Автор: Олег Хвостенко. Красноярск

Про чемпионат и не только

Денис Прокофьев на 1-м Столбе

Весной мы начали подготовку к Чемпионату России по альпинизму, который должен был пройти в горном районе Каравшин на территории республики Киргизстан. В апреле съездили в Крым на сборы. Потом много лазили на Столбах. Начали комплектовать снаряжение. Приобрели новую платформу, разработанную Женей Дмитриенко. Не остались в стороне и спонсоры. Представители фирмы Black Diamond "подбросили" набор из шести камалотов. Но, к сожалению, в связи с беспорядками на юге Киргизии мероприятие было отменено. Тогда наше внимание переключилось на подготовку к Чемпионату России в скальном классе, который должен был состояться в начале октября в Иркутской области, на берегу Байкала.

Первое боевое испытание камалоты прошли на Столбах в сентябре во время скального марафона. За два дня нужно было пройти в связке максимальное количество маршрутов на Первом и Втором столбах. К сожалению, выходные выдались прохладными, дул сильный ветер. И нам не удалось попробовать все маршруты, которые мы запланировали для прохождения свободным лазанием.

Тем не менее Денис Прокофьев прошел "трэдом" две трассы на Втором столбе: "Микст" - новый маршрут с восточной стороны и классический "Из садика правый". Я пролез "Из садика левый". Правда, в средней части маршрута столкнулся с огромным количеством свежевыросшего зеленого мха в щелях, для расчистки которого пришлось пару раз повиснуть на точке. Остальные трассы оказались более трудными для чистого прохождения, тем более в условиях холода и сильного ветра. Всего за два дня удалось пройти десять трасс. Поразило количество растительности на маршрутах Второго столба. Здесь и зеленый мох, и лишайник, и колючие кусты малины. Все это сильно затрудняет "традиционное" лазание. Народ в подавляющем большинстве своем ходит только по пробитым трассам - "Союз" да "Ребро". Остальное в запустении.

В скальном марафоне мы заняли второе место. Вован Гунько с Ефремом обошли нас по количеству маршрутов. Они пролезли кучу более дешевых трасс на Первом столбе, и это оказалось выигрышной тактикой.

В конце сентября сборная Красноярского края в составе четырнадцати человек выехала в Иркутск на первый в новейшей истории чемпионат России по лазанию на естественном рельефе. Соревнования проходили в прекрасном месте на берегу Байкала в районе станции Ангасолка. За месяц подготовки иркутяне почистили и пробили новый массив, сделали тропы, лестницы, отрыли стартовые площадки. Была проделана титаническая работа. В программе соревнований были четыре вида: трудность, скорость, связки и серия трасс (по нашему, боулдеринг). Нас больше всего интересовали связки, как самый "альпинистский" вид программы. Трассы связок готовились под руководством Валерия Балезина, неизменного в последние годы подготовщика всех "школ". Мужская трасса состояла из трех участков лазания, женская из двух. Плюс два дюльфера. Все в принципе идется свободным лазанием. В местах проблемной страховки забиты шлямбура. Трудности представляют только "живые" зацепы и каменная крошка. Трассы не удалось вычистить до конца.

Погода установилась великолепная, настоящее бабье лето. По жребию мы с Денисом лезем первыми из красноярских связок. Будем первооткрывателями. В дальнейшем информация передается между своими командами, и следующие по списку уже знают расклад по трассе - где какое железо использовать. Я лез первый участок, Денис второй и третий. Под верхом был небольшой карниз, который Деник выкатил свободным лазанием под ободряющие крики болельщиков. Было ему нелегко, потому что тащил он на себе много ненужного железа. На трассе мы использовали все имеющиеся шесть камалотов. Денис по старой привычке заложил еще парочку стопперов. Наше время 51 минута. После спуска передаем железо Паше Власенко с Витей Цыганковым. Объясняем, что кроме камалотов можно в принципе ничего не брать, разве что фифу для ускорения процесса.

Паша с Витей улучшили наше время на 10 минут. За ними лезут Саня Нескородов с Юрой Глазыриным. Четвертая красноярская связка Гунько-Ефремов стартует в самом конце. По наследству камалоты переходят к ним. Вова с Ильей еще улучшают время на трассе. В итоге первые Гунько-Ефремов, вторые Власенко-Цыганков, мы на третьем месте. Все призовые места у красноярцев. Справедливости ради нужно отметить, что конкуренция была не очень высокой, так как сильнейшие иркутские спортсмены выступали в качестве подготовщиков трасс.

Приятно конечно после упорных тренировок оказаться на призовом подиуме. Но все же ощущения от соревнований остались неоднозначные. Современное скалолазное снаряжение, камалоты в частности, позволяют существенно повысить свой уровень свободного "трэдового" лазания. Но пока что это не востребовано в российском спортивном альпинизме. В существующем формате соревнований победит не тот, кто может пролезть более трудный участок, а тот, кто быстрее передвигается, хватаясь руками за оттяжки, цепляясь фифами за шлямбура, используя "крюконоги". На трассе ты не должен стараться показать свое лучшее лазание, главное залезть быстро, любым способом. То же самое можно сказать и про соревнования на трудность. При равной высоте подъема определяющим является время участника. А это значит, что нужно лезть максимально быстро. Остановился, чтобы немного подумать или помагнезить руки, все - пролетел. И это при том, что средний уровень свободного лазания наших альпинистов довольно низкий. Соревнования должны стимулировать людей повышать свой уровень и показывать лучшее лазание. На деле же этого не происходит. Есть о чем подумать.

Благодарности.
Набор камалотов Black Diamond предоставлен экипировочным центром "ЛАВИНА".
Мы использовали средние и крупные номера.
По сравнению с обычными френдами камалоты отличаются более быстрой и простой постановкой, а главное легче вынимаются.
Френды чаще "садятся до упора" и потом много времени уходит на их извлечение.
Будучи засунуты в щель, камалоты производят впечатление более надежной точки страховки, чем френды.

Но это, по-видимому, чисто психологический момент.
В целом впечатления от использования только положительные.
Хотелось бы еще попробовать в деле мелкие "нулевые" номера.