рельеф). Но это уже совсем другая история…

PS. Пооткисав в лагере несколько дней, решили сходить куда-нибудь "на заминку". Нужен был приятный маршрут, чтобы получить удовольствие, но особо не напрягаться и чтобы сходить налегке из лагеря в лагерь. Увидев в гайдбуке новый маршрут (Максюк, май 2010, категория по гайду "5А?", именно со знаком "?"), про который была нарисована нитка (местами неправильная!), но отсутствовало какое-либо описание, решили сделать второе прохождение. Оказалось очень интересно. Маршрут приятный, точки ставятся без особых проблем, рельеф (по меркам Ерыдага) достаточно монолитный. Всем рекомендую. Лазание до 6с. Есть места, где лезешь исключительно по кавернам. Для страховки провязываешь петли в скальные проушины. Как лезли первопроходцы, не известно. Мы натыкаись лишь на их станции. Мы прошли маршрут свободным лазанием всеми участниками. Все участки пройдены "на онсайт", хотя были места, где приходилось сильно задумываться.

Таким образом, несмотря на некоторую сумбурность (поехали не туда, куда изначально планировалось, планы-цели возникли, по существу, "из воздуха"), поездка получилась отличная!

Нас поддерживают:

Министерство спорта и туризма Свердловской области
Компания "Манарага"

Скалы "Семь Братьев", Верх-Нейвинск

Байлян (1-я), Маршрут «Дорога домой», 5Бз 700 м, М5+

Спасибо

было действительно прикольно. Ролик с ЗЛ выложил в сеть. http://vimeo.com/17606759

присоединяясь к предыдущим ораторам

уважуха!)

ух

круты как никогда! 5!

Круто!

Уважаю, ни разу не был в тех местах, очень интересно.

Зачет !!!

Не удержался прочитал на работе :) Читается на одном дыхании. Серега молодец! Ждем продолжения :)