Горы мира > Каракорум >

Автор: Олег Колтунов, СПб

Такого еще не было или permanent shower

Юго-восточная стена массива K7 West: вершина 6300

Стена

Вид на подход

К6 базовый лагерь
Выбор, маневры. Снова выбор, снова маневры, – да сколько может так продолжаться? Да уже нисколько! Мы едем вдвоем в Пакистан, в Каракорум! О чем еще можно мечтать? Разве если только о погоде…

Наш итоговый выбор и связанные с ним маневры – район гор-семитысячников K6(Baltistan) (7282), LinkSar(7041), K7(6934) с запада, с долины Чаракуза. Здесь, по нашим данным, еще не ступала нога русского человека. Однако, район известен зарубежному альпсообществу большими красивыми горами и рядом протяженных стен, некоторые из них до сих пор еще не пройдены.

Слава в базовом лагере

По прибытию в базовый лагерь, прежде всего, отмечаешь масштабность и большое количество отдельно стоящих гор с разным уровнем маршрутов. Приятной неожиданностью было увидеть несколько зарубежных команд: швейцарскую, испанскую и американскую. Мы не одни! То, что район действительно посещаемый, говорит наличие большого каменного туалета.

Знакомимся, изучаем обстановку. Швейцарцы с испанцами по случаю отъезда устраивают вечеринку – мы приглашены. Угощаем купленной в дубайском duty free водкой. Подтверждаем статус русских, объясняем значение слова “закуска”. Приятное, веселое общение. Главное, узнаем, что ни одна из стен, на которые мы претендуем, в этом году не была пройдена.

После нескольких дней изучения района окончательно выбираем объект для восхождения – нетронутая восточная стена массива K7West. Причины выбора – прежде всего, красота и явная выраженность самой стены, возможность выбора логичного, прямолинейного и достаточно безопасного маршрута. Отсутствие большого рельефа заставляют ее казаться вблизи совсем миниатюрной. Даже когда стоишь рядом, есть ощущение, что ее протяженность всего несколько веревок. Сам маршрут по стене можно разделить на три части. Нижнюю треть стены отделяет большая горизонтальная крутонаклонная полка. В этой части стена очень гладкая и, несмотря на то, что полка пересекает практически всю стену, выход на нее в любом месте очень сложный. Мы находим длинную тонкую наклонную трещину, которая идет через систему карнизов, внутренних углов и стенок. Она выводит почти в самый центр полки. Так как полка снежная, то в этой части стены в большинстве мест течет вода и в том числе в трещине, по которой предстоит лезть. Но что делать, придется немного потерпеть. Все равно пока погода не радует, почти каждый день дождь. Во второй трети за полкой идет выраженная система широких трещин. В этой части рельеф смотрится более простым, и кажется, что большую часть можно лезть свободным лазанием. Последняя треть – большой и холодный внутренний угол-камин, который в нижней части нависает. Холодный – потому что в нем видно лед. По нашим размышлениям это и есть ключ маршрута. Вся нитка маршрута проходит практически прямо посередине стены. Так как стена крутая, то на ее большей части проблему вытягивания груза надеемся переложить на минитрэкшн.

Напротив нашей стены расположена необычная вершина Nafees Cap. Она словно сложена из пластов “изогнутого” гранита. Полный перепад высот Nefees около 1300м. В нашу сторону она тоже смотрит стеной, которая, как и наш маршрут, начинается выше из-за подъема ледника. Сравниваем нашу стену и высоту Nafees, оцениваем перепад нашей стены в 1000-1100м. Хотя ни погода, ни ее прогнозы нас не радуют, решаем, что намеченный маршрут это то, что по нашим силам.

Главное для нас – это пролезть стену. Далее стена заканчивается гребнем, который выводит на вершину K7West. Гребень очень протяженный и имеет пилообразный характер с участками сложного микста. Практически прохождение этого гребня – это отдельное восхождение, и полное его прохождение выглядит не вполне логичным после преодоления нашей стены. Мы планируем продолжить логичную линию по гребню до наиболее выраженной вершины.

Выжидаем улучшения погоды, готовимся, акклиматизируемся. На смену швейцарцам и испанцам приезжает двойка итальянцев – Даниэль и Лоренцо. Оказывается один из предполагаемых ими вариантов восхождения – это НАША стена! Даже пробегает приятное ощущение, что мы уже кого-то опередили. Нам ребята очень понравились. Мы даже с удовольствием обсуждаем тонкости возможного совместного восхождения. Однако, мы настроены на восхождение в двойке, да и они, кажется, тоже. Стартовать сейчас с нами они все равно не могут – им еще нужно акклиматизироваться. Совместное восхождение откладывается на “когда-нибудь в будущем”. Предлагаем им восхождение по какому-нибудь параллельному маршруту с фотографированием друг друга с разных точек. Вот только другого логичного пути рядом нет…

Делаем пару подходов для окончательной разведки, подноса еды и снаряжения.

6 августа – стартуем. Основное впечатление – мокро, причем очень мокро. Обилие дождей, которых мы не ожидали на такой высоте, и снежная полка дают о себе знать. Стараемся выбирать места страховки гуманно по отношению к страхующему. Хорошо, что светит солнце, в сухих местах успеваешь передохнуть. Начало достаточно крутое 850-950, несколько небольших карнизов. ИТО преимущественно А2, небольшие участки А3. За день пролезаем три веревки, очень довольны. Завтра отрываемся …

Ночью нас смывает мощнейший ливень. Так как до этого на высоте 5000 – 6000 метров нам не часто приходилось встречаться с такими дождями, то, прямо скажем, мы, а точнее наша платформа, были не вполне к этому готовы. Ливень пробивал ткань платформы так, что внутрь проходил поток водяной пыли. Но основной причиной нашего наводнения стала вода, которая затекала к нам со стороны стены. Весь дождь, который упирался в стену, собирался полкой и сконцентрированным потоком стекал в ее средней части. Наше положение можно представить, если поставить палатку в водопаде. Нас затопило настолько, что все внутри плавало, вода просто не успевала проходить через отверстия в дне. Разные манипуляции не привели к избавлению от такого количества воды. Переживаем – выдержит ли такой вес платформа, шлямбур? В итоге берем нож и делаем в днище несколько дополнительных отверстий. Это помогает! Вода уходит, и мы перестаем чувствовать себя как две рыбы в аквариуме, которых забыли покормить. Даже принимаем лежачие позы. Однако рано расслабляться! Время от времени начинают пролетать камни. Несмотря на то, что платформа расположена у нас на небольшом нависании, некоторые пролетают совсем рядом. Один из таких камешков пробивает палатку и попадает Фоме точно в локоть. Рука опухает и перестает работать. Теперь каждый раз, заслышав нарастающий свист, мы вскакиваем и вжимаем головы в стену. Пытаемся согреться. Не хватает воздуха, так как мокрая ткань палатки почти не дышит. С большим трудом зажигаем горелку. К утру все стихает. Старт, очевидно, откладывается. Рука моего напарника, на мой взгляд, не выглядит критично, но в любом случае, это можно будет определить точно только через несколько дней. И надо что-то делать с платформой. Оставляем все вещи и спускаемся.

Все в лагере ждут хорошей погоды. Небольшой сель и разлив ручья, заставляют нас переехать поближе к нашим иностранным друзьям. Вечерами собираемся у итальянцев, играем в карты, смотрим фильмы, обсуждаем у кого лучше прогноз погоды. Делимся новостями, узнаем о глобальном кризисе в Пакистане: сели смыли кучу дорог, мостов, поселков…

Проходит несколько дней, рука восстановилась. Платформу мы решили укутывать дополнительно тентом от палатки. Интернациональный футбол с русско-итальянско-американскими участниками говорит, что мы готовы ко второму выходу. Теперь основная проблема – поймать окно хорошей погоды для старта и для выхода на полку.

12 августа, несмотря на неблагоприятный прогноз, хорошая погода. Мы быстро собираемся и выходим. Подходим под маршрут, все наши вещи живы. Правда из-за дождей в том месте, где мы стартовали, снег растаял, и расстояние до стены увеличилось так, что до нее не достать. Хорошо, у нас был оставлен длинный кусок веревки! Желая избежать всех прелестей прошлой ночи, мы переезжаем в середину третей веревки в сухое место, сразу под небольшим карнизиком. Место выбрано удачно, и дальше все складывается довольно хорошо. Достаточное количество топориков и якорей позволяют нам “проплыть” к расширению трещины в верхней части. За веревку до полки, при переходе на правую часть трещины, становиться суше и можно лезть. Преодолев восемь веревок, мы выходим на полку. Здесь первый вынужден одеть кошки. Далее проходим по льду одну веревку влево-вверх в основание большой трещины. Итого, затратив в общей сложности 5 дней (включая одни день вынужденной обработки 6 августа, и один день отсидки под карнизом, в пережидании плохой погоды 14 августа) мы оказываемся под следующим скальным участком и успеваем провесить еще одну веревку.

Начало средней части стены не оказалось сильно проще. Крутизна первых двух веревок около 900, причем в середине второй – большой карниз. Широкие трещины, переходящие в камины, “выкидывают” и требуют применения больших камалотов, которых, как правило, не много. Затем рельеф немного ложится, становится чуть проще и временами некоторые участки можно подлезать. Потоки воды по стене закончились, зато теперь возникла потребность топить воду. В один из дней заготовления воды чуть не отравляемся угарным газом. Сказывается то, что палатка в нашей “броне”, укрытая тентом, стесняет приток воздуха. Погоду нельзя назвать глобально плохой, но каждые сутки, днем или ночью идет дождь, так что прелести мокрой жизни не заканчиваются. Солнце, если выходит, то освещает стену где-то с 11.00 до 15.00. Фотоаппарат такого не выдерживает и на какое-то время перестает работать. Он иногда включался, но при этом делал всего пару фотографий и расходовал полный комплект батареек. В общем, он стал полностью неадекватным, что нас несколько беспокоило. Затратив еще 2 дня и преодолев 6 веревок, мы оказываемся перед следующим участком стены под нависающим ледовым углом.

В ледовом углу – камине мы сталкиваемся с неприятным микроклиматом, достаточно большой влажностью и небольшой отрицательной температурой. Все вокруг в “липкой” воде, которая мгновенно превращается в лед. Солнца внутри угла нет, и стекающая сверху вода мгновенно образовывает сосульки. Провешенные веревки превращаются в столбики льда. На прохождение веревки, провешенной в предыдущий день, первый затрачивает больше часа времени. Петцелевские жумары проскальзывают. Уходя последним, каждые десять метров завязываю за собой узелки. Идет сложное ИТО вперемешку с микстом. Первые две веревки чуть нависают. При переходе из угла в камин появляются пробки-карнизы. Чувство постоянной мокроты и холода заставляет торопиться. На третьей веревке, при переходе через карниз у меня вылетает камалот и бьет в скулу. Теперь улыбаться до конца восхождения не хочется, больно. На следующий день дорабатываем веревку и выходим на левую грань камина в обход огромной пробки. Переезжаем сюда, здесь сухо! Веревки начинают портиться от таких неблагоприятных условий. Потихоньку избавляемся от железа: улетают пробойник, камалот. В обход пробки идет еще одна веревка сложного ИТО и единственный участок маршрута, метров 5, на котором приходиться бить дырочки. Руками, молотком по буру. Далее рельеф немного ложится, становится более простым и разнообразным. Небольшая ледовая речка, карниз, ИТО и интересное лазание. Чувствуется окончание стены, поочередно улетают жумар, минитрекшн. Напряженная работа, и поздно вечером мы выходим наверх стены! От начала холодного угла 7.5 веревок, 4 дня.

Затем погода награждает нас двумя днями солнца! Первый день изучаем дальнейший путь подъема и спуска. Спускаться по пути подъема нам не хочется, и мы переезжаем по гребню (по широкой наклонной полке 70 метров) под вертикальную стену большого бастиона. Отсюда планируем спуск налево вниз в большой цирк. Готовимся к выходу, планируем идти дальше налегке, без платформы, до наиболее выраженной вершины в гребне, насколько позволит наша скорость и погода. Берем еду на три дня, горелку, аптечку и тент, который снимаем с платформы. Второй день. Сначала идем, заложив большой траверс влево, затем, двигаясь влево-вверх по системе снежно-ледовых полок и речек, мы выходим на гребень. Местами достаточно сложный микст. Гребень очень сложный, пилообразный, страховка ненадежная. На скалах толстая корка обледеневшего снега. Временами карнизы. Ночуем в небольшой ямке, выкопанной при выходе на гребень в снежном гребешке. Телефон хоть и ловит спутники, но отказывается ловить сеть. Несмотря на все наши усилия и борьбу с ним, связи нет. Устал что-ли? В итоге телефон заработал у нас только уже в Скарду.

На утро погода портится – снег, ветер, плохая видимость. Проходим немного по гребню и залезаем на большой бастион. Всё – это Наша вершина! Время 11.00, 22.08.2010. Здесь никого никогда не было. Примерная высота 6300м. Включаем фотик, он работает! Успеваем сделать несколько фотографий. Спускаемся, ночевать на гребне не хочется, погода продолжает портиться, становится холодно. Успеваем дойти до платформы только благодаря тому, что оставляем веревки. У меня в середине спуска исчезает кошка, причем ни я, ни Фома, не заметили, как это произошло.

На следующий день снова снег, ветер и холод. Делаем усилие над собой и снимаем все оставленное снаряжение. Греемся и собираем оставшиеся силы для спуска. Все вокруг завалено снегом.

Спуск у нас занимает еще два дня. Один день – около 18 дюльферов до большого цирка-ледника, который стекает с массива K7 West. Все это по неизвестному рельефу и ни одна веревка не застревает! Небольшой бобслей по снежному желобу и прыжок в берг, в котором мы и ночуем. Второй день спуск по леднику до начала ледопада, которым заканчивается ледник, и 9 дюльферов по краю стены слева (если смотреть сверху) от ледопада. Спуск “забирает” у нас еще несколько “бесполезных” вещей. Делаем последние усилия и обходим, трещины на леднике, по которому мы поднимались к началу маршрута. Практически, можно считать, что мы в безопасности! Мы реально измотаны. Баулы тянут вниз наши истощенные тела, и мы с трудом передвигаемся. Нога без кошки пытается постоянно проскальзывать. На наше счастье на спуске с ледника нас встречает Исаак (наш гид) со своим сыном! Мы с радостью делимся с ними грузом и узнаем, что портеры нас уже ждут для спуска в Хуше. Последние усилия, спуск на ледник Charakusa, и к вечеру мы в базовом лагере. Мы сделали это!

Испанцы и американцы уехали. Узнаем, что никто из них не прошёл маршруты на стену Badal Wall, которые они начали обрабатывать до нашего второго старта. Не сказать, что мы были сильно этому удивлены.

Далее наше возвращение было фантастически стремительным. Мы за два дня переместились из базового лагеря в Исламабад! У нас даже осталось время на культурную программу с заходом в зоопарк и катанием на слоне. Кроме того, мы там встретили швейцарцев, которые должны были улететь две недели назад, но из-за катаклизмов не смогли вовремя добраться до Исламабада. Неожиданность и радость этой встречи трудно себе представить. Часто ли вы встречаетесь случайно со своими друзьями в городе, в котором более нескольких млн.человек?

Итого. По нашим оценкам. Перепад стенной части – 1020 м, всего маршрута 1300 м. Прохождение стены заняло 11 дней (10 дней работы) и еще 2 дня на вершину 6300. Спуск с вершины – 4 дня: один день до выхода со стены, один день снятие веревок и еще два дня до базового лагеря. Наши впечатления – красиво, интересно, сильно, но очень мокро.

Спасибо всем тем, кто помогал и переживал за нас.

СПОНСОРЫ ПРОЕКТА:
Федерация альпинизма, скалолазания и ледолазания Санкт-Петербурга,
производителю альпинистского снаряжения krukanogi.com

Также мы хотим выразить отдельную благодарность за оказанную поддержку:
президенту ФАСиЛ Татьяне Тимошенко,
директору фирмы “Морион” Игорю Батурину
и лично Андрею Жерноклееву из г.Москвы.

КЛАСНО!

Наконец-то! Отличное восхождение! Молодцы!